Рекомендации родителям при подготовке детей к школе
Авторы: Косткина Мария Александровна, Мезенцева Ольга Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 12.05.2018
Статья просмотрена: 951 раз
Библиографическое описание:
Косткина, М. А. Рекомендации родителям при подготовке детей к школе / М. А. Косткина, О. А. Мезенцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3358/ (дата обращения: 16.11.2024).
Многие родители задаются вопросом, как лучше подготовить ребенка к школе, как обеспечить его успешную обучаемость.
Качество подготовки ребенка к школе и дальнейшие школьные успехи напрямую взаимосвязаны. Развитие дошкольника должно осуществляться по многим направлениям. Базисом является физическое развитие скелета, суставно-связочного аппарата, крупной и мелкой мускулатуры, полноценное развитие нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Только здоровый ребенок выдержит школьные статические нагрузки. Следовательно, занятия физической культурой, игры на свежем воздухе, закаливание, полноценное питание, режим дня необходимые элементы подготовки ребенка к школе.
Для успешного обучения в школе необходимо развивать высшие психические функции: процесс восприятия, произвольное внимание, словесно-логическое мышление, что позволит полноценно воспринимать и усваивать информацию.
В процессе развития восприятия нужно знакомить ребенка с эталонами цвета, формы, величины; ребенок должен вслушиваться в звуки, выделять их в речевом потоке, различать между собой.
Очень важно развивать восприятие схемы собственного тела и ориентировки на плоскости и в пространстве. Ребенок должен уметь чётко определять направление (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу), уметь выполнять инструкции, построенные на умении ориентироваться (например: дотронуться левой рукой до правого уха, сделать два шага влево, поставить стул перед собой, нарисовать круг над квадратом, а между ними поставить «галочку», слева от круга нарисовать звездочку, а справа от квадрата — ёлочку и т. д.). Ориентировка на листе бумаги (середина листа, верхний левый угол, правый нижний и т. д.) должна быть полностью усвоена ребенком.
Для развития зрительного внимания можно предложить ребенку выполнить работу по образцу: сложить мозаику по схеме-рисунку, вычеркнуть определенные элементы из ряда предложенных, раскрасить эти элементы (рисунки) в определенные цвета.
Зрительная память формируется при выполнении следующих видов игр и упражнений: назвать, что было нарисовано на перевернутой картинке, рассказать о взаимоположении предметов на картинке, разложить картинки (или предметы) в том порядке, что был предъявлен, запомнить и воспроизвести фигуру, сложенную из палочек.
Слуховое внимание, восприятие и слуховая память развиваются при выполнении следующих видов работ: выделение звука (слога, слова) из ряда других. Дополнить фразу (вставить пропущенное слово). Для развития слуховой памяти потренируйте ребенка запоминать ряд слов, стихотворение, запоминать и выполнять многоступенчатую инструкцию (Возьми книгу, подойди к окну и сядь на стул).
Для развития словесно-логического мышления учите ребенка сравнивать предметы между собой, находить отличающиеся от других (сначала по форме, цвету и величине), объединять предметы в группу, исключать «лишний» из понятия (например, чашку из предметов мебели, яблоко из овощей т. п.), учите детей отгадывать загадки, понимать и объяснять пословицы.
К школьным годам ребенок должен иметь достаточный словарный запас и представление об окружающем мире. У него должны быть сформированы навыки самообслуживания (умение раздеться, помыть чисто руки, собрать свои вещи и т. п.).
В полноценном образовательном процессе исключительно важна роль речи, с её помощью развивается обобщающая и абстрагирующая функции мышления.
К началу обучения в школе ребенок должен чисто произносить и различать все звуки речи, чтобы ошибки произношения не отражались на письме и в последующем не вызывали психологического дискомфорта. Обратите внимание, может ли Ваш ребенок произносить слова сложные по слоговой структуре и слова со встречающимися противоположными по звучанию звуками (регулировщик, чистильщик, парикмахерская, универсам, коромысло, экскаваторщик, воротничок, аквариум и др.).
Словарный запас должен быть полным количественно и совершенным качественно. Ребенок должен знать обобщающие понятия (овощи, фрукты, посуда, транспорт,мебель, обувь и др.), уметь подбирать антонимы (добрый — злой) и синонимы (дорога — путь) к словам, подбирать родственные слова (красота — красавица –украшение), образовывать относительные прилагательные (меховой, металлический, пластмассовый), притяжательные прилагательные (куриный, львиный. заячий), сложные прилагательные (голубоглазый, остроклювый), приставочные глаголы (выехал — уехал — подъехал — объехал — приехал).
Правильный грамматический строй речи включает правильное согласование слов в роде (синий шарф, синее платье, синяя куртка), числе (сосновая ветка, сосновые дрова, сосновые шишки), падеже (гладить кошку, играть с кошкой).
Ребенок должен верно пользоваться предлогами (простыми: в, из, на, с (со), под, из, у; и сложными: из-под, из-за), союзными словами (потому что, который) при составлении предложений.
Полноценное усвоение грамматической структуры речи служит развитию связной речи. К школе ребенок должен уметь выражать свои мысли, составлять рассказ по картинке, рассказ на заданную тему, пересказывать текст.
Современный уровень школьных требований предполагает, что ребенок уже умеет читать, владеет навыками счета.
Справившись с такой программой подготовки, вы создаете прочную основу для формирования школьной деятельности при наличии у ребенка учебной мотивации. Ребенок должен идти в школу не из-за внешних признаков (купят ранец), а с желанием узнавать новое, получать знания, т. е. быть психологически зрелым. В качестве рекомендаций для родителей, чьи дети посещали логопедические занятия, мы можем предложить несколько игр для развития речевой памяти, словаря, правильности грамматического строя, а также развития наблюдательности, внимания и умения логически мыслить.
Игра «Цепочка слов» (расширение запаса существительных в активном словаре). В этой игре надо составить цепочку слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего (вариант для взрослых игра «Города»).
Игра «Что это?» (закрепление у детей обобщающих понятий). Играть можно с мячом. Взрослый называет предмет, а ребенок должен сказать, к какой логической категории он относится. Например, кукла — игрушка, стакан — посуда, машина — транспорт, и т. д.
Игра «Поймай— скажи» (расширение глагольной лексики). взрослый бросает мяч ребенку, называя при этом птицу (животное, профессию, имя человека, вид транспорта). Ребенок бросает мяч взрослому и называет какое-либо действие этой птицы (как голос подает, как передвигается), так же по животным, профессиям и т. д. Например, утка — крякает, лебедь — трубит, петух — кукарекает; корова — мычит, лошадь — ржет, собака — лает; писатель — пишет, врач — лечит, повар — готовит; самолет — летит, телега — едет; Дима — рисует, Таня — читает, и т. д.
Игра «Холодно— жарко» (обогащение словаря наречиями-антонимами). Ребенок отвечает словом с противоположным значением на сказанное ему наречие: быстро –медленно, тихо — громко, влажно –сухо, горько — сладко, узко — широко и т. д.
Игра «Исправь ошибку» (понимание смысла предложения). Взрослый просит ребенка внимательно послушать и исправить ошибку:
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Гена разбил стеклом мяч.
Оля с картинкой рисует папу.
Маша несет сумку в капусте.
В игру «Снежный ком» лучше играть всей семьей. Первый играющий называет любое существительное, второй его повторяет и называет новое слово, третий повторяет эти слова и произносит свое слово. Эта игра развивает объем памяти. Можно усложнить игру, если договориться придумывать слова на определенную тему (по обобщающим понятиям, по наличию в слове определенного звука, по месту нахождения предмета: магазин, квартира, поле, лес и т. д.).
Интересны игры всей семьей на придумывание коротких слов из букв одного длинного слова, например, из слова гастроном — астроном, трон, монстр, роса, нота, сор, мот и др., отгадывание детских кроссвордов, собирание «рассыпавшихся слов».
Игра «Угадай, что изменилось?» поможет в правильном использовании предлогов и развитии внимания малыша. Пусть ребенок посмотрит, где стоят игрушки, потом поменяйте место расположения некоторых из них. Ребенок должен заметить, какие игрушки оказались не на своем месте, и ответить: мишка был на полке, а теперь под стулом, карандаши лежали в коробке на столе, а теперь лежат рядом с коробкой на диване и т. д.
Для ориентировки в пространстве подойдут игры-головоломки.
Повысить качество внимания и памяти помогут игры «Вспомни иназови», когда ребенку надо назвать порядок, в котором стояли его игрушки, назвать перевернутую картинку из виденного ряда, поставить картинки в том порядке, который ему назовет взрослый.
Ряд физкультминуток между занятиями повысит настроение и заставит быть внимательными даже взрослого — это игры «Посмотри исделай» и «Услышь исделай», где надо повторить за ведущим те упражнения, которые ты видишь, не обращая внимания на устную инструкцию, и наоборот, делать то, что услышишь, не обращая внимания на наглядные действия. Например, ведущий говорит: — Руки вверх, а сам разводит руки в стороны. — Руки за голову, а сам ставит их на пояс. В зависимости от инструкции (смотреть или слушать) и надо выполнять его задания.
Развитие мелкой моторики является одним из важных компонентов подготовки руки к письму. Поэтому все задания ручной деятельности очень полезны: лепка из пластилина и глины, раскрашивание и штриховка, работа с трафаретами, вырезывание ножницами, игры с мозаикой, работа с мелким конструктором.
Чем многостороннее развит ребенок, тем легче ему будет воспринимать, усваивать и воспроизводить информацию и умения.
Творческих вам успехов, уважаемые родители!
Литература:
- О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «350 упражнений для подготовки детей к школе». Москва, АСТ — АСТРЕЛЬ, 2004 г.
- О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «1000 лучших упражнений для подготовки к школе». Москва, РОСМЭН — ПРЕСС, 2008 г.
- Б. С. Волков, Н. В. Волкова Готовим ребенка к школе, С.- П, Питер Пресс. 2008 г.
- Н. М. Липская, И. М. Мальцева, С. В. Пятак, Т. В. Сорокина «Годовой курс подготовки к школе» для детей 6–7 лет. М.: Изд-во «Эксмо», 2016 г.
- Т. В. Громова «Сказочная подготовка к настоящей школе». Москва, изд-во «Генезис», 2003 г.
- А. С. Герасимова «Тесты для подготовки к школе» словарный запас, грамотная речь, память. Москва, АЙРИС — ПРЕСС, 2004 г.