Развитие познавательных творческих способностей младших школьников
Автор: Бозорова Хулкар Турсуновна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.
Дата публикации: 29.05.2015
Статья просмотрена: 1436 раз
Библиографическое описание:
Бозорова, Х. Т. Развитие познавательных творческих способностей младших школьников / Х. Т. Бозорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/142/ (дата обращения: 16.11.2024).
Национальная модель и программа по подготовке кадров реализует гуманизацию отечественного образования и представляет собой основу и механизм выявления и развития интеллектуально-нравственного и творческого потенциала обучающегося.
Гуманизация образования имеет целью помочь учащимся раскрыть собственные способности, самого себя, свой внутренний потенциал. В гуманистической педагогике повышается активность и самостоятельность обучающихся, что способствует превращению процесса образования в самообразование, в котором ученик из объекта обучения и воспитания становится субъектом созидания самого себя, он познаёт радость творчества, смысл и способы самореализации.
Гуманистическое содержание Национальной модели и программы по подготовке кадров обеспечивает утверждение новых ценностей в образовании. На первое место выходят личностные интересы и устремления обучающегося, ценности, способствующие продуктивному развитию личности [1].
Направленность педагогики на гуманистический подход предполагает развитие ребенка, ориентацию учителя на выявление и развитие способностей детей к творческой самореализации.
Прежняя концепция образования представляла собой авторитарную педагогику, где учение было слабо связано с внутренней жизнью ученика, где отсутствовали акценты на проявление индивидуальных творческих способностей личности. Старая концепция оказалась неприемлемой и в плане методов обучения, поскольку основывалась на сообщении новых знаний, обучении «по образцу», механической памяти и репродукции. В результате процесс обучения — как деятельность — характеризовался отсутствием развивающего характера учебного труда школьника, слабой его мотивацией.
Сегодня, когда обществу необходимы яркие, социально активные личности, способные самостоятельно, критически мыслить и действовать, проблема развития творческих способностей учащихся приобретает особую актуальность.
Развитие познавательных творческих способностей имеет особенно важное значение в школьные годы, прежде всего в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладывается фундамент формирования личности.
Названные выше факторы обусловливают необходимость теоретической и методико-практической разработки проблемы развития познавательных творческих способностей младших школьников.
Поиски более совершенных подходов к обучению и воспитанию детей обостряют необходимость выстраивания образовательного процесса таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая личность, чтобы творческие задатки каждого человека могли реализоваться в полной мере.
Одним из важнейших условий развития творческих способностей учащихся является познавательная активность и самостоятельность.
В результате анализа традиционной системы образования были выявлены наиболее существенные недостатки, а именно отсутствие самостоятельного целеполагания, активности и самостоятельности в решении познавательных задач; негативные условия, затормаживающие проявление индивидуальных способностей, прежде всего объектно-субъектный характер отношений между обучаемым и обучающимся и др.
Под развивающим обучением мы понимаем ориентацию образовательного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию; под познавательными творческими способностями — индивидуально-психологические особенности учащегося, обусловливающие быстроту и легкость овладения им навыков учебной деятельности; достижение в ней наивысших результатов, способность к творческому мышлению; под познавательной творческой деятельностью — созидающую деятельность, в которой активизируются познавательные творческие способности учащихся, в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, развитой самостоятельности учащихся, в новизне их суждений, выводов и поведения; наконец, под умениями познавательной творческой деятельности мы понимаем приобретенную учащимися способность выполнять познавательную творческую деятельность.
В соответствии с приведенными выше дефинициями, нами выделены и дифференцированы следующие умения познавательной творческой деятельности.
В первом классе:
- сравнивать сходные и различные в объектах; анализировать конкретные предметы, выделять главное в объектах; анализировать учебный материал с позиции известного и неизвестного; видеть изменения объектов от убавления, прибавления и перестановки деталей; фиксировать связи объекта в контексте окружением; видеть новое и ориентироваться на него;
- видеть как можно большое количество переменных в ситуациях, в выборе способов действия; прогнозировать последствия действий, поведения и т. п.; прогнозировать содержание урока, художественного произведения по названию; планировать последовательность действий для получения знаний.
Во втором классе:
- предварительно планировать и отбирать наиболее существенный материал для запоминания; выстраивать логическую последовательность запоминания учебного материала; классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам;
- в процессе припоминания пройденного материала исходить от общего, главного к деталям и частному; воспроизводить материал в разных ситуациях и ролевых образах.
В третьем классе:
- ставить вопросы к конкретным предметам, общим и абстрактным понятиям; анализировать исходный материал; обобщать и видеть закономерности логического познания; выводить элементарные индуктивные и дедуктивные умозаключения;
- решать задачи на практические действия и творческие задачи разного типа.
В четвертом классе:
- входить в активную умственную работу, предусматривающую сознание материала (не только понимать каждый признак, правило, но и понимать связь между ними), переносить известные способы деятельности на новый материал; творческий самостоятельно применять знания на практике: в сходной и новой ситуации, переносить известные способы деятельности на новый материал; самостоятельно добывать дополнительные знания, пользоваться дополнительной литературой.
- контролировать результаты своего обучения и развития, знать причины неуспеваемости по предметам.
Анализ литературы вопроса позволил установить, что эффективному развитию познавательных творческих способностей учащихся присущи следующие особенности учебно-воспитательного процесса: диагностика личности младшего школьника; целостные и обобщенные представление ребенком целей и задач процесса обучения; целесообразность единства форм, методов и педагогических приёмов; поэтапное формирование качеств познавательных процессов.
В процессе развития познавательных творческих способностей учащихся выделяются следующие параметры, которые определяют профессионально-педагогическую позицию педагога, а именно: теоретическое понимание сущности познавательного творческого процесса, гуманное отношение к детям, индивидуальный подход, формирование у учащихся положительной Я-концепции.
Целенаправленная совместная деятельность педагога и учащихся предусматривает решение трех основных задач:
- включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных критериев оценивания;
- проведение экспертизы полученного результата, как педагогом, так и учениками.
Итак, развитие познавательных творческих способностей у школьников приобрело большую значимость и стало необходимостью для развития социально-экономического, интеллектуального и духовного потенциала республики, поскольку «…перспектива развития страны зависит от того, насколько эффективно в школе формируется творческая самостоятельность будущих членов общества» [2].
Развитие познавательных творческих способностей следует рассматривать как формирование и развитие одного из главных качеств личности — творческой самостоятельности. В школах с начальных классов должно начинаться с введения в учебный процесс, в каждый предмет специальных мер и условий, что даёт ребенку возможность понять и осмыслить цель своего пребывания в школе, назначение и необходимость каждого учебного предмета. Следует соблюдать основной принцип развития: диагностика — тренировка — контроль над развитием, поскольку только в этом случае формируется установка на развитие.
Литература:
- Курбанов Ш., Сейтхалилов Э. Национальная модель и программа по подготовке кадров — достижение и результат независимости Узбекистана. –Т.: Шарк, 2001. С.364.
- Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997. — С.63