Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей
Авторы: Бердиева Гулобод Шоназаровна, Джумаева Наргиз Иркиновна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.
Дата публикации: 29.05.2015
Статья просмотрена: 328 раз
Библиографическое описание:
Бердиева, Г. Ш. Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей / Г. Ш. Бердиева, Н. И. Джумаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/143/ (дата обращения: 16.11.2024).
Кардинальные изменения в жизни нашего общества нашли отражение в системе непрерывного образования. На основе Национальной программы по подготовке кадров перестраивается не только структура образования, но и его характер. «Самое главное, нужно осознать то, что не решив вопрос кадров, трудно будет добиться от наших действий и устремлений ожидаемых результатов, изменения нашей жизни, повышение духовности. Стало быть, совершенствование работы по подготовке кадров, соответствующих требованиям времени, должно стать главным направлением нашей деятельности» [1].
Поэтому одной из приоритетных задач государства и общества является обучение и воспитание молодежи, всестороннее развитие личности через систему образования. Национальная программа по подготовке кадров и Закон «Об образовании " ориентирует на подготовку новой генерации кадров на основе приоритета личности, гуманизации образования (раскрытие способностей человека и удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, обеспечения приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, гуманизации отношений личности, общества и окружающей среды) и гуманитаризации (формирование у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления).
Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это формирование, наряду со специальными знаниями, умениями и навыками, широкой мировоззренческой культуры и богатого духовного мира на основе органического восприятия национальных и общечеловеческих ценностей.
Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это целенаправленный процесс совершенствования (в организационном, содержательном и процессуальном плане) преподавания и освоения общественных и гуманитарных наук с приоритетом формирования профессионального, творческого, гуманитарного мышления, эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности и культуры.
В этой связи интенсифицируются разработки научно-теоретических аспектов содержания и процесса модернизации системы, технологии обучения — воспитания- развития, прежде всего в системе высшего педагогического образования, особенно в подготовке педагогических кадров гуманитарного профиля для средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, что чрезвычайно важно осуществлять при изучении общепедагогических дисциплин (во взаимосвязи со специально-гуманитарными).
Для реализации принципа приоритетности комплексного исследования педагогических проблем, провозглашенного в Национальной программе по подготовке кадров, в частности теоретико-практических вопросов профессиональной подготовки педагогических кадров, в том числе для профессиональных колледжей предоставляется широкая возможность внедрения в образовательный процесс усовершенствованного содержания, новых педагогических технологий, прогрессивных духовно-нравственных, культурно-исторических, национальных и общечеловеческих ценностей; подготовки будущих преподавателей профессионального колледжа к выполнению важной социально-педагогической функции образовательно-воспитательной, как в учебной, так и во внеучебной работе. В пределах упомянутых учебных дисциплин, особенно гуманитарных, повышается возможность изыскания новых педагогических технологий формирования гармонично развитой личности; усиления при этом гуманизации, гуманитаризации и демократизации профессионального образования будущих преподавателей колледжей; использования высоких национальных и мировых ценностей.
Исследование теоретико-педагогических и практических основ профессиональной подготовки педагогических кадров гуманитарного профиля для профессиональных колледжей в системе высшего образования рассматривается как чрезвычайно важная и актуальная социально-педагогическая проблема. Ее значимость возрастает в связи с четкими ориентирами на подготовку педагогических кадров в Национальной программе, где важным компонентом профессионально-педагогической подготовки является личность (субъекта и объекта обучения). Значимость проблемы усиливается в связи с приоритетом новых факторов образования, обусловливающих формирование, развитие и воспитание личности будущего специалиста, его профессионально-педагогическую подготовку. Это, прежде всего, современные теоретико-методологические подходы, опирающиеся на основные положения по подготовке кадров в Национальной программе.
Подготовка педагогических кадров осуществляется с учетом социально-общественных и других преобразований в обществе, новых тенденций, направлений и педагогических новаций в образовании, с использованием национальных и общечеловеческих ценностей, с целевой установкой на подготовку современного эталона специалиста в сфере образования, в частности в такой его новообразовательной структуре, как профессиональный (педагогический) колледж.
Концептуально важным является необходимость разработки основ структурно-содержательной и логико-педагогической системы подготовки будущих преподавателей гуманитарного профиля для профессиональных колледжей, в которой научно аргументированы теоретические и практические основы этого процесса в их диалектической связи и обусловленности при главном приоритете — личности будущего учителя. В качестве приоритета выделяется гуманитарная и общепедагогическая подготовка — как теоретическая и практическая основа педагогической деятельности, а также педагогическая практика, интенсифицирующая процесс профессионального становления и самоопределения, актуализации и углубления теоретических знаний студентов, развивающую и совершенствующую педагогические умения, навыки и способности будущих преподавателей гуманитарных дисциплин в профессиональных колледжах.
Образование в Узбекистане провозглашено приоритетным в сфере развития Республики, а личность его главным субъектом и объектом. Личности будущего учителя, как потребителю образовательных услуг, гарантируется качественное образование и профессиональная подготовка, всестороннее и гармоничное развитие - согласно Государственным критериям личности будущего специалиста, изложенным в программе и Государственных образовательных стандартах; необходимость разработки и внедрения нового содержания эффективных организационных и педагогических форм и средств, с опорой на национальные и культурно-исторические традиции народа и общечеловеческие ценности, с учетом современных реалий; важность и актуальность профессиональных колледжей при государственной регламентации общих требований к содержанию, процессу, новым педагогическим технологиям и качеству подготовки кадров, прежде всего на основе демократизации, гуманизации, гуманитаризации профессионально-образовательного процесса.
Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отмечал, что самой трудной задачей при строительстве демократического государства с рыночной экономикой и гражданского общества будет «…воспитание гармонично развитой, свободно мыслящей личности» [2].
Учитывая вышесказанное, разработана модель современного учителя как эталона и образца для студентов — будущих преподавателей педагогического колледжа, которая создана на основе изучения требований к кадрам в Национальной программе, высказываний великих мыслителей — ученых Востока об учителе, Государственных образовательных стандартов, квалификационных требований к конкретному профессиональному профилю, соответствующие положений психологии, педагогики, современной теории и реальной практики подготовки педагогических кадров для профессиональных колледжей, на основе сформированных требований к современному учителю, а именно:
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- реализация идеологии национальной независимости в своей деятельности;
- гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям;
- подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими;
- высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений;
- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Итак, Национальная программа по подготовке кадров ориентирует высшие педагогические школы на современные направления образования, более совершенные теоретико-практические подходы к подготовке будущих преподавателей. При этом актуален вопрос профессионально-педагогической подготовки за счет активизации профессионально-познавательной и интеллектуально-творческой деятельности будущих педагогических кадров, педагогических новаций, тесной связи соотношения теоретической подготовки студентов с педагогической практикой, повышения уровня воспитательного процесса, особенно духовно-нравственного (на основе национальных и общечеловеческих ценностей), педагогической культуры, прежде всего педагогической этики; внимание самосовершенствованию, личностному и профессиональному.
Литература:
1. Каримов И. А. Современные кадры — важный фактор прогресса. Т. 6, -Т., «Узбекистон» -1998. -С 246.
2. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.
3. Ишанкулов М. У. Профессиональная подготовка педагогических кадров гуманитарного профиля для средних специальных учебных заведений. Ташкент: Фан, 2005. –С.116.