Образовательная деятельность педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Песочное государство»
Автор: Прокофьева Елена Ильинична
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 28.05.2018
Статья просмотрена: 48 раз
Библиографическое описание:
Прокофьева, Е. И. Образовательная деятельность педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Песочное государство» / Е. И. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3267/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: обеспечение регуляции энергетического базиса, на котором строится развитие высших психических функций.
Задачи:
– развивать слуховое восприятие через умение выделять различные звуки природы;
– формировать умение ориентироваться на листе бумаги: закреплять понятия– слева, справа, над, под, в центре);
–развивать устойчивость, концентрацию, переключение внимания;
–развивать зрительную память;
– развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), межполушарные взаимодействия;
– формировать способность к логическому рассуждению;
– развивать мелкую моторику, скоординированность действий обеих рук;
– формировать способность к визуализации;
– способствовать снижению психофизического напряжения
Оборудование: индивидуальные листы с заданиями, релаксационная музыка «Звуки природы. Гроза», педагогическая песочница, коктейльные трубочки, демонстрационные пособия.
Структура занятия
ОД состоит из двух частей, логически взаимосвязанных друг с другом и разделенных между собой релаксационной паузой и физ. минуткой.
Первая часть занятия — игры на развитие познавательной деятельности.
Вторая часть занятия — игры в песочнице.
- Приветствие
- Разминка «Один большой человек» (согласованность действий рук и ног с дыханием)
- Рефлексия прошлого занятия
- Познавательная часть:
– Упражнение «Два путешественника» (найди отличия)
– Пальчиковая гимнастика — «Ступеньки»
– «Обойди препятствия» — упражнение на зрительно — моторную координацию
– Корректурная проба «Человечки»
– Релаксационная пауза «Шум дождя» проводится на ковре под релаксационную музыку «Звуки природы. Гроза».
– Физ. минутка «Поезд».
Игры в песочнице
– «Дорога к Песочному правителю» (упражнение на зрительную память)
– «Здравствуй песок» упражнения на тактильную чувствительность и консолидацию ощущений;
– «Песочный дождик» — снятие психомышечного напряжения
– «Родственники песка» — логическое рассуждение
– «Песочный ветер» — рисунки на песке с помощью трубочек.
- Рефлексия занятия — «Домой — по радуге» (цветопись настроения).
- Прощание «Эстафета дружбы».
Ход занятия
Приветствие проходит в кругу, взявшись за руки.
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть снова вместе.
Давайте прислушаемся: как мы дышим, как стучат наши сердечки?
Нас много — все мы дышим в разном ритме, и наши сердца тоже стучат по–разному.
Предлагаю попробовать стать единым — целым, одним большим человеком:
делаем вдох и одновременно шаг вперед все вместе, шаг назад — выдох.
И так же стучит его сердце: стук — руки вперед, стук — руки к себе. Молодцы!
А сейчас одновременно делаем шаг вперед — вдох — руки — вперед; шаг — назад — выдох — руки к себе.
Какой получился замечательный человек! Молодцы! Мы — одна команда, мы можем делать все слаженно, и у нас все получится!
Вспомните, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом занятии?
Совместное обсуждение с делегированием вопросов индивидуально к каждому ребенку.
Верно. Мы собирались в путешествие: отбирали необходимые вещи, выбирали одежду в дорогу, закупали продукты, учились преодолевать препятствия.
А сейчас настало время посмотреть: чему же мы научились!
Посмотрите внимательно: чем отличаются два путешественника?
На магнитной доске рисунок двух путешественников, необходимо найти все отличия по цвету, по расположению элементов одежды, по содержанию. Фронтальная работа.
Чем они похожи? Что у них общего? Какой путешественник оделся правильно?
Молодцы! Какие вы все внимательные!
Пора отправляться в дорогу! Для начала нам нужно спуститься по ступенькам и выйти из дома — шагать будут средние и указательные пальцы обеих рук.
Детям раздаются листы формата А4, на которых слева и справа нарисованы ступени.
Мы спустились и оказались во дворе, но здесь есть препятствия. Нам их нужно обойти. Постарайтесь пройти по дорожке, не заступив за край, и внимательно смотрите, какие препятствия вам встречаются.
Каждому ребенку выдается лист для индивидуальной работы
А сейчас скажите:
Какие препятствия вы обходили слева? Справа? Все справились? Молодцы!
Ой, посмотрите! Кто это встретился нам на пути?
На магнитной доске схематичное изображение человечков.
Это песочные человечки, они собирают своих товарищей. Давайте им поможем?
Внимательно отслеживайте строку за строкой и подчеркивайте снизу — вот так (показ на доске способ действия)- точно таких же человечков (при затруднении сделать анализ человечка — расположение, рук и ног).
Жители песочного государства просят проводить их домой. Давайте им поможем и заодно побываем в этой загадочной стране. Все выходят на ковер.
А пока мы собирались, — тучки набежали:
—Поглядите, поглядите-
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь — подождем, отгадаешь — под …
Звучит релаксационная музыка «Шум дождя». Дети слушают, закрыв глаза. Психолог активизирует слуховые образы с помощью речи, предлагает детям представить, как дождь стучит в окно, стекает струйками по стеклам, шуршит за окном по листьям деревьев, как надвигаются раскаты грома и дождь усиливается, превращается в ливень. Затем стихает и уходит дальше. Дети открывают глаза.
Обсуждение ощущений детей во время дождя, беседа «Дождь — это хорошо или плохо?»
Что хорошего в дожде? — поливает все растения, наполняет реки, из которых пьют животные, освежает воздух, будет хороший урожай, пыль на дорогах прибивает.
Что плохого в дожде? — грязно, сыро, асфальтированные дороги становятся скользкими, увеличивается риск автомобильных аварий, нельзя гулять, можно промокнуть, нельзя работать на улице, плохо для людей, чья профессия связана с трудом на свежем воздухе.
Вот и нам путешествовать пешком стало трудно. Как же нам дальше добираться? А вот песочные человечки приготовили нам загадку:
Братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Правильно, это — поезд! Садимся в наш поезд, поехали! Логоритмическое упражнение.
Поезд мчится и грохочет (тук — тук — тук)
Машинист во всю хлопочет (чух — чух — чух)
Поезд мчится под горой (тук — тук — тук)
Для детей вагон второй (чух — чух — чух)
Поезд мчится вдоль полей (тук — тук — тук)
Эй, цветы водой полей (чух — чух — чух)
Поезд мчится темным лесом (тук — тук — тук)
По волшебным шпалам, рельсам (чух — чух — чух)
И вот мы приехали в Песочное государство (на магнитную доску крепится наглядное пособие — лабиринт «Песочное государство»).
Попробуйте глазками отыскать дорогу к дворцу правителя. Запомните, кто и что вам встретятся на пути! Будьте осторожны, не попадитесь в лапы хитрого кота и в зубы злой собаки!
Плакат переворачивается. Детям раздаются листы с изображением отдельных элементов лабиринта.
Посмотрите внимательно на фрагменты дороги и отметьте знаком «+» то, что вы действительно встретили на пути.
А сейчас проверим, какие вы внимательные? Сравнение результатов.
Молодцы! (Отмечается работа каждого ребенка). Теперь мы смело можем погулять по песочной стране. Переход к зоне с песочницей.
Давайте поздороваемся с песком!
Прикоснемся ладонями, затем тыльной стороной кистей рук. Какой сейчас песок: приятный — неприятный, добрый — злой, теплый — холодный, мягкий — твердый, гладкий — шершавый, сыпучий — вязкий?
Сожмем песок в руках слегка, затем сильнее кулак сжимаем, и медленно разжимаем.
Все действия одновременно показываются и комментируются психологом.
В Песочной стране идут песочные дожди. Вы сами можете устроить такой дождь, посмотрите, как это происходит.
Медленно — быстро сыпать песок на раскрытые ладони детей. Предложить детям побывать в роли дождя, при этом постоянно обращаться к их ощущениям: что приятнее — быть дождем или подставлять ладони и принимать дождь и т. д.
А как вы думаете, какие родственники есть у песка? Коллективное обсуждение.
— Сахарный песок — родственник Песка, потому что …
— Река — родственница Песка, потому что…
— Стекло — родственник Песка, потому что…
— Ветер — родственник Песка, потому что…
Ветер может рисовать на песке различные дорожки, ямки, углубления. Хотите научиться дуть как ветер?
Давайте попробуем! Дуть мы будем направленно, для этого нам понадобятся трубочки.
Детям раздаются трубочки для коктейля. Оговариваются правила вдоха через нос и выдоха через трубочку. Рисование дорожек различных форм каждым ребенком.
Посмотрите, получаются ли у нас ровные, четкие дорожки?
Нет! А почему? Конечно, Песок сыпучий, ветер заметает на нем все наши следы.
Как вы думаете, может песок быть вязким, таким, чтобы на нем оставались четкие следы и дорожки? Когда это бывает? Правильно, после дождя. Со свойствами мокрого песка мы познакомимся в следующий раз.
Сегодня наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам в Песочной стране?
Во что мы сегодня играли?
Песочные человечки приглашают нас приходить чаще в гости. А сейчас нам пора возвращаться домой.
Песочное государство — волшебное и наш обратный путь тоже необыкновенный. Чтобы быстрее вернуться домой, мы пойдем по радуге.
На пол расстилаются дорожки в соответствии с цветами радуги.
—Выберите каждый для себя дорожку того цвета, который вам нравится и пройдите по ней.
Каждый ребенок проходит по выбранной дорожке, психолог у него спрашивает, что во время путешествия ему понравилось больше всего, во что хотелось бы поиграть еще.
Пришла пора расставаться. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу эстафету дружбы — наше рукопожатие. Нашей дружбы стало больше, пусть она не покидает вас и греет. До свидания, до новых встреч!
Литература:
- А. В. Ястребова. «Хочу в школу». Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи.-АРКТИ, 1999г.
- Н. А. Сакович. Технология игры в песок «Игры на мосту» — из-во Речь,2006г.
- А. Л. Сиротюк Современная методика развития детей от рождения до 9 лет.- «ТЦ Сфера», 2009г.
- Е.Синицина Умная тетрадь — «ЛИСТ», Москва, 1988г.