«Если хочешь изменить мир, начни с себя», или Занятия музыкой с современными детьми от года
Автор: Бабина Екатерина Юрьевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 26.04.2018
Статья просмотрена: 412 раз
Библиографическое описание:
Бабина, Е. Ю. «Если хочешь изменить мир, начни с себя», или Занятия музыкой с современными детьми от года / Е. Ю. Бабина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3326/ (дата обращения: 16.11.2024).
Хочется начать с того, что мы живём в мире прогресса, технологий, инноваций, и ни для кого не секрет, что наши современные дети отличаются от детей, рождённых 30–40 лет назад.
Процесс образования меняется, но ещё не отрегулирован так, чтобы все было удобно для учащихся и преподавателей. Сложные программы в школе, много домашних заданий, которые зачастую выполняют родители, при помощи интернета. Уже с 1 класса ученики вынуждены сидеть за партой в школе, потом дома над уроками, и так до конца обучения в ВУЗе, а потом на работе.
Я педагог по фортепиано и музыкальным дисциплинам. Окончила консерваторию. Считаю, что творчество, умение не стандартно мыслить, культура, общеэстетическое музыкальное развитие детей от самого маленького возраста спасёт мир! Это заложит в ребенке те качества, которые помогут справиться с нелегким образовательным маршрутом будущего.
Когда, 7 лет назад, официально начала работать по специальности, столкнулась с множеством проблем на работе. Придя в музыкальную школу мне дали требования, документы, программу по ФГТ и учеников с семилетнего возраста. Я начала преподавательскую деятельность, как слепой котёнок, применяя ту систему, которая разработана во всех стандартных музыкальных школах. Проработав там 4 года, очень привязалась к детям и поняла, что люблю эту профессию, но этого недостаточно.
Картина такова — дети сейчас живут в мире технологий и вседоступности. Уже с годовалого возраста они умеют включать гаджеты и пользоваться различной современной техникой. Усидчивость и интерес к процессу обучения снижается за счет того, что перед глазами детей слишком много рекламы, доступных развлечений. Родители часто позволяют многое малышам, усаживая их за телевизор, компьютер, планшет или телефон, так как сами заняты работой или просто не знают, чем их успокоить и увлечь. Музыкальные инструменты родители предпочитают электронные, потому что это красиво смотрится в интерьере, легче по весу, и не надо платить за настройку.
Учителям в возрасте трудно принять то, что мышление современного ребенка стало клиповым, дети очень активные, менее усидчивые, так как их вниманию представлено большое количество других развлечений. Они просто не те, что поколение детей 30–40 лет назад. Так же, преподаватели просто вынуждены подчиняться правилам и требованиям прописанных образовательных стандартов.
В современном мире общение становится невербальным, за счёт чего, эмоции оскудели, а дети стали меньше сочувствовать и сопереживать. Просмотр бессмысленных роликов на Ютюбе ведёт к деградации, к нерациональному использованию своего времени, к стремлению подражать таким людям, блоггерам, которые развращают и заставляют лениться юное поколение.
Поэтому, как педагог, я пришла к выводу, что надо начинать работу над этой ситуацией с самого маленького поколения и их родителей, которым приходится объяснять, что к чему.
В работе я использую не только знания, полученные в колледже и консерватории, но и современные педагогические методы. Например, метод раннего развития ребенка Е. С. Железновых, Международный метод японского скрипача Синити Судзуки, Е.Олёрской, где до мелочей продумана работа над теоретической частью, ритмом и многие другие способы музыкального обучения с детками от года до конца среднего образования.
Это раннее развитие нельзя сравнивать с музыкальными занятиями в детском саду, на которое отводится от 5–25 минут в день, где группы до 30 человек. Или подготовительным классом перед музыкальной школой, где ребенку уже 6 лет, и он проходит практически тот же материал, что будет в первом классе.
Для обучения музыке с годовалого возраста не требуется умение читать, писать или считать. Музыка — средство общения с людьми, которое не требует перевода или знания языка. Музыкальный язык — способен понять каждый.
Синити Судзуки назвал свою книгу, в которой описаны основные принципы музыкального метода обучения и результаты, достигнутые с учениками, «Взращенные с любовью. Взращенные — потому что Судзуки верил, что все дети наделены талантами от рождения и задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы раскрыть и развить эти таланты. Главной же целью обучения музыке Судзуки считал воспитание благородных людей, с добрыми и чуткими сердцами.
Игра на инструменте — это потрясающий навык, который развивает ваш мозг, нейронные связи, моторику пальцев, координацию движений, чувство ритма, смелости, дисциплины и порядка. Развивает душевные качества, сочувствие, свободу мысли, любовь, трагедию, комедию, всех этих красок можно достичь в музыке и прожить, исполняя то или иное произведение.
Познакомиться с историей, эпохами, музыкальной поэзией, национальными традициями, фольклором, постичь этнические особенности своего края или региона. Музыкальные занятия закладывают лидерские качества. Улучшается речь и способности к языкам. Играя пьесу на 5,10,30 страниц, отлично тренируется память и сила воли, нужно дойти до конца и выполнить все поставленные музыкальные задачи.
Игра в ансамбле, коллективе, оркестре... Участие в концертных, конкурсных мероприятиях. Можно бесконечно перечислять плюсы. Обучение музыкой способствует оздоровлению и улучшению физического, умственного, душевного состояния, как здоровых детей, так и детей аутистов, ДЦП, задержкой речи, гипертонусом мышц, слепых, астматиков и. д. Такие улучшения есть в моей практике и у коллег по работе. Музыкальные занятия — это тот же спорт, но только вы не получите каких-то серьезных травм.
Чем раньше начнётся это обучение, тем больший объём знаний ребёнок сможет постигать. К тому же, к поступлению в музыкальную школу он будет уже готов, играя на инструменте так, как будто разговаривает на родном языке. Такие занятия не станут для него обузой, а наоборот, облегчат его будущее обучение во всех сферах жизни.
На своей практике могу сказать, что дети, которые занимаются с раннего возраста, имеют хорошие отзывы от воспитателей в садике. Мои юные «дошколята» просят дополнительные задания, стали более дисциплинированны, прилежны, стараются выполнять поручения в саду раньше других детей, лучше учат стишки, чисто интонируют и поют песни.
К тому же, занятия музыкой с малышами укрепляют взаимоотношения, климат в семье, так как родители активно участвуют в процессе дошкольного возраста. Ребёнок чувствует поддержку и любовь, социально адаптируется. Здесь закладывается фундамент его будущего успешного человека.
Когда я училась в музыкальной школе, испытала на себе давление той системы образования, которая плотно укоренилась в наших умах. Ученицей я часто приходила в слезах, не понимая, почему уроки музыки приносят столько трудностей. Все же любила играть на фортепиано, петь, всегда находила в этом утешение.
Возможно, если бы обучение началось в дошкольном возрасте, было бы проще усваивать всю информацию и достигать лучших результатов. Я поступила в музыкальную школу в 9 лет, когда во втором классе общеобразовательной школы мне и без того было трудно. Посещали мысли все бросить, но, так как Мама дала хорошее воспитание и я ценила то, что она купила мне фортепиано, платит за уроки, мне было стыдно огорчать ее и я окончила школу, решив продолжить свой музыкальный путь. Окончила колледж искусств и консерваторию по классу фортепиано. Понимая, что образование должно продолжаться всю жизнь, поступила в Магистратуру и на Международное обучение по японской методике Синити Судзуки «Воспитание талантов». Теперь применяю современные российские и международные методы в обучении своих учеников в провинции, в Республике Коми, в Удорском районе, пгт. Усогорск.
Интерес к классической, высокодуховной музыке, музыке своего народа, сохранение фольклора и национальных традиций в малых городах, провинциях, селеньях очень тяжело поддерживать. И, если мы будем давить на детей жесткой программой, устаревшими методами, измерять их способности, то это приведёт и без того к печальным последствиям в сфере музыки.
Из-за нехватки высококвалифицированных специалистов-педагогов музыкантов, я внедрила ещё дистанционное обучение, которое активно набирает обороты. Теперь даже в глуши, при помощи интернета, Вы сможете научиться музыке.
Пока мне пришлось открыть свою творческую студию, где мы с детьми воплощаем в жизнь, все то, о чем велось ранее. На своём сайте, в социальных сетях, я провожу консультации, онлайн-вебинары, встречи, мастер-классы и стараюсь помочь таким же педагогам, заинтересованным родителям, узнать, как изменить данную ситуацию в лучшую сторону.
Эта статья, мой призыв к тому, чтобы такое раннее, интересное музыкальное обучение стало доступным и квалифицированным во всех музыкальных школах нашей замечательной страны. Педагоги стали такими, к которым дети будут бежать с радостью на урок и войдут в мир волшебной музыки.
Какие решения есть для этой ситуации?
Во-первых, нужны готовые программы и методики, начиная с младшего дошкольного возраста до школы. Обученные педагоги, готовые работать с учетом способностей ребенка, чего нет у нас в России. Есть воспитатели, которых учат присмотру и уходу за детьми, музыкальные работники, которых учат стандартным требованиям. Но нет ни одного учебного заведения, которое даст конкретные знания, материалы, требования и выпустит квалифицированного педагога, который применит дошкольное раннее музыкальное развитие и подготовит ребенка к поступлению в 1 класс музыкальной школы.
Во-вторых, допустить подбор программы, или ее замену, с учетом умственных и физических способностей ученика.
В-третьих, работать в том темпе, который необходим ребёнку.
В-четвёртых, сделать атмосферу урока такой, чтобы ребёнок оставил самые приятные воспоминания о музыке на всю жизнь.
И самое главное, исключить ту абсурдную систему отбора и оценок в музыкальные школы, где определяют способности ребёнка при первой встрече. «Вступительный экзамен! Разве можно судить малыша, который попал в незнакомое место, к непонятным людям, как он похлопал в ладоши и спел несколько нот, Вы сами представляете?» Способности ребёнка невозможно определить в первые минуты знакомства. Да, возможно уловить его более сильные стороны, но способности нужно не определять, а развивать на протяжении всего обучения.
Выше говорилось об огромных плюсах занятий музыкой, поэтому, считаю, что всем, без исключения, даже взрослым, очень полезно заниматься музыкой, и, в музыкальные школы должны брать всех детей без отбора.
«Если хочешь изменить мир, начни с себя». Конечно, я не могу поменять систему образования в школах или заставить учителей мыслить иначе, но я решила начать с себя и открыть Творческую студию. Как это приятно заниматься с детками, начиная с основ, с годовалого возраста, закладывать в их юные умы все прелести музыкального обучения! Уроки в том темпе, который нужен ребёнку, программы подбираются с учетом его особенностей. Улучшается их речь, способности к запоминанию текста, нот, усидчивость. Кто был не смелым, проявляет себя, кто был гиперактивным, становится более спокойным. кто-то уже освоил нотную грамоту и играет с листа на инструменте, у кого-то проявился абсолютный слух, и он подбирает музыку. Так здорово наблюдать, как дети воплощают свои творческие идеи в жизнь, а родители и педагог их поддерживают!
Самая лучшая инвестиция — это вклад в детей, а дети — это всё, наше будущее, которое так стремительно меняется! Давайте чаще вглядываться в глаза ребенка, прислушиваться к его мнению, потребностям и менять мир вместе с ним.
Хочется закончить словами известного скрипача, педагога, философа, гуманиста, основателя Метода Судзуки, который считал, что музыкальный дар — это не врожденный талант, а способность, которую можно развить, если с раннего детства целенаправленно заниматься с ребенком, и что если кто-то не владеет игрой на каком-либо музыкальном инструменте, то лишь потому, что его этому не научили или учили неправильно.
«Преподавание музыки — это не главная моя цель. Я хочу, чтобы ребёнок, который слышит прекрасную музыку с рождения, учился слушать самого себя, развил чувствительность к прекрасному, выносливость и усидчивость, а также развивал своё сердце».«Все дети, если их как следует учить, могут достигнуть высокого образовательного уровня, но такое обучение должно начинаться с первого же дня после рождения. На мой взгляд, именно здесь заложен ключ к дальнейшему развитию человеческого потенциала и способностей». Синити Судзуки.
Литература:
- Судзуки С. Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов. Издательство: Попурри, 2005 г. (Серия: Педагогика. Образование)
- Татьяна Черниговская: «Мне говорят: «Я сына с 2 лет учу читать», а я отвечаю: «Ну и дурак».
- Деловой квартал / Новости /
- http://www.dk.ru/news/tatyana-chernigovskaya-mne-govoryat-ya-syna-s-2-let-uchu-chitat-a-ya-otvechayu-nu-i-durak-237100498?utm_referrer=https %3A %2F %2Fzen.yandex.com