Проект «Из семечки из маленькой растет цветочек аленький»
Авторы: Бурцева Светлана Евгеньевна, Смирнова Татьяна Михайловна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 01.06.2018
Статья просмотрена: 3983 раза
Библиографическое описание:
Бурцева, С. Е. Проект «Из семечки из маленькой растет цветочек аленький» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3413/ (дата обращения: 18.12.2024).
Основная идея иактуальность:
На участке нашей группы есть огород и клумбы, цветники и рабатки. Дети сами сажают семена, поливают, рыхлят и пропалывают растения. Все работы проводятся в теплый период года. Еще зимой мы с детьми решаем, какие растения мы будем сажать, где, на какой клумбе или рабатке, огороде. Дети рисуют планы засадки растений, цветовой фон. Закупаем семена и ждем весны. В этом году детям очень не терпелось приступить к посадкам, а теплой погоды все никак не могли дождаться. Ребята предложили посадить цветы в группе, вырастить рассаду, а потом высадить на клумбы и рабатки. Детей очень заинтересовало, как из маленькой семечки развивается растение. Долго выбирали, какой цветок будем выращивать и решили попробовать вырастить из семян герань (пеларгонию зональную). Причиной такого выбора стало то, что герань можно посадить и на участке и украсить цветами помещения детского сада, а потом можно будет наблюдать, как растет растение зимой. Также выбор детей определило то, что пеларгония бывает разных видов и расцветок. Купили смесь семян разных расцветок, дети долго рассматривали маленькие семечки и не верили, что из них можно вырастить большие, ярко цветущие кустики. Купили специальную землю для посадки и ребята узнали, что она состоит из разных компонентов, там есть торф, песок, удобрения. Ребята сами посеяли семена, и каждый день наблюдали, как появляются всходы, появляются новые листочки. В процессе проведения проекта дети исследовали части растения под микроскопом, рассматривали их при помощи лупы. Они узнали, что растение не только состоит из частей (корень, стебель, лист, цветок), но и любая его часть состоит из клеток. Дети выясняли, что для нормального роста и развития растению необходим солнечный свет, полив и подкормки минеральными удобрениями. Выращенную рассаду дети высадили на рабатку, а также в горшки и подарили сотрудникам дошкольного учреждения.
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе посева и выращивания растений.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
- Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.
Развивающие:
- Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
- Развивать инициативу детей в процессе выполнения проекта.
- Развивать внимание и воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
- Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
Ресурсное обеспечение:
Микроскоп, лупы, принадлежности для посева и выращивания растений: грунт, семена, совочки, лейки, контейнеры для рассады, цветочные горшки.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду, а также узнают, что нужно растению для роста и развития. Узнают, что такое микроскоп и рассмотрят строение листа пеларгонии зональной.
Методы исредства реализации:
Образовательные области |
Совместная деятельность детей ивоспитателей |
Совместная деятельность детей иродителей |
Самостоятельная деятельность детей |
Социально-коммуникативное развитие |
Беседа с детьми: «Зачем нужны цветы?» Беседа с детьми: «Какие бывают цветы: многолетние и однолетние и почему их так называют?» Беседа с детьми «Почему люди выращивают цветы дома?» Игра «Я садовником родился…» Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?). |
Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Ваши любимые цветы» инсценировка родителей вместе с детьми сказки «Цветик — семицветик» |
Рассматривание в книжном уголке Открыток с изображением комнатных и садовых цветов. Совместная сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». |
Познавательное развитие |
НОД «Знакомство детей с понятием «растение», его частями (корень, стебель, листья, цветы)». «Знакомство с лупой и микроскопом», «Формирование понятия о растении как живом организме, нуждающемся в солнечном свете, воде и питательных веществах находящихся в почве» «Сенсорное развитие в процессе ознакомления с листьями разных растений» Посещение зимнего сада в здании старшей школы. Экскурсии по экологической тропе в дошкольном отделении. |
Посещение родителями вместе с детьми Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». Посещение главного ботанического сада РАН им.Н. В. Цицина. Посещение Фондовой оранжереи. |
Дидактические игры «Цветочное лото» «Цветочное домино» Разрезные картинки «Собери цветок». |
Речевое развитие |
Чтение детям сказки В Катаева «Цветик — семицветик» НОД «Ознакомление детей с стихотворениями Ю. Мориц, З.Александровой, Е.Благининой, Г.Виеру, О.Высоцкой, Л.Квитко, И Токмаковой о цветах» НОД «Чтение детям стихотворения Бориса Пастернака «Герань-таинственный цветок». |
Домашнее задание: «Домашнее чтение стихотворений русских поэтов о цветах» Придумать дома с родителями проект клумбы для дошкольного отделения и рассказать о нем другим детям в группе. |
Рассматривание книг и энциклопедий в книжном уголке по теме «Цветы». Беседы о том, как вырастить растение. |
Художественно-эстетическое развитие |
НОД Рисование: «Мой любимый цветок», «Букет для мамы» «Герань цветет» «Наша клумба» «Рабатка — летом» Лепка: «Пластилиновая картина -Цветы», «Цветы в вазе» Аппликация: «Цветик — семицветик», «Объемные цветы» Прикладное творчество «Изготовление цветов из ткани и лент для игры «Цветочный магазин» |
Домашнее задание: нарисовать как может выглядеть клумба в дошкольном учреждении. |
Рисование, лепка, аппликация в свободное время. В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по теме: «Цветы» |
Физическое развитие |
Подвижные игры на прогулке: «Цветы», «Одуванчик», «Цветы и ветерки», «На окне», русская народная игра «Первоцвет» |
Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я –спортивная семья (игры и эстафеты по теме: «Цветы»). |
Подвижные игры в свободное время по выбору детей. |
Этапы реализации |
Сроки |
Виды деятельности |
Цель |
Исполнители |
подготовительный |
Сентябрь-ноябрь |
Изучение с детьми энциклопедий: «Как появляется цветок» «Я познаю мир. Растения». Беседы с детьми о растениях, о том, что нужно им для роста и развития почва, солнечный свет, полив, подкормки минеральными удобрениями» Рассматривание картинок с изображениями различных цветов, выбор цветка для выращивания. Изображение цветка, который хотим вырастить. Знакомство детей с микроскопом и тем, как он работает. Покупка семян, грунта. |
Познакомить детей понятием, что такое растение и как его вырастить. Познакомить детей с разными видами пеларгоний и способами их выращивания. |
Воспитатели, дети, родители. |
основной |
Декабрь-март |
Подготовка контейнеров для посадки. Посев семян. Полив и наблюдения за всходами. Пикировка растений в отдельные горшочки. Исследовательская деятельность детей по изучению строения растения. Рассматривание листа герани при помощи лупы и под микроскопом. Дети увидели, что лист имеет прожилки, он окрашен по краю в более темный цвет и под микроскопом видны зеленые и белые клетки растения. |
Научить детей сеять семена и ухаживать за рассадой. Знакомство детей с понятием «пикировка». Изучить при помощи лупы и микроскопа лист. Сделать вывод, что лист герани имеет прожилки, ярко выраженную зональность, поэтому и называется зональной и имеет клеточное строение |
Воспитатели, дети, родители. Воспитатели, дети. |
заключительный |
Апрель-май |
Высаживание рассады на рабатки и клумбы. Пересадка растений в горшки для подарка заведующей и завхозу. |
Украсить территорию детского сада красивыми цветами. Подарить герани сотрудникам детского сада. Познакомить детей других групп с тем как можно самим вырастить растение из семян. |
Дети воспитатели |
Итоговые мероприятия:
Представление своей работы на научно-практической конференции «День Науки» в ГБОУ Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.
Рефлексия:
Дети научились самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду, а также узнали, что нужно растению для роста и развития. Узнали, что такое микроскоп и рассмотрели строение листа пеларгонии зональной.
Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
- Плешаков А. А. «От земли до неба. Атлас-определитель» М. «Просвещение» 2017.
- Ботаникум. Энциклопедия. Кейтли Скотт, Кети Уиллис СПб «Machaon» 2016.
- Шорыгина Т. А. «Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках, растениях и животных» М. «Сфера» 2017.
- Волкова В. «Герань. Выращивание и уход» Минск «Харвест» 2004.
- Вологдина Н., Малофеева Н., Травина И., «Живая природа» Детская энциклопедия. М. «Росмэн» 2014.
- Королевское общество садоводов. «Размножение растений». Под ред. Алан Тугуд. СПб «Астрель» 2005.