Познавательно-творческий проект «Погружение в классику. Творчество Антонио Вивальди»
Автор: Каменская Оксана Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 10.04.2018
Статья просмотрена: 1358 раз
Библиографическое описание:
Каменская, О. А. Познавательно-творческий проект «Погружение в классику. Творчество Антонио Вивальди» / О. А. Каменская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3258/ (дата обращения: 16.11.2024).
Классическая музыка — основа цивилизованного общества. И признак утонченного ума
Генри Морган
Особое место в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста занимает приобщение его к миру музыки, развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания им произведений музыкального искусства. Музыка способствует всестороннему развитию ребёнка. Вопросы методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста рассматривались исследователями — Д. Б. Кабалевским, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, Н. А. Метловым, Е. В. Назайкинским, Б. В. Асафьевым, М. Б. Зацепиной и другими.
Многие учёные (Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, и др.) считают, что музыкальные способности присутствуют у всех детей, но их уровень разный в силу особенностей физиологического развития. Доминирующую роль в развитии музыкальных способностей дошкольника играет окружающая его среда и систематические занятия данной деятельностью. Именно, в деятельности развиваются способности.
В настоящее время любая программа музыкального развития дошкольников строится на основе ФГОС ДО. В связи с этим для реализации целей ФГОС ДО (социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста) перед ДОО ставится несколько новых ориентиров:
– формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
– эстетического отношения к окружающему миру;
– углубление элементарных сведений о музыкальных видах искусства;
– развитие восприятия и сопереживания художественным образам произведений;
обеспечение реализации самостоятельной творческой деятельности.
Помочь реализовать вышеприведённые цели может лишь высокохудожественная музыка, какой является классическая музыка. Радынова О. П. рекомендует слушать с детьми классические произведения разного времени — старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов — классиков, что формирует у детей старшего дошкольного возраста эталоны красоты.
Актуальность проекта:
4 марта 2018 года исполняется 340 лет со дня рождения Антонио Вивальди, итальянского композитора, скрипача-виртуоза, педагога, дирижёра, католического священника. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
Классическая музыка укрепляет память человека. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у людей.
В настоящее время многие дети в семье слышат, как правило, к сожалению, лишь развлекательную поп-музыку. Данный проект поможет расширить музыкальный мир детей старшего дошкольного возраста, повысить компетентность родителей и педагогов в области музыкальной культуры.
Аннотация проекта:
Проект посвящён 340-летию со дня рождения выдающегося композитора, скрипача-виртуоза, дирижера и музыкального педагога А. Вивальди, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и носит долгосрочный характер. Данный проект формирует основы музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с классической музыкой композитора А. Вивальди, развивает интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё, развивает мышление, музыкальную память, внимание, воображение, воспитывает художественный вкус, обогащает музыкальные впечатления, что играет важную роль в подготовке детей к школе.
Проектом предусмотрено не только проведение занятий, мероприятий с дошкольниками, а также совместная деятельность родителей с детьми, просветительская работа с педагогами и родителями, создание окружающей музыкально-художественной среды. Проект будет осуществлён детьми 6–7 лет, их родителями, педагогами ДОУ.
Сроки реализации: 9 месяцев (долгосрочный)
– Начало реализации — сентябрь 2017 года
– Окончание реализации — май 2018 года
Участники проекта:
– воспитанники подготовительной группы,
– воспитатели,
– специалисты,
– музыкальный руководитель,
– родители.
– социальные партнёры (Детская музыкальная школа № 2)
Постановка проблемы:
Современные дети живут и развиваются в эпоху активной агрессивной, шумной музыки. Практически не слышат звуки классической музыки, в том числе и в семье, которая оказывает огромное негативное воздействие на человека. В результате у детей искажается представление о музыкальной культуре. Успех музыкального развития дошкольников во многом зависит от их музыкального опыта, компетентности педагога, родителей (законных представителей). Одним из важнейших аспектов формирования музыкального вкуса у детей является качество используемого музыкального репертуара, как на занятии в ДОО, так и в семье. Важно использовать в работе с детьми высокохудожественную музыку, а это, прежде всего — классическая музыка. К сожалению, в настоящее время по ряду причин не каждый родитель уделяет время для прослушивания с ребёнком классической музыки.
Гипотеза: знакомство с классической музыкой А. Вивальди позволит сформировать музыкальный вкус, развить образное мышление, способность к творческому осмыслению и восприятию музыкальной культуры, обогатить содержание музыкального воспитания ДОУ
Практическая значимость — полученные результаты помогут содержательно обогатить разрабатываемые программы, концепции и проекты нравственного воспитания детей ДОУ. Полученные результаты помогут создать методические рекомендации по организации и проведению занятий в рамках режима дня ДОУ. Работа с детьми по данному проекту поможет подготовить их к начальной ступени школы.
Цель проекта:
– формировать основы музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста через призму музыкального восприятия произведений зарубежного композитора А. Вивальди.
Задачи проекта:
– продолжать расширять представления детей о классической музыке — знакомить с творчеством зарубежного композитора А. Вивальди;
– развивать у детей эмоциональную сферу, творческую активность, познавательный интерес к музыке, умение слушать и воспринимать, понимать, анализировать музыкальное произведение;
– привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми;
– воспитывать у детей художественный вкус через слушание и восприятие классической музыки.
Планируемые результаты:
Воспитанники:
– положительная динамика в развитии интереса к классическим музыкальным произведениям, к музыкальной деятельности;
– обозначение предпочтений в музыке, развитие художественного и эстетического вкуса;
– развитие творческих способностей, умение слушать и воспринимать, понимать, анализировать музыкальное произведение
– развитие у воспитанников таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.
Родители:
– повышение компетентности и интереса к музыкальной деятельности детей, к классической музыке;
– использование «Музыкального фонда» группы и детского сада;
– обсуждение проблем музыкального развития детей с музыкальным руководителем, выполнение рекомендаций педагога в данном вопросе.
Воспитатели:
– повышение компетентности в вопросах музыкального развития детей;
– активное сотрудничество с музыкальным руководителем и родителями; в решении общих задач музыкального развития дошкольников;
– использование воспитателем классической музыки в педагогическом процессе;
Музыкальный руководитель:
– организация работы с учетом интересов и возможностей воспитанников;
– помощь в создании «Музыкального фонда» детского сада и группы;
– помощь воспитателю в подборе классического репертуара для организации режимных моментов и педагогического процесса.
Критерии результативности проекта:
- Обновление репертуара произведениями классической музыки А. Вивальди в группах старшего возраста.
- Использование данного репертуара в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности воспитанников.
- Создание базы данных (картотеки) репертуара классической музыки, творчества русских и зарубежных классических композиторов.
- Составление методических рекомендаций по итогам реализации данного проекта.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое:
– музыкальный зал;
– музыкальные инструменты для взрослых, детей;
– проектор, экран DVD-проигрыватель, ПК
– музыкальный центр, акустическая система, микрофоны;
– костюмы, декорации, атрибуты.
Информационно-методическое:
– интернет-ресурсы;
– библиотека музыкальной литературы;
– периодическая печать.
Кадровое:
– Музыкальный руководитель.
– Воспитатели и специалисты ДОУ.
Риски проекта ипути их преодоления:
Недостаточное использование репертуара классической музыки в совместной и самостоятельной деятельности детей педагогами ДОУ. |
– Оснащение предметно-развивающей музыкально-творческой среды группы. – Консультация для педагогов по использованию данного репертуара – Совместное планирование работы |
Отсутствие фонограмм для проведения занятий, подготовки номеров для концерта, праздников, развлечений в детском саду. |
– приобретение фонограмм по подписке, – приобретение фонограмм в магазинах, интернет — магазинах, – запись онлайн. |
Этапы реализации проекта
1 этап предварительный.
– мониторинг знаний детей в области классической музыки;
– изучение компетентности родителей и педагогов по теме проекта методом анкетирования.
– подготовка материала к проекту;
– заключение договоров о сотрудничестве с определенными организациями (дошкольными, школьными, государственными) и общественными объединениями.
2 этап: основной
Организационные формы работы над проектом:
Работа сдетьми |
Работа сродителями |
Работа спедагогами |
Сроки реализации |
Знакомство с творчеством композитора А. Вивальди. Цикл музыкальных гостиных «Времена года». |
Образовательный салон по циклу «Времена года» А. Вивальди. Просветительские беседы «Поговори, послушай со мною мама музыку А. Вивальди» |
Круглый стол «Классическая музыка в повседневной жизни ребёнка», «Творчество А. Вивальди», «Значение классической музыки в развитии дошкольника» |
Сентябрь |
Знакомство с симфоническим оркестром. «Времена года» А. Вивальди. Аппликация «Мой любимый музыкальный инструмент» |
Изготовление неозвученных музыкальных инструментов симфонического оркестра. |
Оформление музыкальных уголков группы в соответствие с темой проекта. Создание фонотеки в группах (классическая музыка А. Вивальди, включения в режимные моменты.) |
Октябрь |
Развлечение «Отгадай музыкальный инструмент». Организация выставки миниатюрных музыкальных инструментов. |
Консультация «Как развить способность ребёнка слышать музыкальные инструменты в симфоническом оркестре» |
Знакомство с загадками о музыкальных инструментах. Пополнение музыкального уголка музыкальными загадками. |
Ноябрь |
Инсценировка симфонического оркестра под музыку А.Вивальди. |
Инсценировка симфонического оркестра под музыку А. Вивальди |
Консультация «Развитие самостоятельной творческой активности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных инструментов» «Организация совместной музыкальной деятельности в группе» |
Декабрь |
Рассматривание иллюстраций к циклу «Времена года» А. Вивальди. |
Совместная изобразительная деятельность с детьми на тему «Времена года. А. Вивальди» |
Помощь в организации выставки рисунков «Музыка А. Вивальди». |
Январь |
Творческая музыкально-ритмическая композиция — импровизация под музыку Вивальди. Постановка хореографической композиции под музыку Вивальди. |
Помощь в изготовлении костюмов и атрибутов к танцам. |
Помощь в создании фотоальбома «Музыка А. Вивальди в жизни нашей группы» |
Февраль |
Просмотр мультфильма «Антонио Вивальди» из серии мультфильмов «Сказки старого пианино» Просмотр мультфильма «Вивальди 4 сезона» Просмотр мультфильма «Времена года», муз. А. Вивальди. |
Просмотр документального фильма «Вивальди без маски» «Антонио Вивальди» (США, Бельгия, 2016) |
Просмотр документального фильма «Вивальди без маски» «Антонио Вивальди» (США, Бельгия, 2016) |
Март |
Экскурсия в детскую музыкальную школу № 2. |
Посещение с детьми с детьми концертной программы в музыкальной школе № 2. |
Разучивание песни «Под музыку Вивальди», сл. А.Величанского, муз. В.Берковского, С.Никитина). Выступление с песней перед детьми. |
Апрель |
Постановка танцевального спектакля -импровизации «Под музыку Вивальди» совместно детей с родителями. |
Постановка танцевального спектакля -импровизации «Под музыку Вивальди» совместно детей с родителями. |
Совместная подготовка спектакля. |
Май |
3 этап:
– Мониторинг проектной деятельности.
– Подведение итогов проведенной работы,подготовка отчетных материалов.
– Презентация проекта «Погружение в классику. Творчество Антонио Вивальди».
– Редактирование материалов, публикации в печатных изданиях.
– Выступление с докладом и презентацией проекта на Всероссийской и Международной конференции с целью передачи опыта в работе по данной теме.
Литература:
- Арнонкур Н. Программная музыка — концерты Вивальди ор. 8 [Текст] / Н. Арнокур // Советская музыка. — 1991. — № 11. — С. 92–94.
- Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = LaVenisedeVivaldi: Musiqueetfêtesbaroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280. — ISBN 978–5-89059–140–1.
- ВирджилиоБоккарди. Вивальди. — Жизнь замечательных людей (Том 1085). — М.: Молодая гвардия, 2007. — С. 272. — ISBN 978–5-235–03014–5.
- Времена года в классической музыке Вивальди http://www.prostosound.com.u
- Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. — М., 2010. — 128 с.
- Кирнарская Д. К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.М: 2003 г., 368 с.
- Кирнарская Д. К. Секреты популярности Антонио Вивальди //Музыка и публика. № 3 (61), 2013, С. 2–9.
- Классическая музыка. История музыки, биографии великих композиторов и музыкантов / ответственный редактор Ю. Орлова. — М.: Издательство «Э», 2015. — С. 45–47. — ISBN 5457942228.
- Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 частях. — М., 1997. Ч. 1–608с.
- Радынова О. П. Музыкальное развитие детей:В 2 частях. — М., 1997. Ч. 2. — 400 с.
- Концерт, оп. 8 № 1 «Весна». Часть 1 Аллегро (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 1 «Весна». Часть 2 Ларго (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 1 «Весна». Часть 3 Аллегро (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 2 «Лето». Часть 1 Аллегро нон мольто (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 2 «Лето». Часть 2 Адажио (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 2 «Лето». Часть 3 Престо (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 3 «Осень». Часть 1 Аллегро (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 3 «Осень». Часть 2 Адажио мольто (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 3 «Осень». Часть 3 Аллегро (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 4 «Зима». Часть 1 Аллегро нон мольто (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 4 «Зима». Часть 2 Ларго (инф.)
- Концерт, оп. 8 № 4 «Зима». Часть 3 Аллегро (инф.