Театральные подмостки в организации профилактики наркомании и наркопреступности среди студентов профессиональных образовательных организаций
Авторы: Нуждова Майя Викторовна, Горшенина Елена Алексеевна
Рубрика: Педагогика социальной работы
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.
Дата публикации: 03.04.2018
Статья просмотрена: 188 раз
Библиографическое описание:
Нуждова, М. В. Театральные подмостки в организации профилактики наркомании и наркопреступности среди студентов профессиональных образовательных организаций / М. В. Нуждова, Е. А. Горшенина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3265/ (дата обращения: 18.12.2024).
Современный подход к решению проблемы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) предполагает приоритет профилактической работы, ведение которой должно начинаться до наступления «критического возраста» первой пробы, при этом особое внимание должно уделяться профилактической работе в условиях образовательных организаций.
Приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики. Основная цель первичной профилактики — формирование у подростков мотивации социально-успешной личности, способной самостоятельно справляться с жизненными затруднениями.
Эффективным средством формирования социально-успешной личности служит театральное творчество детей, подростков и студенческой молодёжи.
Посещение театра — всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.
В образовательном процессе драматизация выполняет следующие функции:
– диагностическую (самопознание в процессе игры);
– коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных качеств);
– коммуникативную (включение в информационное взаимодействие);
– творческую (реализация способностей).
Для решения проблемы профилактики наркомании термин «драматизация» может быть использован в двух основных понятийных значениях: художественном и социально-педагогическом. В художественном значении — как форма драматического перенесения на сцену событий и явлений, межличностных отношений людей в разрезе определенной жизненной ситуации. В социально-педагогическом значении драматизация используется как способ организации взаимодействия педагога и воспитанника в жизненно-реальных или игровых ситуациях. В процессе драматизации формируются очень важные умения: это умение видеть другого человека; умение демонстрировать в доступной и привлекательной форме собственное отношение к окружающей действительности; умение адекватного выражения своих чувств и эмоций; находить решения сложных жизненных ситуаций. Использование драматизации в воспитательном процессе влечет за собой вариативность, отказ от жесткого, стереотипного программирования воспитательного взаимодействия, атмосферу сотрудничества и сотворчества.
Из вышесказанного следует, что драматизация как элемент театральной педагогики, может выступать эффективным средством профилактики наркомании среди подростков. Ее педагогический потенциал заключается в следующем: в смене социальных и драматических ролей, в активном действии и взаимодействии, в проживании и переживании реальных жизненных и игровых ситуаций, в разрешении конфликтных ситуаций.
Методика студенческого театра имеет свои предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество, играющего (воспитанника), педагога — режиссера.
Организация работы над спектаклем — это сложный и длительный процесс, имеющий свои трудности и противоречия, в котором достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты: режиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар студенческого театра.
Арсенал возможностей и средств студенческого театра отличен от профессионального тем, что в его составе отсутствует важный компонент — мастерство профессионального актера. В арсенале педагога-режиссёра студенческого спектакля место профессионального актерского мастерства и техники занимает творческая, художественная природа молодого человека. Режиссерские средства в этом случае из факторов, формообразующих произведение искусства (спектакль), превращаются в факторы, формирующие личность студента, то есть в факторы педагогические. Именно поэтому речь идёт не столько о режиссерском, сколько о режиссерско-педагогическом замысле. В этом контексте все режиссерские средства, не теряя никоим образом своей сложности и художественной природы, начинают говорить на другом языке — на языке педагогическом воспитывающим, формирующим личность.
Работа над сценарием определяется выбранным материалом, но ей обязательно предшествует текст. Ход работы зависит от того, с чем приходится работать: с готовым авторским текстом (пьеса, прозаический или поэтический отрывок и т. п.), сюжетом, который предстоит театрализовать или авторским сценарием режиссёра. В работе театральной студии «Лицей» преимущественно используются авторские сценарии режиссёра. Параллельно с организацией спектакля идет работа над актерским мастерством, которое есть не что иное, как развитие способности владеть своим телом, выразительным жестом, голосом, пластикой. Артистические занятия должны быть направлены на удовлетворение творческих потребностей подростка; постановка спектакля или композиции не является самоцелью. Осознанная на практике коллективная природа театрального искусства заставляет учащихся одинаково ответственно и творчески относиться к любой мелкой, черновой работе, понять, что каждая работа так же важна для спектакля, требует такой же выдумки, творчества, добросовестности и трудолюбия, как и исполнение любой роли.
В Заинском политехническом колледже роль педагога дополнительного образования, организатора достаточно высока. За учебный год в колледже проводятся множество мероприятий: начиная со спортивно-развлекательной игры для первокурсников «Голодные игры» в сентябре и заканчивая выпускным вечером в июне. В колледже работают вокальный и танцевальный кружки. Но уже семнадцать лет работает студенческая театральная студия «Лицей».
Принято считать, что в колледжи, бывшие профессионально-технические училища, идут в основном «плохонькие» ученики — выпускники девятых классов из недостаточно обеспеченных неполных, неблагополучных семей, для которых учёба в десятом и одиннадцатом классах — недосягаемая вершина. И в этом практически состоит вся правда о среднем профессиональном обучении. Нет, естественно, приходят в колледж и «хорошисты» и, с каждым годом их всё больше и, всё-таки, они в меньшинстве. Мальчишки и девчонки, просидевшие девять классов на задних партах, не получившие достаточного внимания учителей, а зачастую и родителей, каждый год первого сентября пополняют ряды студенческого братства. Инженерно-педагогический коллектив колледжа старается к ним относиться бережно. Ведь именно из них получаются первоклассные специалисты и благодарные выпускники. Конечно, это происходит не сразу. Это долгий и кропотливый процесс, который педагоги и студенты проходят вместе.
В этой работе трудно переоценить роль театральной студии. Каждый год в сентябре месяце в колледже объявляется конкурс «Алло, мы ищем таланты». И если некоторые таланты сами идут в актовый зал, то некоторых буквально заставляют кураторы потому, что участие в конкурсах — это рейтинг студенческой группы. И, как бы это не парадоксально звучало, среди них потом оказываются те самые таланты, которые на протяжении четырёх лет учёбы играют в студенческом театре. Кстати сказать, среди них есть бывшие «учётники» за различные виды правонарушений и преступлений. Так один из «бывших» на сегодняшний день является капитаном команды КВН и играет в спектаклях, осваивает азы современного эстрадного танца. Из десяти «трудных» первокурсников прошлого учебного года на сцене сегодня с удовольствием выступают семеро парней. И, это главный показатель эффективности деятельности театральной студии. И главное, всем им вместе интересно. В колледже творческая деятельность не считается чем-то зазорным. Наоборот, если студент участвует в мероприятиях, то он приобретает статус успешного и востребованного. Кроме того, он приобретает некоторую известность, что само собой является одним из важнейших стимулов в этом возрасте.
Творческий коллектив колледжа принимает участие в различных фестивалях, конкурсах. Приходится разъезжать по городам республики со концертными программами, театральными постановками в рамках этих фестивалей. Это в студенческой среде очень престижно потому, что творческая деятельность даёт возможность встреч с известными людьми, общения, обучения, новых знакомств.
Для участников театральной студии занятия никто не отменял. В коллективе непреложное правило: имеешь недочёты — идёшь и исправляешь, иначе доступ в актовый зал ограничен, ролей в каких-то новых проектах, а тем более главных ролей, уже не получить. На сегодняшний день в нашем творческом коллективе, а это театралы, танцоры, певцы, тридцать человек. Правонарушителей среди них нет. А ведь в коллективе занимаются в основном юноши. Специфика профессий и специальностей Заинского политехнического колледжа такова, что обучаются в основной своей массе юноши. Девушки, можно сказать, на вес золота. Тем интереснее. Это — выгодное отличие студенческой театральной студии «Лицей» от других коллективов.
Есть сложности с подбором репертуара. Очень сложно найти интересный материал, где было бы множество мужских ролей и очень мало женских. Практически любой материал приходится адаптировать под свой коллектив. А потому чаше ставятся спектакли по авторским сценариям педагога дополнительного образования. Тогда у каждого есть своя, порой совсем маленькая, но роль. И все играют с удовольствием. Особенно студентам нравится ставить мюзиклы. Но коллектив не боится и серьёзных тем. И, конечно, особо почитаема военная тематика. «Нет предела совершенству», сказал давным-давно великий Сократ и, безусловно, был прав. Молодым людям в возрасте шестнадцати — восемнадцати лет интересно попробовать себя и в драматургии, и в вокале, и в хореографии. Чтобы как-то совместить все виды искусства на одной сцене вот уже на протяжении последних семи лет ребята с удовольствием ставят музыкальные спектакли, снимают видеоролики, поздравления с различными праздниками и, даже, фильмы. Это обширнейшее поле для творчества, для самовыражения. Основное место работы театральной студии — Актовый зал. Он оснащён новейшей акустической, медиа- и видеоаппаратурой, которую творческий коллектив купил сам за счёт грантовых средств, полученных за призовые места в ежегодном Республиканском фестивале самодеятельного художественного творчества среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан. И это тоже важный показатель.
Молодые люди, у которых есть занятие по душе, отвернутся от сомнительных удовольствий, которые якобы дают алкоголь, табак, наркотики. Студенческий театр — это взаимодействие актера и зрителя. В процессе работы над спектаклем его создатели приходят к мысли, что их деятельность — это не просто развлечение или возможность проявить свои способности, но и возможность воздействия на ум и чувства зрителей, их товарищей, способ поделиться своими мыслями, высказать свое сокровенное. Серьезность отношения участников коллектива к своей работе, их высокая взыскательность к качеству любой детали спектакля, настоящая горячая увлеченность делом поднимают в глазах зрителей творческого труда товарищей до уровня общественно значимой деятельности, приносящей реально ощутимые, важные и полезные результаты. Этим студенческий театр и важен в организации профилактики наркомании среди подростков и учащейся молодёжи.
Литература:
- Барабохина В. А., Савченко С. Ф. Профилактика табакокурения, токсикомании, употребления алкоголя и наркотиков // Социальная работа с детьми и подростками группы риска / Под ред. А. А. Реана. — СПб., 2014.
- Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М. 2010.
- Колеченко А. К. Каменский А. М. Организация антинаркотической образовательной среды в школе. — СПб., 2011.
- Побежимова З. А. Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2007.
- Профилактика аддиктивного поведения школьников / Под редакцией А. К. Колеченко. СПб., 2006.