Создание мотивации при обучении русскому языку
Автор: Абаева Нино Черменовна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 26.05.2018
Статья просмотрена: 866 раз
Библиографическое описание:
Абаева, Н. Ч. Создание мотивации при обучении русскому языку / Н. Ч. Абаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 61-62. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3405/ (дата обращения: 15.11.2024).
Понятие мотивации, которое пришло из психологии в общую методику обучения, активно используется в методической литературе. Она является одним из факторов повышения качества обучения и приобретает особый смысл при обучении языку. Мы ставим целью сформировать навыки активной коммуникации на достаточно высоком уровне. В процессе достижения таких результатов необходимо научить студентов, во-первых, многочисленным навыкам и умениям, требующих определенного времени для их формирования; во-вторых, сформировать систему различных учебных заданий, от самых простых до сложнейших форм речи. Результатом такой работы является формирование языковой личности, владеющей коммуникативной компетенцией как способностью решать коммуникативные задачи языковыми средствами на достаточно высоком уровне. [1]
Естественно, что изучая язык в группе, где находятся студенты с разной языковой подготовкой, многие из них сталкиваются с трудностями понимания, перевода, воспроизведения текста, что отнюдь не добавляет им оптимизма в процессе учёбы.
На что мы стараемся обратить их внимание с первых минут? И на возможности получения большего количества информации по специальности на русском языке, и на расширение международных контактов нашего государства в различных областях науки и техники, интернационализацией всех сфер общественной жизни. Отмечаем, что «языковая культура важна для всех, она во многом определяет самосознание человека». [2]
Необходимо донести до студента, что коммуникативная компетенция является результатом приобретения сложных навыков и умений, требующих для своего формирования специально организуемой учебной и языковой практики в виде различных упражнений, ведущих от владения отдельными простейшими единицами языка до сложнейших форм речи. Венцом учебного процесса является способность учащегося вести коммуникативную деятельность средствами изучаемого языка.
Поэтому создание мотивации (научиться свободно общаться на языке, вести разговор, аргументировать свои мысли средствами русского языка) приобретает особенную роль. С одной стороны, это мотивация, которая относится к общему процессу обучения (как и мотивация при изучении любого другого предмета), с другой стороны, — мотивация, связанная с самим процессом речи, который является ее порождением. «Каждому разговору, каждой фразе предшествует возникновение мотива речи — ради чего я говорю… Ситуация устной речи каждоминутно создает мотивацию каждого нового изгиба речи, разговора, диалога» [3]. И, значит, в учебном процессе должны быть созданы условия, обеспечивающие и мотив, и ситуацию, и предметное содержание коммуникативной деятельности.
Общая мотивация, возникающая как внешний мотив, как, например, желание в будущем продвинуться по карьерной лестнице, или желание просто участвовать в учебной деятельности, или желание говорить то, что необходимо и интересно ученику, с использованием тех средств, которыми он владеет. [4] Эта мотивация является важнейшим стимулом изучения языка. Но она может разбиться о трудности, с которыми встречается ученик, о банальную скуку. Следовательно, вопрос о том, как можно повысить мотивацию, является далеко не праздным. Для того чтобы внимание не ослабевало, можно использовать такую мотивацию, как переживание успеха, участие в игре, состояние состязания, когда интересным может быть не только результат, но и сам процесс. Т. е. мотивация может обеспечивать как интерес к учебной деятельности, так и стимулирование продуцирования собственной речи учащегося, ее развитие.
Результатом этого должны быть тренировки в практической речи, когда требуется рассказать о чем-либо нужном, интересном для собеседника, отстоять свою точку зрения, узнать необходимую информацию. Без этого трудно получит желаемый результат. Всегда необходимо, чтобы при обсуждении проблемы происходило обогащение языкового багажа, использование его для решения поставленной преподавателем задачи, направленную на реализацию языковых средств практически в речи, близкой к реальной.
Хорошим примером мотивировать студента на высказывание является создание проблемной ситуации, которая может делиться на несколько этапов:
1. Актуализация имеющихся у учащихся знаний. Форма активизации: невербализуемая — «посмотрите на рисунок, вспомните …» (без рассказа);
вербализуемая, предполагающая внешнее речевое воздействие в устной или письменной форме: прочитайте (посмотрите на рисунок, просмотрите текст) и расскажите (ответьте на вопрос, запишите). Актуализация — этап подготовки почвы для постановки проблемы.
2. Создание собственно проблемности, т. е. осознание и формулирование учащимися спорности, противоречивости явлений, столкновение известного с новым.
3. Решение или разрешение проблемной ситуации в форме рассуждения или в виде письменной работы. Специфика обучения языку предлагает «проживание» какой-либо проблемной ситуации, Проблемная ситуация здесь — это и средство учебного процесса, и его цель.
На начальном этапе обучения практика работы позволяет выделить следующие типы мини-дискуссий (как устной продуктивной речевой деятельности), основанных на проблемных ситуациях. Например, 1. «Вариации на тему». Эта тема базируется на информационной недостаточности или неоднозначности некоторых текстов, что, в данном случае, является их преимуществом. Например: текст о девушках, занимающихся такими видами спорта, как тяжелая атлетика, борьба, экстремальные виды спорта. Высказывается предположение, какова причина подобного интереса со стороны женщин к таким видам спорта и т. д.
2. Собственно мини-дискуссия. Они могут проводиться на текстах, обладающих таким свойством, как пунктирная намеченность проблемы, где студентам предлагается свободная коммуникация, тем не менее, подразумевается и проживание ситуации. Это могут быть такие темы, как «Традиция и современность», «Использование альтернативных источников энергии».
3. Объединение в блок нескольких тем, представляющих материал для дискуссии: «Аральское море», «Парниковый эффект», «Заповедники Узбекистана», «Проблемы Экологии в современном мире».
Литература:
- Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). М., 2012.
- Шульгина К. «Культура русского языка в техническом вузе». Высшее образование в России. 2004 г.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд. Испр. М., 1999.
- Выготская Л. Л., Нечаева Е. В. Содержание понятия мотивации в преподавании русского языка как иностранного (теория и практика). «Русский язык за рубежом», № 1/2016.