Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения
Автор: Шамуратова Инобат Исмаиловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 20.06.2018
Статья просмотрена: 123 раза
Библиографическое описание:
Шамуратова, И. И. Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения / И. И. Шамуратова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3.1 (18.1). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/2656/ (дата обращения: 16.11.2024).
Количественный и качественный рост высшей школы порождает новые сложные проблемы, требует по-новому решать задачи планирования подготовки специалистов, оптимально управлять учебной, научной и хозяйственной деятельностью вуза в условиях развивающихся рыночных отношений. Общеизвестно, что содержания и организация образования, как правило, следуют с некоторым запаздыванием по отношению к формирующимся потребностям производства, науки и культуры. Система рыночных производственных отношений, государственной планирование и управления образованием, централизованное использование ресурсов наряду с широкой демократизацией и инициативой вузов в основном создают условия для сведения этого запаздывания к минимуму. Недостаточный уровень знаний для учета всех факторов и принятия своевременных и правильных решений, недостаток объективной информации о действительном ходе учебного процесса может вызвать значительное отставание высшей школы, т.е. это влияет на качества подготовку специалистов.
Учет и анализ сложной совокупности факторов, определяющих деятельность высшей школы, предполагает тщательное и всестороннее изучение постоянно возрастающих и усложняющихся потоков информации, что невозможно без их предварительного упорядочения и специальной обработки.
Вместе с тем подготовка бакалавров в области информационной технологии как деятельность, предполагающая в своем профессионализме органический синтез трех компонентов: владение аналитическими методами (функциональный компонент), знание предметной области (отраслевой компонент) и определенный тип одаренности, структуры личности (личностный компонент), не являет собой исключения. Такой же тип профессионализма характерен для научно-исследовательской, художественно-творческой, преподавательской, управленческой и т.п. видам деятельности, имеющим давние традиции вузовского образования. С этой точки зрения ничего мистического в аналитике нет.
Однако проблемная ситуация существует: сущность ее в разрыве между интенсивной подготовкой бакалавров по отраслям в вузах и в то же время недостаточным уровнем профессионализации, прежде всего отсутствием системы профессионального образования. Ни у кого не вызывает сомнения, что эффективная специализация новой сферы деятельности не мыслима без базового профессионального образования.
Фундаментальной причиной является методика подготовки специалистов по отраслям деятельности: она по определению относится к инфраструктурным отраслям, функционально укорененных в самых различных обеспечиваемых сферах и характеризуемых мультидеятельностным генезисом и полиструктурностью организации. Именно такой тип деятельности требует трехкомпонентной структуры профессиональной подготовки (функциональной, предметной, личностной). Тип необходимого профессионализма специалистов-аналитиков предъявляет более сложно выполнимые требования к вузовской системе образования, нежели профессии классического предметного характера. Последние адекватны основному принципу формирования номенклатуры вузовских специальностей – принципу линейного перечня, по возможности не дублирующихся и непересекающихся направлений подготовки. Но для сквозных, функционально ориентированных инфраструктурных профессий данный способ формирования перечня дозволенных вузовских специальностей недостаточно гибок.
Проблемы создают все три компонента необходимого образования и формирования профессионализма будущего специалиста по отраслям: функциональная, предметно-отраслевая подготовка и личностная составляющая. Важнейшая проблема – это выбор основной стратегии образования. Вследствие вариативности способов компоновки базовых образовательных блоков (функциональных или предметных) равно возможны различные решения. Многие варианты опробованы и широко применяются в аналогичных по типу направлениях профессиональной подготовки кадров в Российских вузах.
Известны 6 типовых стратегий:
- Базовое функциональное образование плюс отраслевая специализация.
- Базовое функциональное образование плюс отраслевая доводка по месту работы (профессиональные курсы, самообразование).
- Последовательно два базовых образования – функциональное и отраслевое.
- Базовое отраслевое образование плюс функциональная специализация.
- Базовое отраслевое образование плюс функциональная доводка по месту работы.
- Профмиграция и профессиональное разделение труда по месту работы.
Плюсы и минусы каждой из названных стратегий очевидны. Сочетание базового образования и специализации (1 и 4) положительно с точки зрения наличия вузовской подготовки по обоим важнейшим компонентам профессионализма, но специализация всегда реализуется на более слабом уровне, нежели основной профиль обучения. При этом 4 стратегия более уязвима. Подготовка в базовых отраслевых вузах (на факультетах) со специализацией по отраслям народного хозяйства (экономист-информатик, математик-информатик, финансист-информатик и т.п.) потребует оснащения каждого такого вуза (факультета) квалифицированными преподавателями дисциплин узконаправленного комплекса (функциональных).
В наши дни на просторах вузов доминирует 6 стратегия – стратегия адаптации профмигрантов, обладающих самым разнообразным базовым образованием (включая и научные степени), наличием или отсутствием практического опыта в конкретных отраслях народного хозяйства, аналитической работы в предметной области, к информационно-аналитической деятельности на конкретных рабочих местах (в аналитических отделах, службах, фирмах, холдингах и т.п.).
Современная информационная специализация – сложная комплексная деятельность, опирающаяся как на естественный интеллект, так и на компьютерные технологии оперирования информационными массивами, методы математического моделирования процессов и т.п., а также знания конкретной предметной области.
В этой ситуации вуз, определивший своей целью максимальную модернизацию компьютерно-технологической подготовки своих выпускников, сближение уровня их ИТ-образования с реальными требованиями современных фирм и предприятий, на которых функционируют даже самые распространенные системы поддержки управления (1С, Альфа, Парус, Галактика, БОСС), аналитические системы может оказаться не на высоте поставленных задач.
Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что промедление подготовки специалистов нового типа, класса в области ИТ-образования, могут послужить и торможением процесса информатизации общества, поскольку ежегодно вузы Узбекистана выпускают тысячи специалистов, но они не опережают современным текущим требованиям ИТ-образования.
Первым этапом подготовки к решению этой проблемы могло бы стать обсуждение данного предложения на страницах профильной периодики. В настоящее время профессиональное сообщество информатиков-аналитиков разобщено, отсутствуют необходимые профессиональные коммуникации и формы консолидации. Это объясняется как полиструктурным, мультидеятельностным характером аналитики, укорененной в самых различных базовых структурах, так и сравнительной молодостью новой профессиональной сферы.
Для успешного становления и развития системы "информационно-аналитического" образования необходимо, чтобы профессиональные аналитики обратили свой инструментарий на собственную деятельность, определив перспективы и тенденции ее развития, профессиональный тезаурус и ранги тех или иных базовых и прикладных знаний, дифференцировав их по сферам применения. Поэтому для информатика-аналитика необходимо обеспечить комплексом программных, технических и коммуникационных средств и большого информационного массива для демонстрации возможностей технологий контент-анализа, статистической обработки данных, многофакторного анализа, современных систем моделирования и анализа ситуаций, разработки сценариев решений, визуализации данных и закономерностей, использования больших массивов данных, специализированных информационных ресурсов.
Отсюда вытекает, что необходимы срочные широкомасштабные меры по выработке и реализации новой информационно-образовательной государственной политики. Необходимо создать целевой программы, и считаем целесообразным выделить следующие – формирование госзаказа на дидактически ориентированные версии программных продуктов и систем, целевое финансирование некоммерческих госбюджетных разработок ИТ, введение налоговых льгот для тех коммерческих фирм, которые создают одновременно промышленные и учебные версии своих лицензионных ИТ-продуктов, использование рычагов лицензирования и сертификации, формирование системы льготных условий предоставления высшей школы новейших ИТ-разработок и т.п.
Реализация такой программы потребует организационной основы, в качестве которой могли бы выступать Центры разработки адаптации ИТ и ИС при отраслевых министерствах и ведомствах или базовых вузах, при которых функционируют УМО. Подобные Центры должны осуществлять адресную экспертизу, тестирование и адаптацию к специфике отраслевого образования новейших ИТ, непосредственно работать с фирмами – производителями или дистрибьюторами ИТ, вести подготовку и переподготовку преподавателей, обеспечивать ИТ -консалтинг и научно-методическую поддержку вузов.
Литература:
- Затонский А.В. Информационные технологии: разработка информационных моделей и систем: Учеб. пособие. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. — 344 с.
- Арунянц Г.Г. Проектирование информационных систем: курс лекций. – Калининград, Балтийский институт экономики и финансов, 2010. – 254 с.
- Косимов С.С. Ахборот технологиялари. Ўқув қўлланма. Тошкент – “Алоқачи” – 2006