Инновационные технологии обучения гуманитарных и социальных дисциплин в Ургенческом филиале ТУИТ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Ш. Д. Инновационные технологии обучения гуманитарных и социальных дисциплин в Ургенческом филиале ТУИТ / Ш. Д. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3.1 (18.1). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/2654/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье речь идет об использовании инновационных технологий в обучении гуманитарных и социальных дисциплин, анализируются главные направления образовательного и воспитательного процесса, а также рассматриваются игровые технологии.

Ключевые слова: образование, новые технологии, воспитание, навыки, методы, информационные технологии, обучение, дистанционное образование, технология интерактивного обучения, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, коммуникация.

Образование – одна из важнейших сфер человеческой деятельности и определяющий фактор развития человечества. Это обусловливает необходимость внедрения в образовательную практику новейших технологий, которые предусматривают обучение, воспитание, формирование навыков научной работы и управления, основанные на модернизации дидактической системы.

Результативность этого процесса достигается использованием современных высокоэффективных методов, средств и приемов, обеспечивающих творческое овладение огромным массивом научных знаний. В таком контексте информация и информационные технологии предоставляют образовании нетрадиционный характер.

Необходимым условием использования информационных технологий в обучении гуманитарных и социальных дисциплин, на наш взгляд является реформирование системы образования, разработка новых дидактических и методических концептуальных основ обучения.

Главными направлениями этого процесса должны стать:

- создание предметно-ориентированных учебно-информационных сред, которые позволяют использовать мультимедиа, электронные учебники и т.п.;

- освоение средств коммуникации (компьютерной сети, телефонной, телевизионного, спутниковой связи для обмена информацией);

- обучение правилам и навыков «навигации» в информационном пространстве;

- развитие дистанционного образования.

Интерактивное обучение гуманитарных и социальных дисциплин в Ургенческом филиале ТУИТ разрабатывается постепенно и пропагандируется технология интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной активности, имеющей целью создание комфортных условий обучения, при которых каждый студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Интерактивное обучение – это обучение диалога, в ходе которого происходит взаимодействие преподавателя и студента с целью взаимопонимания, совместного решения учебных задач, развития личностных качеств.

Интерактивное обучение гуманитарных и социальных дисциплин в филиале предполагает использование активных методов обучения, а именно:

- анализ конкретных ситуаций;

- введение в изучаемую проблему;

- определение задачи;

- групповая работа над ситуацией;

- групповая дискуссия;

- итоговая беседа.

Личностно ориентированное обучение гуманитарных и социальных дисциплин – способ организации обучения экономики в процессе, которого обеспечивается всевозможный учет возможностей и способностей учащихся, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся и развитие индивидуальных особенностей каждого.

Сетевые технологии предназначены для телекоммуникационного общения студента с преподавателем, работниками библиотек, лабораторий и т.д. Телекоммуникационный доступ к базам данных осуществляется через всемирную сеть Internet.

Формами сетевой коммуникации являются:

- электронная почта – предназначена для обмена информацией между субъектами связи, осуществлении консультирования;

- телеконференция позволяет преподавателю и учащимся, которые находятся на расстоянии друг от друга, организовать совместное обучение, обсуждать учебные проблемы, участвовать в деловых играх, касательно гуманитарных и социальных дисциплин.

Игровые технологии обучения гуманитарных и социальных дисциплин – это такая организация учебного процесса, при которой обучение экономических дисциплин осуществляется в процессе включения учащихся в учебную игру (игровое моделирование явлений, «переживание» ситуации).

Сегодня предпочитают термин «имитация» вместо «игра» (акцент переносится на внутреннюю сущность действия). Обучающие игры имеют целью кроме усвоения учебного материала, умений и навыков, еще и предоставление студенту возможности самоопределиться, развивать творческие способности; способствуют эмоциональному восприятию содержания обучения.

Обучение гуманитарных и социальных дисциплин с использованием инновационных технологий качественно превышает классическое образование. Оно интегрирует процессы, которые нельзя объединять в рамках классического образования и обучения, трудоустройства карьеры, непрерывное образование.

Современный образовательный процесс гуманитарных и социальных дисциплин немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы студент стал активным участником учебного процесса, а преподаватель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности студента.

Предлагаем вашему вниманию некоторые новые технологии, которые можно использовать на занятиях гуманитарных и социальных дисциплин:

  1. Интегральная образовательная технология гуманитарных и социальных дисциплин.
  2. Технология проблемного обучения гуманитарных и социальных дисциплин.
  3. Технология укрупнения дидактических единиц гуманитарных и социальных дисциплин.
  4. Технология разноуровневого обучения гуманитарных и социальных дисциплин.
  5. Технология игрового обучения гуманитарных и социальных дисциплин.
  6. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарных и социальных дисциплинах.
  7. Адаптивная система обучения гуманитарных и социальных дисциплин.

Структура занятия по такой системе позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся. Учение становится активной самостоятельной деятельностью. На занятиях преподаватель по гуманитарным и социальным дисциплинам часть времени работает со всеми учащимися, обучает их. При этом изучается принципиально новый материал. Остальное время на занятии используется для самостоятельной работы учащихся. Он не просто наблюдает за работой учащихся, а работает в это время с отдельными студентами индивидуально.

Самым существенным этапом в переходе на новый вид обучения гуманитарных и социальных дисциплин, мы считаем создание банка изображений, анимации, видеофрагментов по экономики, фотографии и видеозаписи, быт, портреты и т.д. Сбор такого банка – процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в систематической работе по созданию и применению электронных презентаций. Учащиеся здесь – первые помощники.

Литература:

  1. Стародубцев В.А. Использование современных компьютерных технологий в инженерном образовании: Учебное пособие/В.А. Стародубцев. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2008. – 70 с.
  2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. - 156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дисциплина, интерактивное обучение, обучение, дистанционное образование, обмен информацией, образование, процесс, развитие, самостоятельная работа учащихся, учебный процесс.

Похожие статьи

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В данной работе даются разъяснения специальным методам и технологиям обучения. Они способствуют оптимальному управлению в педагогических системах. Они же способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему у учащихс...

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Инновационные методы преподавания экономики

В статье автор предпринимает попытку обозначить важность и эффективность инновационных методов преподавания экономики. Также рассматривает разнообразные методы, такие как геймификация, проблемное обучение, технологии виртуальной и дополненной реально...

Совершенствование учебного процесса на основе применения новых педагогических технологий в преподавании математики

В данной статье изучены педагогические технологии, в том числе технология дифференцированного обучения, игровые технологии, интегрированные технологии обучения, инновационные технологии. В общеобразовательной средней школе при преподавании математики...

Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе

В статье изложены новая методика преподавания и использование проверенных технологий передачи информации в образовательном процессе.

Информационные технологии как эффективный метод изучения иностранного языка в вузах

Актуальность статьи заключается в роли современных информационных технологий как необходимых компонентов для изучения иностранного языка в вузах, а также выявление раскрытие и эффективности образовательных возможностей в применении инновационных техн...

Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения

В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Место инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам

В статье раскрывается место современных образовательных технологий, в том числе инновационных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам, и их значение в повышении и эффективности учебно-воспитательного процесс...

Похожие статьи

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В данной работе даются разъяснения специальным методам и технологиям обучения. Они способствуют оптимальному управлению в педагогических системах. Они же способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему у учащихс...

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Инновационные методы преподавания экономики

В статье автор предпринимает попытку обозначить важность и эффективность инновационных методов преподавания экономики. Также рассматривает разнообразные методы, такие как геймификация, проблемное обучение, технологии виртуальной и дополненной реально...

Совершенствование учебного процесса на основе применения новых педагогических технологий в преподавании математики

В данной статье изучены педагогические технологии, в том числе технология дифференцированного обучения, игровые технологии, интегрированные технологии обучения, инновационные технологии. В общеобразовательной средней школе при преподавании математики...

Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе

В статье изложены новая методика преподавания и использование проверенных технологий передачи информации в образовательном процессе.

Информационные технологии как эффективный метод изучения иностранного языка в вузах

Актуальность статьи заключается в роли современных информационных технологий как необходимых компонентов для изучения иностранного языка в вузах, а также выявление раскрытие и эффективности образовательных возможностей в применении инновационных техн...

Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения

В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Место инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам

В статье раскрывается место современных образовательных технологий, в том числе инновационных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам, и их значение в повышении и эффективности учебно-воспитательного процесс...

Задать вопрос