Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)
Автор: Пермякова Анастасия Михайловна
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 01.06.2018
Статья просмотрена: 350 раз
Библиографическое описание:
Пермякова, А. М. Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы) / А. М. Пермякова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 56-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3418/ (дата обращения: 16.11.2024).
Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.
В. Маяковский. «Сергею Есенину»
Суицид — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и не спланированные, а совершенные на высоте эмоций. Установлено, что лишь у 10 % подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90 % — это «крик о помощи». И крик — это нам, взрослым.
Рис. 1. Статистика стран на 2018 год с подростковым суицидом [2]
В наше учебное заведение приходят не самые «сильные» учащиеся. Как правило, это подростки со средними интеллектуальными способностями, учащиеся из неблагополучных семей, где отсутствует полноценное общение между родителями и детьми, искренняя любовь, а присутствует недостаток внимания, непринятие личности ребенка, игнорирование его потребностей и интересов, недоброжелательная и конфликтная атмосфера.Зачастую, нашими студентами становятся выпускники интернатов, часть из которых имеют психологические проблемы, главные из которых — затруднение и недостаток общения, недоверие к старшим, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически. Все это вызывает эмоциональное напряжение, которое затем переходит в депрессивное состояние.
Вот такие в целом наши учащиеся. Но мы не опускаем руки, а стараемся выстраивать учебно-воспитательный процесс с выходом на положительный результат. Сегодня я хочу немного поделиться опытом работы с такой категорией учащихся.
Профилактика социально — негативных явлений в личности подростков, одно из которых суицидальная направленность, является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса в КГУ «Риддерский Многопрофильный колледж». Данная деятельность осуществляется с учётом разработанной программы «Адаптация студентов 1го курса». Цель программы — создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающей способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества.
Эта цель реализуется через духовно — нравственное воспитание студентов, что сегодня обретает не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Нельзя не согласиться с Т. Рузвельтом — «Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит, вырастить угрозу для общества».[3]
Основным этапом реализации программы является проведение психодиагностики, подразумевающей углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей, выявление учащихся, имеющих суицидальную направленность, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации. Осуществляется психодиагностика через анкетирование, наблюдения, опрос, изучение личных дел учащихся, социально — бытовых условий, анализ внутрисемейных отношений, изучение состояния здоровья, особенностей социально-психологической адаптации студентов к специфике учебных предметов.
На основании данных исследований, а также общего сбора информации, учащиеся с выявленной суицидальной направленностью, определяются в группу «Поддержка». Далее определяются пути по преодолению отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении, делаются выводы, даются рекомендации, принимается совместное решение по методам профилактической работы.
Так в 2017–2018 учебном году, на учёте в группе «Поддержка», состоит 26 человек. Мы стараемся создать все условия для их вовлечения в активную деятельность, в результате: 9 человек, задействовано в волонтёрском движении «Лидер», 5 человек, в содружестве «Молодёжных инициатив», 6 человек, в художественной самодеятельности.
В кружках по интересам и профмастерства занимаются 6 человек.
В профилактике суицидального поведения на наш взгляд важно ориентироваться на три основных направления:
- Формирование у учащихся позитивного восприятия окружающего мира.
- Поиск ниши наибольшего проявления склонностей и интересов подростка, направление его активности.
- Формирование антисуицидальных факторов личности подростка. В этой связи важно научить подростка преодолевать трудности, воспринимать их как некий жизненный опыт.
Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания учащихся по вопросам профилактики социально-негативных явлений зависит от трёх составляющих:
- Грамотной организации внеурочной занятости учащихся через проведение коллективных творческих мероприятий, тренингов, тематических бесед, классных часов, диспутов, круглых столов и т. д.
Например, были проведены:
‒ Тематические классные часы и беседы — «Знакомство с собой», «Опиши себя», «Я и окружающие», «Я в жизненных различных ситуациях» и т. д. Довольно часто на классные часы приглашаются представители градообразующих предприятий города, инспектора «Подразделений по делам несовершеннолетних», врач — нарколог города Риддер, фельдшер Колледжа, представители кабинета ЗОЖ. Организовываются встречи с депутатами городского Маслихата, перед студентами выступают представители центра развития общегородских молодёжных инициатив.
‒ Проводятся круглые столы. В текущем учебном году, они были посвящены таким темам, как: «Коррупция», «Красота истинная — красота искусственная». Совместно с представителями ресурсного центра «Y-PEER», на базе Риддерского аграрно-технического Колледжа, были проведены круглые столы на тему: «Сексуальное и репродуктивное здоровье подростков» и «Девушка глазами юноши».
‒ Систематически проводятся тренинги личностного роста, тренинги на снятие психоэмоционального напряжения у учащихся и т. д., коррекционные занятия.
‒ Нравственно — духовное развитие личности подростков осуществляется и на уроках самопознания.
‒ В целях эстетического воспитания в колледже действует клуб «Поговорим о том, о сём…».
Данные мероприятия проходят в рамках общей профилактики и работают на поддержку адаптации, автоматически формируя антисуицидальные барьеры. Здесь духовно-нравственное воспитание направлено на формирование морального сознания и развития нравственных чувств у студентов. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия инженерно — педагогического коллектива на духовно-нравственную сферу личности.
- Вторая составляющая — это рациональное использование свободного времени и досуга для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей учащихся в целях разностороннего развития личности по интересам.
Для того чтобы подростку было комфортно, он чувствовал себя уверенно, важно сформировать у него ситуацию успеха. Если он получает удовольствие от определенной деятельности, которая дает еще и результаты, то чувствует эмоциональный подъем. Достижения вызывают уверенность в себе, повышают самооценку, формируют желание идти вперед и полноценно жить. На основании этого, определяются формы работы, в которых используется стремление подростков к личному участию в организованной общественной деятельности.
Рис. 2. Как укрепить уверенность в себе [5]
‒ Конкурс стихов ко Дню Мира и языков народов Казахстана,
‒ Конкурс Красоты Көктем Аруы (Мисс Весна),
‒ Конкурс плакатов по профилактике терроризма,
‒ Участие в областном конкурсе — «Лучший Отряд содействия полиции», в военно-патриотической игре «Служу Отечеству», в областном турнире по военно-прикладному многоборью, посвящённому памяти Т.Тохтарова. Ежегодное участие в городском традиционном параде юнармейцев, в Митинге памяти в День вывода советских войск из Афганистана, в фестивале афганской и солдатской песни, в конкурсе «Болашак Қорғаушы» (Будущий Защитник).
Также наши учащиеся входят в состав отряда содействия полиции. Вот неполный перечень мероприятий, которые развивают такие нравственные качества, как совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм.
‒ Развитие таких волевых качеств подростков, как настойчивость, целеустремлённость, терпение, осуществляется через участие в городских и внутриколледжных спортивных соревнованиях, Днях здоровья и флэш-мобах. Ярким событием в жизни наших студентов в этом учебном году стала поездка в город Усть-Каменогорск, где наши студенты побывали в роли болельщиков на Областном хоккейном турнире.
‒ В Семее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» (Духовное возрождение) прошёл третий региональный чемпионат профессионального мастерства международного турнира World Skills Shygys-2018, Команда КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» участвовала в чемпионате по восьми компетенциям. Наши студенты приняли участие в международном конкурсе творческих работ «Моя профессия — моё будущее».
‒ Массу положительных эмоций подростки получили от конкурса «Фестиваль международных блюд», который разработали и провели самостоятельно.
- Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания учащихся по вопросам профилактики социально-негативных явлений зависит от широкого вовлечения подростков в самоуправленческую деятельность колледжа с целью развития у них взаимной ответственности и организаторских способностей, чувства хозяина и правового самосознания через систему общественных организаций и молодежных объединений, является третьей составляющей.
‒ В рамках работы ученического самоуправления, в нашем Колледже осуществляет свою деятельность молодёжная организация «Содружество молодёжных инициатив». Учащимся была представлена возможность самостоятельно планировать жизнь внеурочной деятельности и отвечать за ее выполнение.
‒ Одним из ярких мероприятий в данном направлении стали выборы депутатов учащимися городского Молодёжного Маслихата.
‒ Ребята из «Содружества молодёжных инициатив» принимают активное участие в организации и проведении — Дня социального партнера, Дня открытых дверей, родительских собраний.
‒ Учащиеся самостоятельно организовывают и проводят различные акции: «День позитива», «Берите вершины — не взятки», «Не проходи мимо — разорви цепь коррупции», «Кормушка», городская акция «Озеленение города», благотворительную акцию в ПНД города Риддер «С Новым годом, дорогой человек».
‒ С прошлого учебного года ведёт свою работу волонтёрское движение «Лидер». Ребята, проявляя собственную инициативу, оказывают помощь ветеранам труда, труженикам тыла. Помогают при проведении социологических опросов и акций «Скажи наркотикам — нет!», «Я выбираю жизнь!» и т. д.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что, включение подростка в мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, заполнение его жизни позитивными моментами, является профилактикой основных причин подросткового суицида.
Литература:
- Берестов А. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян как наилучший фактор предотвращения наркотизации российского сообщества. Доклад на 3-м заседании Общественного совета Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 20.09.2008 г.
- Статистика суицида 2018 по странам. https://aae.su/statistika-suitsida-2017-po-stranam.html
- Электронный адрес размещения: http://si-sv.com/board/teodor_ruzvelt/9–1-0–95
- Силуянова И. В. Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости // Электронный адрес материала: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38067.php;
- Электронный адрес размещения: http://nikolayyakimenko.com/uverennost-v-sebe.html
Похожие статьи
Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»
В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».
Похожие статьи
Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»
В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».