Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 09.04.2015

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Пилюгина, Е. И. Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе / Е. И. Пилюгина, Л. В. Верниенко, Н. Д. Суховеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/121/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье раскрыты акмеологические основы развития конкурентоспособной личности, рассмотрены детерминанты конкурентоспособности, выделены акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе.

Ключевые слова: конкурентоспособная личность, полипрофессионализм деятельности, детерминанты конкурентоспособности.

 

Конкурентоспособная личность харктеризуется развитой системой знаний, по сравнению со своими конкурентами, профессиональными навыками и способностями, более высокой квалификацией, способностью достигать поставленных целей при умении решать широкий круг профессиональных задач.

Представленная проблема рассматривается с точки зрения экономики, социологии, педагогики, психологии и акмеологии. Теоретический анализ работ, посвященных жанной проблематики, показал, что предметом исследований являются личностные и профессиональные качества субъекта деятельности, внутренние и внешние условия развития конкурентоспособной личности, системы оценок конкурентоспособности. Однако, конкурентоспособность как научный феномен рассматривается в полной мере в психологии и акмеологии.

В акмеологии конкурентоспособность профессионала исследовалась с точки зрения достижения наивысших вершин специалиста в профессиональной деятельности и творчестве — акме (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов), акмеологических стратегий подготовки конкурентоспособного будущего специалиста в условиях вуза (Н. В. Кузьмина), представлена обобщенная концепция развития профессионала (А.А Деркач, О. С. Анисимов, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, В. Н. Марков, М. Ф. Секач). В акмеологии также рассматривались различные аспекты проявления конкурентоспособности специалистов в различных сферах деятельности управленца на государственной службе (Л. Г. Лаптев), педагога (Н. В. Соловьева), преподавателя вуза (А. В. Гагарин).

Прежде чем рассмотреть понятие конкурентоспособная личность необходимо проанализировать понятие конкурентоспособность.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия. Конкурентоспособность специалиста имеет не только общественную, но и личную значимость, поскольку обеспечивает ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги, создает условия для полноценной профессиональной деятельности и профессионального долголетия. Процесс становления конкурентоспособной, востребованной обществом личности начинается в профессиональном учебном заведении и продолжается на протяжении всей ее жизни [4].

Анализ данных определений, позволяет сделать вывод о том, что конкурентоспособность — интегративное, системное и динамическое качество личности, включающее в себя такие понятия, как: компетентность, конкурентоопределяющие личностные качества, акмеологическую направленность личности.

Развитие конкурентоспособной личности является одним из основных ориентиров современного образования и представлено как динамическое качество личности. Это дает основание для утверждения, что основы конкурентоспособности закладываются в системе общего образования; в системе высшего профессионального образования закладываются основы социально–профессиональной конкурентоспособности, которые развивается в процессе самореализации личности как гражданина, так и специалиста.

Сегодня конкурентоспособность выпускника определяется его профессиональной компетентностью, в которой специальные знания должны совмещаться с навыками общения, основами личностного роста, самодиагностики и других свойств. В условиях высокой конкуренции на рынке труда появляются новые формы представления соискателем своих профессионально-значимых достижений, позволяющих работодателю оценить его по разнообразным параметрам [2].

Вузовское образование является лишь одним из этапов профессиональной подготовки. Очень важно сформировать у будущего выпускника необходимые профессионально-личностные качества личности, а также умения самому создавать вокруг себя условия, благоприятствующие профессиональному росту и самосовершенствованию при наличии навыков и умений самоанализа в целях акмеологического развития.

По мнению В. А. Бодрова, профессиональное становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» [1].

Основной целью профессионального образования в этой связи становится формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развитие у него качеств конкурентоспособной личности. Это, в свою очередь, остро ставит проблему организации учебно-воспитательной деятельности на основе системного, комплексного подхода к обучению специалистов профессий «человек-человек», что требует создания условий усвоения студентом творческого отношения к освоению таких необходимых сегодня профессиональных умений, как умение вступать в диалог с коллегами, умение публично высказывать свою точку зрения, умение аргументированно доказать свою точку зрения, умение вызывать интерес к своей позиции у единомышленников и оппонентов, умение уважать и понимать точку зрения собеседника, умение критично относиться к высказываемым суждениям, умение управлять своими эмоциями, умение работать со специальным психологическим текстом, выделять главное из представленного материала и ряд других [4, 5].

Одним из факторов этого может выступить представленный в отечественной науке психолого-акмеологический подход, основанный на формировании творческой готовности выпускника вуза к конструктивному решению профессиональных задач, что и лежит в основе подготовки будущего конкурентоспособного специалиста (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. Д. Гусева, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач).

Можно предположить, что оптимизация процесса поэтапного личностного и профессионального роста будущего специалиста-психолога потребует, прежде всего, реализации двух главных условий: развитие мотивации к самостоятельной работе, активность и направленность студента на достижение целей в разных видах деятельности и личностно-ориентированное образование, основанное на деятельностных формах освоения профессиональных умений и навыков. В акмеологии дается определение конкурентоспособного специалиста как специалиста, обладающего комплексной личностной потребностью в соединении узкого профессионализма и универсализма, акмеологической потребностью в саморазвитии, интегративными акмеологическими качествами, обеспечивающими его профессиональную успешность в конкурентной среде интеллектуальная зрелость, ресурсность, эффективные межличностные коммуникации, профессионализм в сфере государственного управления. Акмеологические составляющие профессионализма являются одновременно базовыми элементами развития конкурентоспособного специалиста, то есть профессионализм — это базовый уровень конкурентоспособности специалиста, обеспечивающий необходимую совокупность характеристик, свойств и качеств личности для её дальнейшего развития, который на следующем этапе должен сопровождаться выходом на уровень овладения компетентностями. Интегративным критерием эффективности акмеологической системы развития конкурентоспособности специалиста является степень удовлетворения потребностей работодателя [5].

В качестве акмеологических условий развития конкурентоспособного специалиста в условиях обучения в высшей школе представляются: профессиональные способности, акмеологическая направленность, положительная ориентация па профессию, мотивация на достижение чувствительность к объекту профессионального воздействия, направленность на самосовершенствование, саморазвитие, самопознание. самосовершенствование.

Конкурентными приоритетами бедующих профессионалов выступают высокая квалификация и полипрофессионализм. Обучение студентов высшей школы полипрфессионализму деятельности перспективно. Получение дополнительной специальности по смежной профессии способствует поышению конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Таким образом, развитие конкурентоспособности личности в системе высшего образования должно предусматривать подготовку специалистов современного типа, владеющих интегрированными знаниями, навыками, умениями и компетенциями, обладающих высокой общей и профессиональной культурой, позволяющей быть гибкими в новых социально-экономических условиях.

 

Литература:

 

1.         Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие. — М., 2001.

2.         Деркач А. А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. № 1. 2014. С. 6–15

3.         Климов Е. А. Психология профессионала. Избр. психологические труды. — М.; Воронеж, 1996.

4.         Терелянская, И. В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза: диссертация... кандидата психологических наук: Нижний Новгород, 2012 220 c.: 61 12–19/505

5.         Шехтер М. М. Акмеологический подход к формированию конкурентоспособности будущего специалиста-психолога в условиях вуза: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.13: Иваново, 2004 201 c.

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособная личность, конкурентоспособный специалист, рынок труда, высокая квалификация, высшая школа, детерминант конкурентоспособности, динамическое качество личности, конкурентоспособность специалиста, профессиональный рост, условие обучения.

Ключевые слова

конкурентоспособная личность, полипрофессионализм деятельности, детерминанты конкурентоспособности., детерминанты конкурентоспособности

Похожие статьи

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...

Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов

Статья посвящена иноязычной подготовке студентов вуза и степени влияния интегративно-развивающей образовательной среды на данный процесс. Авторы представляют основные элементы интегративно-развивающей образовательной среды (включая цели, задачи, функ...

Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей

В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...

Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза

В статье предлагается описание диагностических методик, позволяющих выявить уровни сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза как качества, необходимого для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях,...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

К вопросу о коммуникативной компетентности юриста

В данной статье анализируется коммуникационная компетентность юриста, уточняется структура и особенности коммуникативной компетентности применительно к юридической деятельности, формулируются педагогические условия для формирования коммуникативной ко...

Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного совершенствования коммуникативной компетенции

В статье актуализируется проблематика обеспечения непрерывности процесса формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. Автор рассматривает решение данной проблемы с позиций информационно-коммуникационных технологий как одного из основ...

Похожие статьи

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...

Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов

Статья посвящена иноязычной подготовке студентов вуза и степени влияния интегративно-развивающей образовательной среды на данный процесс. Авторы представляют основные элементы интегративно-развивающей образовательной среды (включая цели, задачи, функ...

Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей

В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...

Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза

В статье предлагается описание диагностических методик, позволяющих выявить уровни сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза как качества, необходимого для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях,...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

К вопросу о коммуникативной компетентности юриста

В данной статье анализируется коммуникационная компетентность юриста, уточняется структура и особенности коммуникативной компетентности применительно к юридической деятельности, формулируются педагогические условия для формирования коммуникативной ко...

Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного совершенствования коммуникативной компетенции

В статье актуализируется проблематика обеспечения непрерывности процесса формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. Автор рассматривает решение данной проблемы с позиций информационно-коммуникационных технологий как одного из основ...

Задать вопрос