Факторы, влияющие на самовоспитание школьников
Авторы: Мунарова Раъно Усаровна, Наркулова Индира Рустам кизи, Шабакаева Элвина Абдулхакимовна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.
Дата публикации: 05.06.2015
Статья просмотрена: 3935 раз
Библиографическое описание:
Мунарова, Р. У. Факторы, влияющие на самовоспитание школьников / Р. У. Мунарова, И. Р. Наркулова, Э. А. Шабакаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/146/ (дата обращения: 16.11.2024).
Факторы, влияющие на самовоспитание, это помощь для вскрытия внутренних способностей школьников, их внутреннего потенциала, активизация их деятельности направленная на самовоспитание.
Целью выявления факторов самовоспитания школьников является подготовка и формирование целеустремленного, тянущегося к новым знаниям, инициативного человека, способного заниматься в будущем новаторской деятельностью.
Успешное решение любых педагогических задач связано со стремлением самого человека достичь в этой области намеченных целей. Ученик не только объект, но и субъект воспитания, проявляющий активное участие в учебно-познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. В задачи педагогов входит стимулирование этой активности всевозможными способами. С этой точки зрения, воспитание – это умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в саморазвитии, самосовершенствовании и постоянной работе над собой. В организации работы по самовоспитанию участвуют педагоги и сами ученики.
Требования общества к личности и ее собственные требования к себе эффективно реализуются только в процессе самовоспитания и самообразования, в процессе активной практической жизни. Самовоспитанием личность умножает свои силы и тем самым достигает наибольшей общественной отдачи. Самовоспитание имеет и личную значимость. Она способствует совершенствованию профессионального мастерства, что связано как с духовной, так и материальной заинтересованностью личности.
Педагоги, основываясь на научном подходе к этому вопросу, стараются формировать у учащихся соответствующие потребности, включают их в разнообразные виды деятельности, способствующие развитию стремлений учеников. Благодаря уже достигнутому уровню воспитания и влиянию различных внешних факторов, многие люди сами ставят перед собой задачи по самосовершенствованию и развитию и упорно трудятся над собой, совершая волевые усилия, превозмогая лень и достигая в итоге значительных результатов, вырабатывая положительные личностные качества и искореняя плохие наклонности. С точки зрения воспитанника, самовоспитание можно определить как сознательная, планомерная, управляемая самим человеком постоянная и целенаправленная работа над собой по формированию определенных личностных качеств.
В самовоспитании важным элементом является то, какие цели ставит перед собой человек, какие качества считает необходимыми и соответствующими высокому уровню морали. Это зависит от многих факторов: окружающей среды, общественной идеологии, уровня воспитанности, влияния семьи и школы и т. д. Ставя перед собой цели самовоспитания, человек осознает конечный результат своих усилий, мысленно видит себя таким, каким он стремится стать.
Путь достижения цели состоит из этапов, которые необходимо наметить, а затем постепенно, переходя от выполнения одной локальной задачи к другой, приближаться к намеченной цели. Полезным бывает определить сроки выполнения отдельных задач и всего процесса в целом. Таким образом, человек составляет программу самовоспитания и старается следовать ей.
Самовоспитание – естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Без самовоспитания процесс воспитание малоэффективно. Развитие человека зависит не только от обстоятельств жизни, воспитания, но и от его отношения к делу, трудолюбия, умения, всего того, что формируется самовоспитания.
Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания.
Способность самовоспитания и потребность к нему возникает лишь при достижении человеком определенного уровня психологической зрелости. Как правило, в подростковом возрасте человек начинает четко осознавать мотивы своих действий, проявляет способность к самооценке, понимает свое несовершенство и стремиться восполнить недостающие характеристики своей личности. Однако большинство подростков не имеют достаточной способности к регулировке своих действий по самовоспитанию, поэтому зачастую совершают рискованные, отчаянные поступки, приводящие к отрицательным результатам не только для воспитания, но и для психического и физического состояния. Поэтому, педагоги и родители должны принимать участие в организации процесса самовоспитания.
Существует несколько факторов, целью которых является побуждающих детей к самовоспитанию. Умелое использование которых педагогами способно привести к хорошим результатам.
Один из таких факторов – формирование у учащихся собственных идеалов. Идеалы формируются под воздействием нравственного воспитания, правильного понимания действительных ценностей. Важно знакомить ребят с жизнедеятельностью выдающихся исторических личностей, большое внимание уделять анализу художественных произведений и поведению их героев. Все это поможет ученику правильно выбрать пример для подражания, идеал, к которому он будет стремиться, что само по себе является мощным стимулом самовоспитания.
Идеал – (от греч. представление) – форма мотивации, выражающая направление личных устремлений человека. Идеал может быть личность ученого, литературный герой, нравственное качество, норма поведения. Идеалом часто выступает у юношей и подростков мужество, выносливость, принципиальность, человечность, деликатность, честность и так далее. Идеал – образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.
Идеалы формируются под воздействием нравственного воспитания, правильного понимания действительных ценностей. Важно знакомить ребят с жизнедеятельностью выдающихся исторических личностей, большое внимание уделять анализу художественных произведений и поведению их героев. Все это поможет ученику правильно выбрать пример для подражания, идеал, к которому он будет стремиться, что само по себе является мощным стимулом самовоспитания.
Желание личности занять достойное место в коллективе – важный и эффективный фактор, побуждающий к самовоспитанию. Любой ученик стремиться завоевать уважение и авторитет среди своих одноклассников. И в этом вопросе ему нужна помощь педагога, который должен указать на негативные качества, мешающие достижению цели, или недостающие, выработкой которых нужно заняться.
Метод соревнование основан на естественной потребности человека быть лучше других. Создавая условия для сравнения своих способностей, достижений с успехами своих товарищей, учащимся дается возможность обнаружить собственные недочеты, определить уровень, к которому нужно стремиться, оценить свою работу. На фоне всего этого возникает потребность к самовоспитанию.
Пример учителя тоже считается методом самовоспитания. Если учитель сам не стремиться соответствовать тем идеалам, о которых говорит, если его слово расходится с делом, он не будет вызывать доверия у учеников, и его слова не будут иметь никакого эффекта. Учитель сам должен постоянно заниматься самовоспитанием, так как достичь идеала невозможно, пример самовоспитания учителя укрепит в сознании учеников его необходимость. Большое значение имеет пример товарищей, являющихся лучшими учениками, образцами хорошего поведения, активного участия в школьной и общественной жизни.
Периодическое обсуждение успеваемости и поведения учеников класса действует не только на личности, подвергаемые критике, но и на остальных учеников класса. При всеобщем обсуждении каких-либо качеств или их недостатков, каждый ученик невольно анализирует свою личность в этом направлении, обнаруживая у себя различные недочеты, и настраивается на их исправление. Психологическая основа этого заключается в возникновении внутренних противоречий между тем, каким человек является и каким он хочет быть. Педагоги должны заботиться о постоянном возникновении таких противоречий, обеспечивающих подпитку непрерывному процессу самовоспитания.
Под методами самовоспитания следует понимать способы воздействия на самого себя, направленные на самоизменение. К основным методам работы над собой относят самопознание, самообладание, самостимулирование, самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самоисповедь, самообразование, самогипноз, самоисправление, самоконтроль, самонаблюдение, самонастройка, самообязательство,самоорганизация, самооценка, самоприказ, саморегуляция, самосознание.
1. Один из способов самопознания, а вследствие и самовоспитания является ведение дневника, куда можно записывать все свои достоинства и недостатки, после анализировать. В основном дневник используют в юношеском возрасте, но не будет лишним использование дневника и старшими поколениями. Ведь человеку присуще делать ошибки в любом возрасте. Анализ своих дел, поступков, мыслей, поможет принять правильное решение в той или иной ситуации. Эта программа на наш взгляд является девизом по жизни, как для младшего, так и для старшего поколения.
2. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
3. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
4. Самоубеждение – один из основных методов самовоспитания. У человека иногда бывает моменты внутренних колебаний в отношении того, и по какому пути идти и как лучше себя вести. Имеет место и борьба мотивов, борьба между должным и соблазном удовольствий. Путем самоубеждения можно перестроить самосознание, отношение, поведение, преодолеть страх.
Все вышеперечисленные методы взаимосвязаны между собой. Совокупное их использование приведет к достижению наибольшего результата.
Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. (Фрэнсис Бэкон). Исходя из слов английского философа Ф.Бекона можно сделать вывод о том, что чем раньше ребенку начнешь прививать навыки самовоспитания, тем лучше. То есть ребенка с детства нужно приучать к хорошим привычкам. Основной фундамент самовоспитания закладывается с детства. И уже в школьном возрасте ребенок будет еще больше накапливать эти навыки.
Самовоспитание, основанное на знании, как работать над собой, может быть чрезвычайно эффективным в любом возрасте, но при условии, если оно ведется систематически, без каких- либо отступлений от намеченной программы и плана.
Итак, самовоспитание может быть чрезвычайно эффективным в любом возрасте, но при условии, если оно ведется систематически, без каких - либо отступлений от плана.
Таким образом, наиболее оптимальным условием самовоспитания является гармоничное сочетание благоприятных объективных условий и внутренней готовности и способности личности упорно работать над собой. Следовательно, многое зависит от личности, от ее подготовленности к работе над собой, от осознания ею социальной важности и личной значимости самовоспитания.
Литература:
1. Гоголь Н.В. «О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии».- Наука и жизнь, -1966, № 3, -с. 91
2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. «Психологический словарь-справочник». -Минск.: Харвест, -2007,-132 с.
3. Е.С. Рапацевич; под обющ. Ред. А.П. Астахова. «Новейший психолого-педагогический словарь / сост». - Минск:. Современная школа, -2010.- 254 с.
4. Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания». Спб, -1997, т.1, -с.136.