Особенности работы с молодой семьей в условиях ДОУ
Авторы: Соломатова Вера Вячеславовна, Белкина Вера Владимировна
Рубрика: Семейное воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 23.04.2018
Статья просмотрена: 1325 раз
Библиографическое описание:
Соломатова, В. В. Особенности работы с молодой семьей в условиях ДОУ / В. В. Соломатова, В. В. Белкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3302/ (дата обращения: 16.11.2024).
Семья оказывает реальное воздействие на ребёнка, на формирование его чувств и, в зависимости от того, в какой эмоциональной среде растёт ребёнок, какие нравственные ценности характерны для этой среды, будет зависеть полноценное воспитание, обеспечивающее становление и развитие ребёнка. Младенец не только биологическое существо, но и социальное. По утверждению Л. С. Выготского ребёнок «…в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т. е. активным участником социальных отношений». Пребывание ребёнка в жизненной среде и всё, что происходит с ним связано со взрослыми, ухаживающими за ним. Он постоянно находится в ситуации общения, сотрудничества, благодаря чему возникает совершенно особая форма социальных отношений между ребёнком и окружающими [1, с.60].
Дети, находясь в той или иной семье, строят своё поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. Исходя из складывающейся семейной ситуации, родители выстраивают систему общения с детьми. В одних случаях — это реализация смысла жизни, а в других — реализация определённой системы воспитания. Складывается реальная направленность воспитательной деятельности родителей или совокупность установок родителей во взаимодействии с ребёнком. Недостаточный опыт опасен в воспитании детей у членов молодой семьи. Одна из самых главных проблем современности — судьбы детей по тем или иным причинам, оставшихся без внимания родителей. Зачастую молодые родители, занятые обустройством быта, не обладающие достаточным багажом родительского опыта в воспитании детей оказывают неблагоприятное влияние на развитие формирующейся личности. Роль ДОУ заключается в выявлении проблем в воспитании детей молодыми родителями и определении путей их преодоления [2].
В совместной работе М. С. Мацковского и Т. А. Гурко впервые было предложено определение понятия «молодая семья», а также проанализированы причины её дестабилизации, что стало отправной точкой для дальнейших исследований данной проблематики. Среди ученых, которые в той или иной мере занимались изучением понятия, функционированием, ролью молодых семей в обществе и сущностью социальной поддержки, можно выделить таких как: Б. И. Антонов, В. Ф. Басова, Н. Ф. Басов, Т. А. Гурко, Л. В. Карцева, В. Т. Лисовский, В. М. Медков, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова и другие.
Однако тема социальной работы с молодой семьей в дошкольном учреждении рассмотрена недостаточно, поэтому её можно выделить как отдельную проблему.
Молодая семья — это семья впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста [3].
Молодая семья является особым социальным субъектом, имеющим свои характерные отличия от семьи «более старшего возраста». Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.
Молодые семьи в своем семейном цикле должны осознать и благополучно решить задачи:
– достижения совместимости на разных уровнях;
– преодоления стрессовых ситуаций, связанных с ожиданием и рождением ребенка;
– овладения основными навыками семейного воспитания, бесконфликтного общения;
– приобретения информированности по различным аспектам функционирования семьи;
– достижения экономического благосостояния и стабильности;
– формирования активности и потенциала к осуществлению действий как во внутрисемейных отношениях, так и в отношениях молодой семьи с другими семьями и обществом в целом [2, с.5].
Молодая семья является наиболее ответственным этапом функционирования и развития института семьи. На данном этапе жизненного цикла происходят события столь важной социальной значимости, что каждое из них может повлиять на дальнейшие перспективы, как самой семьи, так и каждого её члена. В течение начального периода существования семьи, как правило, завершается взаимная адаптация личностных качеств супругов, утверждается разделение семейных обязанностей, в большинстве случаев происходит рождение детей и, таким образом, заканчивается один из важнейших этапов формирования семьи как социальной группы [4, с.399].
Основные направления социальной работы с молодой семьей в ДОУ:
– работа по защите прав ребенка;
– работа по социальному развитию личности ребенка;
– профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации;
– работа по активизации воспитательного потенциала семьи;
– работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям;
– работа с родителями социально опасных семей;
– работа с социально незащищенными семьями;
– работа с ближайшим окружением;
– взаимодействие с социальными институтами.
Формы социальной работы в ДОУ [6, с. 38]:
С педагогами: – консультации; – анкетирование; – индивидуальные беседы; – семинары; – «круглые столы» с родителями. |
С родителями: – анкетирование; – индивидуальные беседы; – посещения на дому; – «круглые столы»; – родительские собрания; – родительская гостиная. |
С детьми: – беседы; – занятия по правам ребенка; – театрализованные постановки; – организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т. п.). |
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
– комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
– отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
– отдел опеки и попечительства Муниципалитета;
– детская поликлиника;
– детская библиотека;
– школа;
– дома детского творчества;
– психологические центры.
Организация работы по оказанию помощи семье ведется с учетом специфики каждой семьи. Разрабатываются планы индивидуальной работы с детьми, имеющими коммуникативные проблемы; с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития; с опекунами. Так же ведется работа с семьями, находящимися в асоциально-опасном положении.
Самое сложное в этой работе — установление первого контакта, так как «группы риска» недоверчивы или часто вообще отказываются общаться. Важно сообщить цель и задачи своей работы, расположить к себе родителей. Таким семьям оказывается консультативная, координационная помощь.
Содержание с работы в условиях ДОУ предполагает выработку единых педагогических требований с сотрудниками и родителями в работе с каждым ребенком, соблюдение прав ребенка в детском саду и дома. Только при совместной работе педагогов и родителей методы коррекции развития детей могут дать положительный результат.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме [5, с. 158].
Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
И воспитатель, и родитель — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами являются:
– отказ от критики участников процесса обучения;
– обеспечение свободы мнений;
– уважение плюрализма жизненных позиций;
– удовлетворение познавательного интереса.
Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта. Задача каждого педагогического коллектива — уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая детским садом. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников [6, с.52].
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Литература:
- Гуров, В. Н. Социальная работа школы с семьей [Текст]: учеб.пособие для студентов ВУЗов / В. Н. Гуров. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 191с.
- Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи [Текст]: Учеб. — метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / О. А. Коряковцева, М. И. Рожков. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 204с.
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 16.04.2018). Загл. с экрана.
- Масанова, М. Д. Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ [Текст] / М. Д. Масанова, Н. И. Федотова, Л. И. Поповичева // Молодой ученый. — 2014. — № 10. — С. 398–401.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст]: учебное пособие / Р. В. Очарова. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. — 352с.
- Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьёй [Текст]/ Л. Е. Осипова. — Изд. центр «Скрипторий», 2011. — 72с.