Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Медицинские и педагогические инновации

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 4203 раза

Библиографическое описание:

Буянова, А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / А. Ю. Буянова, Е. Ю. Бледнова, С. Ю. Кудрявцева, Э. М. Зимуков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/ (дата обращения: 16.11.2024).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из приоритетов выделяет эмоциональные составляющие развития дошкольника. Ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Проблема социализации детей дошкольного возраста представляется сегодня все более актуальной.

Дошкольный возраст — благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно, бессистемно [4].

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии [3, c. 7]

Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития — почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.

Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях — смысл развития эмоционального интеллекта [2].

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1.      Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2.      Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3.      У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

Эмоции — это движение!

Эмоции — это энергия успеха и развития!

Эмоции — это ключ к пониманию себя и других людей!

Эмоции — это ключ к пониманию мотивов и потребностей!

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из приоритетов выделяет эмоциональные составляющие развития дошкольника. Ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Наш МДОУ детский сад «Рябинка» работает по программе Н. Е. Вераксы и др. «От рождения до школы». Развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей данной программы.

Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Живя в плену повсеместного прагматизма, мы почти забыли, как нужно радоваться солнцу, звёздам, майскому изобилию природы или первой снежинке, успехам окружающих нас людей, проявлять сочувствие к другим и т. д.

У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей педагога — помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата [1].

Рассмотрим психологическую динамику развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

В 3–4 года ребенок распознает некоторые эмоции, выражаемые взрослыми и детьми, сам испытывает разнообразные переживания. Но для него положительная эмоция, например, симпатия, направляет следование нравственной норме. В этом возрасте дети проявляют достаточно яркий непосредственный эмоциональный отклик на содержание сказки или стихотворения. Их захватывает сюжет, они откликаются на коллизии, в которые попадают любимые персонажи, и дают им эмоциональную оценку «хороший» или «плохой». В целом общее эмоциональное определяет моральную оценку.

Дети 4–5 лет начинают осознавать некоторые свои эмоциональные переживания, не только называть их в речи, но и понимать вызвавшие их причины. Появляются элементы эмоционального прогнозирования. Эмоциональное отношение к героям сказки подчиняется моральным оценкам «хороший» или «плохой» и обосновывается моральными критериями.

К 5-летнему возрасту яркие положительные эмоции ребенок испытывает, когда выполняет нравственную норму, следует правилам поведения. Дети подчиняются нравственному мотиву «надо» на основе не только требования взрослого, а в определенной степени собственной произвольной регуляции эмоций, которая начинает проявляться в период 6–7 лет уже не только в игре, но и в других видах деятельности. В общении со сверстниками развитие такой эмоции как симпатия приводит к становлению дружбы и товарищества, т.е. определяет избирательность отношений и достаточную устойчивость коммуникативных контактов. В поведении персонажей ребенок выделяет моральную составляющую, которая определяет эмоциональное отношение к ним. Дети стремятся им содействовать, стоят отношения с учетом эмоций, которые испытывает партнер по общению.

Таким образом, можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта определяет становление личности в период дошкольного возраста, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений, а также стрессоустойчивость подрастающего человека, так называемую «психологическую выносливость», и в целом является условием социализации дошкольника.

В тоже время социальная сфера современного ребенка становится все более уязвимой. Среди множества причин следует выделить влияние средств массовой информации, деструктуризации игры, отчужденность родителей во взаимоотношениях с детьми, игнорирование потребностей детей, многочисленные факты жесткого обращения с детьми, заброшенность.

Итак, в современных условиях встает проблема выявления индивидуальных особенностей эмоционального интеллекта у дошкольников для индивидуализации дошкольного образования, а также для организации работы с подгруппами детей с целью охраны и укрепления их психического здоровья [2].

Очень важно оберегать эмоциональную сферу дошкольника, не ограничивать её развитие системой тренингов. «Мне нравится сама мысль о том, что людей можно научить более глубокому пониманию собственной эмоциональной жизни и помочь им в достижении их целей, — говорит основоположник концепции эмоционального интеллекта Питер Саловей, — но что мне совсем не нравится, так это воспитание комфортности! Боюсь, любая кампания по повышению эмоционального самоконтроля у детей закончится тем, что их станут натаскивать на «единственно верную» эмоциональную реакцию применительно к данной ситуации — смех на празднике, плач на похоронах и так далее».

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в сотрудничестве с родителями воспитанников. Педагоги должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка — главное условие его физического и душевного здоровья [5].

Известный физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Формируют характер ребёнка и существенно влияют на определение жизненных позиций взрослого. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться… [5].

Работу над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста мы считаем очень важной, особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Но, как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов» [1].

 

Литература:

 

1.      Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования фенонема//Вопросы психологии. 2006. № 3.С. 78–86

2.      Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22–26.

3.      Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 7–8

4.      Семенака С. И. Развитие эмпатийных проявлений у детей как условие формирования эмоционального интеллекта // Начальная школа. Плюс до и после.

5.      Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, ребенок, эмоция, дошкольное образование, эмоциональное отношение, задача развития, нравственная норма, федеральный государственный образовательный стандарт, эмоциональная отзывчивость.

Похожие статьи

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте

Теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте

Теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос