Некоторые условия успешного развития педагогического образования в России
Автор: Фоминых Мария Вячеславовна
Рубрика: История образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.
Дата публикации: 23.05.2015
Статья просмотрена: 200 раз
Библиографическое описание:
Фоминых, М. В. Некоторые условия успешного развития педагогического образования в России / М. В. Фоминых. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/166/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня российское педагогическое образование — это постоянно обновляющаяся и динамично развивающаяся система, готовая успешно решать профессиональные задачи.
По мнению Онищенко Э. В. [7] сегодня в работах исследователей, представляющих современную российскую педагогическую науку, образование рассматривается как:
- составная часть процесса развития и социализации личности и значимый социальный институт (И. Г. Асадулина, М. А. Галагузова, Т. Г. Каменская, А. В. Мудрик, В. А. Никитин);
- средство трансляции культуры, овладевая которым человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать субъективность и преумножать потенциал мировой цивилизации (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.).
Это позволяет сделать вывод о том, что образование является исторически, социокультурно и антропологически обусловленным явлением, т. е. социокультурным феноменом, имеющим приоритетное значение как для самого человека, так и для сохранения и развития общества. Так, Онищенко Е. В. отмечает, что именно через образование культура и социум решают свои основные задачи: цель социума через систему образования помочь адаптации человека, культура же направлена на создание индивидуальности, обладающей нестандартным набором личностных смыслов, что непосредственно и опосредованно подтверждает высокий статус педагогического образования как значимого социокультурного явления [7].
Обращаясь к истории российского педагогического образования, можно отметить, что в традициях русского образования практически всегда было мирное сосуществование двух институциональных моделей высшего педагогического образования — «университетской» и «специализированной». Вот уже два столетия две институциональные модели педагогического образования, обозначившиеся в дореволюционный период, — «университетская» и «специализированная» — вполне успешно сосуществуют. В 1924 г. состоялась Всероссийская конференция по проблемам педагогического образования, определившая новые требования к подготовке педагогов. Данная конференция признала обе данные модели базовыми моделями высшего педагогического образования: «подготовка учителей средней школы должна осуществляться в педагогических институтах или на журфаках университетов» [1]. В данной конференции указывалось, что педвузы должны были устанавливать связь с трудящимися массами, открывать педагогические рабфаки, командировать студентов на практику на заводы, фабрики и в деревни, организовывать взаимное шефство с заводами и деревнями. Кроме того, подчеркивалось, что будущий учитель должен усвоить идеологию коммунистической партии. Конференция указывала на необходимость превращения педвуза в педагогический центр, в котором учителя должны получать помощь в практической работе. Далее, педвузы должны стать производственной единицей и выполнять педагогическую работу, входящую в производственный план органов народного образования. Обращалось также внимание на укрепление связей с трудящимися, взаимное шефство с заводами и деревнями.
1930-е годы, когда система подготовки учителей была полностью взята под контроль государства, ситуация повторилась. Появилось разделение учреждений педагогического образования на 2 крупные подсистемы: педагогические училища, которые готовили учителей для 1- 4-х классов и воспитателей дошкольных учреждений и учительские и педагогические институты, а также университеты, которые готовили учителей для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы.
В 1970–1980-е годы количество педагогических вузов сократилось на 40 единиц по сравнению с 1960 г., но увеличился выпуск специалистов из университетов, которые пришли работать в школы и педучилища [1].
В наши дни в России существует 79 педагогических вузов, 104 учреждения повышения квалификации, около 350 педагогических колледжей и училищ. В целом, количество вузов, имеющих педагогические факультеты, в России перевалило за отметку 200 — поскольку они достаточно широко представлены практически во всех регионах страны: от Белгородской области до дальнего Востока. Рейтинг педагогических вузов России в основном определяется рейтингом всех ведущих конкурсов («100 лучших вузов России», «Европейское качество» и других), проводимых наиболее известными отечественными и зарубежными организациями (Минобразнауки РФ, фонд Владимира Потанина, «Эксперт РА» и т. д.), так и результатами голосований крупнейших образовательных интернет-сайтов [5].
Так, составленный на основании объединения всех вышеперечисленных рейтингов, список ТОП-10 приобретёт следующий вид:
1. МГУ (Московский госуниверситет) — имеются в виду лишь те из 41 его факультета, которые готовят будущих педагогов.
2. РГПУ им. А. И. Герцена, базирующийся в Санкт-Петербурге — также педагогические факультеты.
4. Иркутский госуниверситет — один из двух лучших университетов Сибири в плане подготовки педагогов и однозначно лучший вуз Иркутска в целом.
5. Новосибирский госуниверситет (известный также разработкой в его стенах учебно-методической образовательной литературы, количество изданий которой уступает только разработкам московских преподавателей).
6. Воронежский госуниверситет.
7. Уральский госуниверситет (с 2011 года ставший составной частью Уральского федерального университета).
8. Ярославский госуниверситет (известный также как Демидовский, поскольку вырос из Демидовского юрлицея, открытого впервые в 1803 году).
9. Рязанский госуниверситет имени Сергея Есенина — уроженца этого края (первоначально созданный по указу Николая II в 1915-м как женский учительский институт).
10. Владимирский госуниверситет (один из крупнейших центров не только педагогики, но и науки и культуры в РФ).
Стандартными сроками подготовки бакалавров-педагогов, согласно требованиям 3-го поколения ФГОС ВПО, служат 4 года для обучающихся по очной форме, и 5 лет — по вечерней и заочной. Также, в соответствии с новыми стандартами, программа обучения разделена на 3 цикла, с входящими в каждый из них базовой и вариативной частями (причём состав часов в последней определяется непосредственно вузом) [5].
Набор дисциплин в базовых частях естественнонаучного и гуманитарно-социально-экономического циклов для различных педагогических специальностей отличается незначительно. 80 % часов в них занимают такие предметы, как педагогика, история, психология, педагогическая риторика, философия, иностранный язык, экономика образования и, как общая дисциплина для всех без исключения вузов страны, безопасность жизнедеятельности.
Профессиональный цикл делает упор на подготовку, во-первых, в областях культуры, образования либо социальной сферы (как трёх широких направлений педагогической направленности), а во-вторых, в сугубо узкопрофильных дисциплинах, присущих педагогике того или иного образовательного предмета — будь это какая-либо из десятков точных или гуманитарных наук.
Наивысшим рейтингом популярности среди нынешних как абитуриентов, так и работодателей пользуются преподаватели иностранных языков, правовых дисциплин, современных информационных технологий, а также социальные педагоги и педагоги-психологи.
Большинство ученых, занимающихся проблемами педагогического образования в России, отмечают, что термин «конкурентоспособность специалиста» неприемлем для педагога. Как известно, конкурентоспособность играет немаловажную роль для специалиста на рынке труда. Национальная доктрина образования РФ обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования системы образования и повышения качества подготовки и уровня квалификации педагогических кадров.
Следовательно, систематическое совершенствование всего дела подготовки учителей и других работников учреждений образования является объективной необходимостью. Порой, студенты очень хотят стать учителями, даже являются ими по призванию, но не все выпускники педагогического вуза успешно устраиваются на работу в школу, детский сад. В чем же причина? Даже опытному педагогу иногда не хватает знаний теории своей профессии. Теория профессии в данном случае заключается в знании определенных содержательных функций профессионала, в нашем случае — педагога.
Квалификационные характеристики будущего учителя-профессионала конкретизируют необходимые знания, умения и навыки по блокам предметов и отдельным учебным дисциплинам. Так, основной характеристикой педагогического вуза должна стать научно понимаемая профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса, успешно решающая задачи подготовки к непосредственной профессиональной деятельности и формирования конкурентоспособности педагога [2].
Исходя из вышесказанного, приведем некоторые условия успешного развития педагогического образования в России:
- развитие государственно-общественных форм управления педагогическим образованием на всех уровнях;
- повышение эффективности и экономичности управления через расширение непосредственных горизонтальных связей;
- обеспечение развития профессиональных педагогических способностей обучающихся на базе практик;
- научное изучение связи мотивации обучения в педагогическом вузе и педагогических способностей индивида;
- обеспечение эффективного обмена опытом на ниве инновационных научных и практических разработок в образовании в регионах со сходными социально-экономическими условиями.
Литература:
1. Алешинцев Т. История гимназического образования в России (XVIII и XIX века). СПб., 1912. С.55.
2. Гайфуллин, В. Г. Формирование профессионально-педагогических качеств будущего учителя на основе применения квалификационной характеристики. [Текст] / В. Г. Гайфуллин//Профессионально-педагогическая направленность при подготовке учителя: Межвуз. сб. начн. тр. Ростов-на-Дону, 1986, С. 78–99.
3. Засыпкин В. П. Модернизация педагогического образования: социологический анализ: Автореф. дис. … д-ра соц. наук: 22.00.04 — Екатеринбург, 2010. — 44 с.3.Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. — М., 1989. — 233 с.
4. Литвиненко, М. В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения [Текст]: Методическое пособие / М. В. Литвиненко. — М.: Изд-во МИИГАиК, 2006. — 60 с.
5. Педагогические вузы России. Электоронный ресурс. Режим доступа: http://edunews.ru/universities-base/spisok/pedagogical.html
6. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация». — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 39 с.
7. Онищенко Э. В., Соколова И. И. и др. Мониторинг качества непрерывного педагогического образования: проблемы и перспективы развития //Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции«Проблемы системного исследования педагогического образования» — СПб.: ИПО РАО, 2010. — 324 с.
8. Pintner W. M. Civil officialdom and the nobility in the 1850-s // Russian officialdom. Chapel Hill. 1980. P.237.