Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)
Авторы: Голяшова Елена Владимировна, Гурилева Любовь Владимировна, Демина Татьяна Валерьевна, Мальцева Ольга Васильевна, Севастьянова Елена Владимировна, Федина Светлана Витальевна, Фарафонова Наталья Викторовна, Яковлева Татьяна Борисовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 25.05.2018
Статья просмотрена: 1173 раза
Библиографическое описание:
Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы) / Е. В. Голяшова, Л. В. Гурилева, Т. В. Демина [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3397/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дидактическая игра — это активная деятельность, организуемая в процессе обучения, обеспечивающая эффективность усвоения, познавательный интерес за счет эмоционально окрашенных игровых действий.
М. В. Кларин
Самое любимое занятие детей — это игра. В основе же интеллектуальной игры лежит применение участниками своей эрудиции и интеллекта. Данный вид учебной деятельности не только удовлетворяет интеллектуальные потребности ученика, но и развивает разные стороны его личности — умение работать в команде, нестандартно мыслить, применять знания, полученные на уроках и самостоятельно. В своей работе учителя нашей школы применяют такие формы работы, как интеллектуальные марафоны, командные конкурсы эрудитов как на школьном, так и на межшкольном уровне.
Интеллектуальные игры позволяют разнообразить учебный процесс. Из обычного урока сделать праздник. Используя интеллектуальные игры во внеурочной деятельности, мы помогаем ученику ориентироваться в профессиональной деятельности, Грамотная организация внеурочной деятельности позволяет решить целый ряд очень важных задач: облегчает процесс социально-психологической адаптации; создаёт условия для индивидуального развития. Интеллектуальные игры позволяют разнообразить досуг ребенка, развить коммуникативные способности и лидерские качества. В ходе участия учащихся в разнообразных интеллектуальных тренингах и играх, ребята знакомятся с новыми словами и выражениями, выдвигают гипотезы, учатся аргументировать и доказывать свою точку зрения. Кроме того, происходит обобщение и систематизация знаний учащихся, полученных по разным школьным предметам — истории, литературе, географии, иностранному языку, связывая эти знания с информацией, полученной из других источников и жизненного опыта самих учеников. Кроме того, игра способствует сплочению ученического коллектива, развитию таких качеств как эмпатия, сопереживание и поддержка. Анализируя опыт учителей нашей школы, изучая труды российских и зарубежных ученых Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, В. С. Безруковой, Н. П. Локаловой, Н. П. Бехтеревой, В. Х. Килпатрик мы пришли к выводу, что в процессе интегрированного обучения знания учащихся приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов. Безусловно, этот подход к изучению учебного материала не нов. Но он эффективен и актуален, так как способствует развитию у детей умения учиться. Структура наших марафонов следующая. Тема игры и область знания (история, математика, химия, литература, физика и т.д) определяют стержень направленности заданий. Если марафон исторический, то все задания на станциях (предметных) связаны с заданной темой (Например, тема «Первая Мировая война»). На базе нашей школы апробированы различные тематические марафоны, в которых принимают участие не только учащиеся нашей школы, но и школы города. Учителя других школ также активно принимают участие в разработке маршрутов-заданий. Эта форма познавательной активности привлекла внимание и предприятия города, которые заинтересованы в популяризации деятельности своих предприятий, они также включились в разработку заданий по своей тематике. На каждой станции формируются комплекты интеллектуальных заданий исследовательского и/или проектного типа. Комплекты складываются в ряд модулей, в основе которых межпредметные связи. Участникам предлагается серия заданий, объединённых общей идеей, способной интегрировать содержание. Предлагаем вашему вниманию некоторые элементы вариантов интеллектуальных игр по краеведению, разработанные учителями нашей школы:
Игра «Память впамятниках» №1
«Я люблю свой город Тольятти»
Дидактическое обоснование игры №1
Авторы-составители: коллектив учителей МБУ «Школа № 41» г. Тольятти: Голяшова Е.В, учитель физики, Гурилева Л.В, учитель математики, Демина Т. В., учитель математики, Неплюева Г.В, учитель истории и обществознания, Мальцева О. В., учитель географии, Манихина Л. Г., учитель химии, Севостьянова Е. В., учитель музыки, Федина С. В., учитель изобразительного искусства, Фарафонова Н. В., учитель физической культуры, Яковлева Т.Б, учитель русского языка и литературы
Уровень игроков: 7–9 классы
Цели: Интеграция знаний, полученных на уроках; развитие познавательного интереса, творческих способностей; расширение знакомства учащихся с традициями края в привлекательной и доступной форме.
1. Организационный момент
‒ приветствие;
‒ настрой учащихся на работу.
2. Основная часть
2.1. Представление команд.
2.2 Поучение маршрутных листов и выполнение заданий по станциям.
Заключительная часть.
3.1. Рефлексия. Просмотр презентации с материалом станций.
3.2. Подведение итогов конкурса.
3.3. Награждение.
Маршрутный лист игры
Пояснение
Каждая команда получает один пакет заданий от станции. После письменного выполнения этих заданий (время выполнения заданий на Станции — максимум 7 минут) вы отдаете ответ вожатым для отправки в жюри. После этого вы получаете задание со следующей станции. Если вы выполнили задание раньше времени — вы получаете один бонусный балл (при условии, что все задания были выполнены.) Если вы не уложились во времени- с вас снимается 1 штрафной балл.
Удачи вам в игре. В этой игре проигравших нет. Знания только приобретаются!
(В данной статье представлены по 1–2 задания для каждой станции)
Станция «Этнографическая» Задание 1
Выясните, какие народы и где проживали на территории нашего района изначально, какие появились к 18 веку. Разместите их на карте нашего района.
Станция «Топографическая» Задание 1
До революции главная улица Ставрополя называлась Посадская. Как она называлась после революции?
Станция «Географическая» Задание 1
- Что представляет собой климат нашего города?
- Что влияет на климат города?
- Он был включен в 2006 году ЮНЕСКО в состав Средне-Волжского комплексного биосферного резервата. Кто он?
Станция «Медицинская» Задание 1
В 1762 году в городе уже было 500 домов, одна школа, суд, больница, в 1875 году на Ставрополь и уезд приходилось всего 5 врачей, то есть один врач на 70 тысяч населения. Какие самые распространенные болезни были в нашем уезде?
Станция «Историческая» Задание 1
Что связывает этого человека снашим краем?
Станция «Музыкальная» Задание 1
А) Приведите примеры песен, которые были посвящены красоте самарской природы, величественной широте Волги и г. Самары
Б) Назовите народную песню о Волге, где встречаются реальные исторические персонажи
Станция «Художественная» Задание 1 Уэтого Божьего посланника на открытой книге слова: «Время собирать камни»
А) Как называется этот памятник и где он установлен?
Б) О чём скорбит ангел?
Станция «Литературная» Задание 1
Какой наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», друг А. С. Пушкина был связан с Самарской областью?
Станция «Математическая» Задание 1
Задача № 1. И в дождь, и в стужу на посту, на страже города стоит.
Затраты на памятник составили 14 млн. 134 тыс. рублей. Постамент памятника (в форме стилобата) 14 метров, а скульптура 7,5 метров. Сколько процентов составляет постамент от скульптуры? Ответ округлите до целых. Назовите, кому этот памятник?
Станция «Техническая» Задание 1 Чем прославился наш земляк-изобретатель. Александр Николаевич Сергеев? Подсказка 1: он произвел технологическую революцию в отрасли, которая сегодня в нашем городе, регионе и стране занимает ключевую позицию.
Станция «Спортивная» Задание 1
В каком году «Жигули» впервые завоевывает медали высшей лиги чемпионата по гаревому спидвею?
Игра «Память впамятниках» №2 (вариант квест-игры)
«Памятные места на туристической карте города Тольятти»
Легенда: «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем 10 лет жизни дома».
А. Франс
В город Тольятти приехали туристы из разных мест. Они хотят узнать, чем примечателен этот город. Экскурсовод проведет их по памятным местам города.
Инструкция для группы.
Каждая команда получает схему города и маршрутный лист. На каждом этапе команда получает конверт с заданиями. За выполненные задания выдаются фишки. Задача игроков — собрать все фишки. + получить баллы за дополнительный этап. Дополнительный этап -II (см. II Этап)
Прошедшей все маршруты считается команда, которая:
‒ выполнила все задания;
‒ собрала фишки;
‒ заполнила рабочие листы;
‒ сфотографировала объекты;
‒ заполнила туристическую карту.
Задание 1. Объект: Пр-т Степана Разина
Задание 2. Объект: ул. Орджоникидзе д. 3
Задание 3. Объект: аллея Памяти, Работа с фотодокументами
Задание 4. Объект: воинское захоронение, стела
Игра началась! Всем желаем удачи!
Задание 1. Объект: Проспект Степана Разина
а) Какие исторические памятники нашего края связаны с его именем?
б) Где в нашем городе об этом герое хранится информация?
Задание 2. Объект: ул. Орджоникидзе д. 3
А) Обратите внимание на рекламные информационные вывески на школе. Какая информация на них?
Б) Опишите герб школы. Что означают его символы?
В) Какие виды деревьев растут на пришкольной территории?
Г) Найдите на территории школы клумбу. Вычислить ее площадь и длину окружности.
Задание 3. Объект: аллея Памяти
А) В нашем городе есть памятники Ленину. Ленин — это имя? фамилия? или…. что?
Б) Что вы знаете о Ленине? Что связывает Ленина с нашим краем
В) Расскажите туристу на его родном языке, что находится на Центральной площади в нашем городе
Г) Назовите самый большой и самый известный памятник в городе
Работа сфотодокументами
Задание 1.
Во дворе школы № 1 есть уникальный обелиск-это настоящий боевой самолет. Что вы знаете об этом обелиске. Кому он поставлен?
Задание 2.
На фотографии «спрятана» фамилия известного гидростроевца, который внес огромный вклад в строительство города Тольятти.,. Назовите эту фамилию и правильно напишите её
Задание 3.
В нашем городе есть улица великого революционера, основателя новой идеологии. Назовите его.
Задание 4.
А). Великая Отечественная война, начавшаяся так страшно для них июньским утром 1941 года, через 4 года закончилась в Берлине полным разгромом 3-его рейха. Память о наших победителях вечна! В нашем городе есть памятники воинам –защитникам Родины. Перечислите их
Б). Вгоды войны в нашем Ставрополе находились различные оборонные предприятия. Назовите их.
В) Какое высшее учебное заведение было эвакуировано в Ставрополь и располагалось в санатории «Лесное»
Г) На нашей территории боев не было. Но есть могила солдата, погибшего во время боев за Прибалтику. Чья это могила и как она здесь оказалась?
Д) Укажите на карте города фамилии героев –земляков, чьи фамилии носят улицы города
Задание Для всех II Этап игры (домашнее задание)
Командам необходимо найти 9 скульптур, 7 памятников и 3 памятных знака в городе и сфотографироваться на их фоне. После этого, необходимо отправить селфи на адрес классного руководителя в социальной сети или руководителю игры. К каждой фотографии необходимо сделать небольшую аннотацию по плану:
- Название памятника или памятного знака.
- Кто и когда установил памятник или памятный знак.
- Краткая история памятника или памятного знаки (в связи с каким событием установлен).
Подведение итогов игры
Победившей признаётся команда, которая первой правильно выполнит все задания квест-игры. Победители награждаются публично на классном часу.
В заключении нашей статьи хочется добавить, что ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить в себя всю информацию по той или иной теме. Считаем, что дополнить, расширить знания учащихся, стимулировать их познавательную активность, выстроить систему интеллектуального развития учеников позволяет именно межпредметная интеграция, в том числе и через интеллектуальные формы игры.