Повышение качества учебного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на уроках биологии
Автор: Куашева Лариса Зулимбиевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.
Дата публикации: 31.03.2018
Статья просмотрена: 1153 раза
Библиографическое описание:
Куашева, Л. З. Повышение качества учебного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на уроках биологии / Л. З. Куашева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3266/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается эффективность и результативность внедрения ФГОС на уроках биологии в общеобразовательной школе; выделяются проблемы, стоящие на пути достижения требуемых результатов; рассматриваются разные методы и пути их преодоления.
Ключевые слова: ФГОС, учитель, ученик, урок, проект, учебная ситуация, контроль знаний, учебно-воспитательный процесс, компонент.
В настоящее время основной задачей общеобразовательной школы является не только обеспечение учащихся образованием высокого уровня, но и всестороннее развитие их мышления, самостоятельности в пополнении своих знаний, ориентации в стремительном потоке современной научной информации. Современный учебный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействовали бы развитию творческих способностей учащихся, также формированию саморазвивающих и самообразовательных навыков [1].
Такие традиционные способы информации как устная, письменная речь, телефонная и радиосвязь сегодня уступают место компьютерным методам обучения, телекоммуникационным сетям глобального масштаба.
Для достижения высокого результата в ходе образовательного процесса, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и разрешать проблемы, используя при этом знания из различных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но также методических, технологических аспектов образования.
Согласно новой образовательной программе — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) — образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода, для реализация которого учащиеся должны овладеть умением формировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и делать соответствующие выводы, представлять их правильно и уметь отстаивать свою точку зрения [2].
ФГОС используют новое для образования понятие — учебная ситуация — особая структурная единица образовательного процесса, согласно которой дети обнаруживают предмет своего действия с помощью учителя, и, совершая разнообразные учебные действия, исследуют его.
В условиях реализации ФГОС к образованию сегодня предъявляются новые требования, согласно которым выпускник средней школы должен уметь ориентироваться в буйном потоке информации, решать возникающие проблемы творчески, уметь применять полученные знания и умения на практике.
Следовательно, задача учителя − развивать у школьников творческое мышление, т. е. обеспечить их таким необходимым умением, как умение учиться. Основной целью деятельности любого учителя является повышение качества образовательного процесса посредством реализации ФГОС на уроках.
Другая особенность ФГОС общего образования — это предъявление строгих требований к результатам освоения основной образовательной программы.
В ходе введения ФГОС каждому учителю необходимо осознавать важность и необходимость развития универсальных учебных действий (УУД) и достижения учащимися трёх групп планируемых результатов — личностных, предметных и метапредметных, которые сформулированы в виде формируемых способов деятельности, а не в виде перечня знаний и умений. Их необходимо также учитывать при проектировании учебного процесса, начиная с рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.
При изучении биологии в общеобразовательной школе учащиеся должны владеть такими учебными действиями, которые позволят им достичь личностных, предметных и метапредметных результатов, предусмотренных образовательным стандартом.
Главная задача курса биологии в общеобразовательной школе — формирование таких личностных результатов, как экологическое сознание, осознания высокой ценности каждой жизни и правил отношения к природе; овладения основами здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий и т. д.
Глубокому и осмысленному усвоению знаний способствует целенаправленное решение различных учебно-познавательных задач, формирование у школьников практических навыков и умений.
На каждом уроке необходимо предусматривать применение различных методов, приёмов и средств обучения.
Целесообразно такое обучение, при котором учащиеся сами приходят к правильным выводам. Это способствует не только переходу их знаний в убеждения, но и формированию у них биологического мышления.
Важным структурным компонентом урока является анализ результатов образовательной деятельности учащихся. С этой целью учитель систематически подводит итоги урока, комментирует работу учащихся по усвоению знаний и овладению практическими навыками.
От умения учителя определять каждый из этих компонентов и их адекватного сочетания зависит эффективность и результативность урока. В то же время урок представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, способы учительского творчества, к которому предъявляется большое количество требований.
Каждый урок должен содержать чётко поставленную цель, для достижения которой требуется решения основных задач урока. Формулировка цели и задач должна быть лаконичной и с точностью определять виды деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, нужно организовывать эти поиски, управлять ими, развивая познавательную деятельность школьников. При этом:
‒ позиция учителя: к классу с вопросом, а не с ответом;
‒ позиция ученика: самостоятельное познание мира в специально организованных для этого условиях.
Особое затруднение может вызвать описание планируемых результатов, в результате которого наблюдается нестыковка между задачами, ожидаемыми результатами, содержанием и методикой проведения урока.
Сегодня учителю трудно отойти от устоявшейся схемы (опрос, изучение, закрепление) и спланировать необходимые для самостоятельного приобретения знаний учебные действия учащихся.
Предлагаемые традиционные схемы не включают обсуждения цели урока на основе проблемного вопроса, также мало элементов эвристической беседы, диалога, работы в парах и малых группах. Учитель не владеет модульной технологией, которая подразумевает индивидуальный маршрут изучения учебного материала. Сегодня в представляемых проектах нет заданий по развитию смыслового чтения, а формирование ИКТ-компетентностей реализуется, как правило, только в слайд-презентациях или использовании интерактивной доски.
Один из способов реализации ФГОС — метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания путём планирования и выполнения постепенно усложняющихся задач. Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, при котором на первое место выносится не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях [3].
Такое обучение отличается тем, что ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить свой новый опыт, контролировать эффективность собственных действий, а не просто «запомнить и ответить».
Метод проектов даёт возможность каждому ученику проявить себя, выявить способности, подумать о будущей профессиональной деятельности, испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное для себя и сконцентрировать свои желания, возможности и силы на этом.
Таким образом, использование проектов на уроках эффективно и позволяет добиваться формирования метапредметных результатов обучения и УУД всех видов.
В заключение важно отметить, что создание информационно-образовательного пространства на уроке, соответствующее требованиям ФГОС нового поколения, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, который направлен на формирование у учащихся не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий. Школьник должен уметь самостоятельно определять цели обучения, планировать и организовывать познавательную деятельность, осуществлять самоконтроль, уметь работать в коллективе и т. д. Без этих навыков и умений сегодня трудно стать востребованным, конкурентоспособным специалистом на рынке труда. Именно в процессе реализации системно-деятельностного подхода формируется такая личность ученика.
Как справедливо отметил М. И. Махмутов, «постоянное решение учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее, в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности» [4]. Тем самым (как указывается в документах по Модернизации образования) достигается новое качество образования, заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности, развитие индивидуальных интересов, социальной активности, что наиболее продуктивно в условиях личностно-деятельностного обучения.
Литература:
- Г. Н. Васильева. Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно-методических статей / Пермь, 2003.
- Официальные документы в образовании. План действий правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 г.
- Л. В. Байбородова. Разновозрастные учебные занятия в сельской малочисленной школе / Сельская школа. — 2005.
- Г. А. Атанов. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. — Донецк: ДонГУ, 2004.
- М. П. Гурьянова. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. — Минск: Амалфея, 2002.
Ключевые слова
Учебно-воспитательный процесс, проект, урок, ученик, учитель, компонент, ФГОС, учебная ситуация, контроль знанийПохожие статьи
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС
Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...
Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности
В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...
Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии
В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влия...
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...
Система и содержание профессионального образования в колледжах
В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...
Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС
Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...
Трудности в обучении говорению на уроках английского языка в средней школе и пути их преодоления с учетом возрастных психолого-педагогических характеристик учащихся
В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся средней школы в процессе обучения говорению на уроках английского языка, возможные пути их решения, в том числе проблемные ситуации как наиболее эффективный способ, соот...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Похожие статьи
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС
Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...
Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности
В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...
Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии
В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влия...
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...
Система и содержание профессионального образования в колледжах
В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...
Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС
Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...
Трудности в обучении говорению на уроках английского языка в средней школе и пути их преодоления с учетом возрастных психолого-педагогических характеристик учащихся
В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся средней школы в процессе обучения говорению на уроках английского языка, возможные пути их решения, в том числе проблемные ситуации как наиболее эффективный способ, соот...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...