Проект «Из семечки из маленькой растет цветочек аленький» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 3971 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Проект «Из семечки из маленькой растет цветочек аленький» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3413/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основная идея иактуальность:

На участке нашей группы есть огород и клумбы, цветники и рабатки. Дети сами сажают семена, поливают, рыхлят и пропалывают растения. Все работы проводятся в теплый период года. Еще зимой мы с детьми решаем, какие растения мы будем сажать, где, на какой клумбе или рабатке, огороде. Дети рисуют планы засадки растений, цветовой фон. Закупаем семена и ждем весны. В этом году детям очень не терпелось приступить к посадкам, а теплой погоды все никак не могли дождаться. Ребята предложили посадить цветы в группе, вырастить рассаду, а потом высадить на клумбы и рабатки. Детей очень заинтересовало, как из маленькой семечки развивается растение. Долго выбирали, какой цветок будем выращивать и решили попробовать вырастить из семян герань (пеларгонию зональную). Причиной такого выбора стало то, что герань можно посадить и на участке и украсить цветами помещения детского сада, а потом можно будет наблюдать, как растет растение зимой. Также выбор детей определило то, что пеларгония бывает разных видов и расцветок. Купили смесь семян разных расцветок, дети долго рассматривали маленькие семечки и не верили, что из них можно вырастить большие, ярко цветущие кустики. Купили специальную землю для посадки и ребята узнали, что она состоит из разных компонентов, там есть торф, песок, удобрения. Ребята сами посеяли семена, и каждый день наблюдали, как появляются всходы, появляются новые листочки. В процессе проведения проекта дети исследовали части растения под микроскопом, рассматривали их при помощи лупы. Они узнали, что растение не только состоит из частей (корень, стебель, лист, цветок), но и любая его часть состоит из клеток. Дети выясняли, что для нормального роста и развития растению необходим солнечный свет, полив и подкормки минеральными удобрениями. Выращенную рассаду дети высадили на рабатку, а также в горшки и подарили сотрудникам дошкольного учреждения.

Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе посева и выращивания растений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
  2. Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
  2. Развивать инициативу детей в процессе выполнения проекта.
  3. Развивать внимание и воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
  2. Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.

Ресурсное обеспечение:

Микроскоп, лупы, принадлежности для посева и выращивания растений: грунт, семена, совочки, лейки, контейнеры для рассады, цветочные горшки.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду, а также узнают, что нужно растению для роста и развития. Узнают, что такое микроскоп и рассмотрят строение листа пеларгонии зональной.

Методы исредства реализации:

Образовательные области

Совместная деятельность детей ивоспитателей

Совместная деятельность детей иродителей

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа с детьми: «Зачем нужны цветы?»

Беседа с детьми: «Какие бывают цветы: многолетние и однолетние и почему их так называют?»

Беседа с детьми «Почему люди выращивают цветы дома?»

Игра «Я садовником родился…»

Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?).

Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Ваши любимые цветы» инсценировка родителей вместе с детьми сказки «Цветик — семицветик»

Рассматривание в книжном уголке

Открыток с изображением комнатных и садовых цветов.

Совместная сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Познавательное развитие

НОД

«Знакомство детей с понятием «растение», его частями (корень, стебель, листья, цветы)». «Знакомство

с лупой и микроскопом», «Формирование понятия о растении как живом организме, нуждающемся в солнечном свете, воде и питательных веществах находящихся в почве»

«Сенсорное развитие в процессе ознакомления с листьями разных растений»

Посещение зимнего сада в здании старшей школы.

Экскурсии по экологической тропе в дошкольном отделении.

Посещение родителями вместе с детьми Ботанического сада МГУ

«Аптекарский огород».

Посещение главного ботанического сада РАН им.Н. В. Цицина. Посещение Фондовой оранжереи.

Дидактические игры «Цветочное лото» «Цветочное домино»

Разрезные картинки

«Собери цветок».

Речевое развитие

Чтение детям сказки В Катаева «Цветик — семицветик»

НОД

«Ознакомление детей с стихотворениями Ю. Мориц, З.Александровой, Е.Благининой, Г.Виеру, О.Высоцкой, Л.Квитко, И Токмаковой о цветах»

НОД

«Чтение детям стихотворения Бориса Пастернака «Герань-таинственный цветок».

Домашнее задание: «Домашнее чтение стихотворений русских поэтов о цветах»

Придумать дома с родителями проект клумбы для дошкольного отделения и рассказать о нем другим детям в группе.

Рассматривание книг и энциклопедий в книжном уголке по теме «Цветы». Беседы о том, как вырастить растение.

Художественно-эстетическое развитие

НОД

Рисование: «Мой любимый цветок», «Букет для мамы»

«Герань цветет»

«Наша клумба»

«Рабатка — летом»

Лепка: «Пластилиновая картина -Цветы»,

«Цветы в вазе»

Аппликация: «Цветик — семицветик», «Объемные цветы»

Прикладное творчество «Изготовление цветов из ткани и лент для игры «Цветочный магазин»

Домашнее задание: нарисовать как может выглядеть клумба в дошкольном учреждении.

Рисование, лепка,

аппликация в свободное время.

В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по теме: «Цветы»

Физическое развитие

Подвижные игры на прогулке: «Цветы», «Одуванчик»,

«Цветы и ветерки», «На окне», русская народная игра «Первоцвет»

Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я –спортивная семья (игры и эстафеты по теме: «Цветы»).

Подвижные игры в свободное время по выбору детей.

Этапы реализации

Сроки

Виды деятельности

Цель

Исполнители

подготовительный

Сентябрь-ноябрь

Изучение с детьми энциклопедий: «Как появляется цветок» «Я познаю мир. Растения».

Беседы с детьми о растениях, о том, что нужно им для роста и развития почва, солнечный свет, полив, подкормки минеральными удобрениями»

Рассматривание картинок с изображениями различных цветов, выбор цветка для выращивания.

Изображение цветка, который хотим вырастить.

Знакомство детей с микроскопом и тем, как он работает.

Покупка семян, грунта.

Познакомить детей понятием, что такое растение и как его вырастить.

Познакомить детей с разными видами пеларгоний и способами их выращивания.

Воспитатели, дети, родители.

основной

Декабрь-март

Подготовка контейнеров для посадки.

Посев семян.

Полив и наблюдения за всходами.

Пикировка растений в отдельные горшочки.

Исследовательская деятельность детей по изучению строения растения.

Рассматривание листа герани при помощи лупы и под микроскопом.

Дети увидели, что лист имеет прожилки, он окрашен по краю в более темный цвет и под микроскопом видны зеленые и белые клетки растения.

Научить детей сеять семена и ухаживать за рассадой.

Знакомство детей с понятием «пикировка».

Изучить при помощи лупы и микроскопа лист.

Сделать вывод, что лист герани имеет прожилки, ярко выраженную зональность, поэтому и называется зональной и имеет клеточное строение

Воспитатели, дети, родители.

Воспитатели, дети.

заключительный

Апрель-май

Высаживание рассады на рабатки и клумбы.

Пересадка растений в горшки для подарка заведующей и завхозу.

Украсить территорию детского сада красивыми цветами.

Подарить герани

сотрудникам детского сада.

Познакомить детей других групп с тем как можно самим вырастить растение из семян.

Дети

воспитатели

Итоговые мероприятия:

Представление своей работы на научно-практической конференции «День Науки» в ГБОУ Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.

Рефлексия:

Дети научились самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду, а также узнали, что нужно растению для роста и развития. Узнали, что такое микроскоп и рассмотрели строение листа пеларгонии зональной.

Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Плешаков А. А. «От земли до неба. Атлас-определитель» М. «Просвещение» 2017.
  3. Ботаникум. Энциклопедия. Кейтли Скотт, Кети Уиллис СПб «Machaon» 2016.
  4. Шорыгина Т. А. «Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках, растениях и животных» М. «Сфера» 2017.
  5. Волкова В. «Герань. Выращивание и уход» Минск «Харвест» 2004.
  6. Вологдина Н., Малофеева Н., Травина И., «Живая природа» Детская энциклопедия. М. «Росмэн» 2014.
  7. Королевское общество садоводов. «Размножение растений». Под ред. Алан Тугуд. СПб «Астрель» 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, растение, цветок, детский сад, знакомство детей, книжный уголок, микроскоп, помощь лупы, семя, солнечный свет.
Задать вопрос