Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 05.06.2018

Статья просмотрена: 1539 раз

Библиографическое описание:

Макеева, Т. П. Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы / Т. П. Макеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3420/ (дата обращения: 17.10.2024).



Одной из известных и достаточно результативных воспитательных форм является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Такая благоприятная атмосфера с успехом создается в творческом объединении «Брусница» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дома детского творчества № 2», г. Чита.

Воспитание ребенка начинается в семье. Именно семья выступает как первичное звено в системе духовных и нравственных ценностей, норм этики и морали, форм социализации личности человека. Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями.

Семья способна реально обеспечить непрерывность процесса воспитания, его системность. Семья-персональная среда жизни и развития ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности его жизнедеятельности на том или ином этапе играет семья, поэтому очень актуально вовлечение родителей в образовательную деятельность, создание союза трех социальных сил: педагоги-дети-родители.

Родители заинтересованы в творческом развитии своего ребенка. Педагогу необходимо с первой встречи заинтересовать этого ребенка своим видом деятельности, суметь влюбить его в то, чем он будет заниматься. Здесь важно все- характер общения, отношений, индивидуальный подход к каждому ребенку. Таким образом у ребенка формируется желание получать дополнительное образование, а у родителей- поддерживать его деятельность.

В творческом объединении «Брусница» родители являются не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками воспитательной деятельности. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Родителям предоставляется возможность участия в планировании, организации и проведении воспитательных мероприятий, учитываются их замечания и пожелания. В основу работы с родителями положен принцип их равного участия в воспитательной деятельности, наряду с педагогом.

Одна из главных задач педагога — способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается реализацией следующих основных направлений: социологического исследования семей и психолого-педагогического просвещение родителей; ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательной деятельности; вовлечение родителей в совместную деятельность; организация работы с родительским активом.

Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, разновидность и вариативность обучения, его дифференцированность и разноуровневость, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых. Изучение личностных качеств ребенка, изменения в его нравственном развитии отслеживаются психологом-педагогом ДДТ№ 2 в течение всего периода его обучения в объединении. Это способствует своевременной коррекции поведения и формирования ценностных ориентаций обучающихся. Психолог проводит тестирование обучающихся и их родителей. Для родителей проводятся тематические собрания, индивидуальные собеседования. Родители совместно с детьми участвуют в различных мероприятиях, проводимых психологом (различные интеллектуальные марафоны, конкурсы). Обучающиеся и их родители с желанием идут на контакт с психологом, что дает положительный результат в воспитании. Каждый раз в конце учебного года на организационном родительском собрании родителям предоставляется не только отчет о проделанной работе за год, но и план воспитательной работы на новый учебный год. Совместно планируются такие мероприятия как выездные концерты, участие в различных конкурсах (в том числе и выезд в другой город), пошив новых костюмов или обновление старых, изготовление афиш и т. д. В сентябре же на организационном родительском собрании уже утверждаются все запланированные мероприятия.

Большую роль играют индивидуальные беседы, консультации с родителями, где мне предоставляется возможность ближе познакомиться с семьей учащегося, узнать больше о его интересах и увлечениях, или каких-либо проблемах, комплексах, если таковые существуют, и совместно с родителями помочь ребенку справиться с ними. Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встречи или по телефону, письменное приглашение.) или по инициативе самих родителей. В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения. Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно. Как минимум консультация длится 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не принесет. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать, понять родителя. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга». Важно всегда находить время для индивидуального общения с родителями и учащимися.

Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через разнообразные формы: открытые занятия; праздники; помощь в оформлении и подготовке к концертам; совместные экскурсии и поездки. Для родителей очень важно наблюдать за творческим ростом своего ребенка. Для этого в своей практике я провожу открытые занятия для родителей, на которых они могут следить за учебной деятельностью, за отношением учащихся к занятиям, за их поведением. По тому, как занимается их ребенок, они видят, насколько ему интересно и увлекательно заниматься данным видом деятельности, получается у него или есть какие-то трудности.

Одной из эффективных форм является участие родителей в досуговой деятельности. Все проводимые праздники, концерты, конкурсы разрабатываются с привлечением родителей. Кто-то выполняет работу костюмера, кто-то визажиста, парикмахера, кто-то является фотографом, оператором. Но, а самые талантливые родители вместе со своими детьми с большим удовольствием распевают народные песни и участвуют непосредственно в концертах. Совместные выступления придают детям большую значимость того, чем они занимаются.

Рис. 1. Выступление на отчетном концерте. 30 марта 2018г.

Мы знаем, что для каждого родителя его ребенок самый талантливый и самый способный, поэтому ему важно увидеть его на сцене. Для этой цели мы проводим творческие посиделки в семейном кругу, где практически каждый воспитанник, исполняя сольный номер, показывает свои достижения за определенный период обучения. Каждые посиделки как правило заканчиваются совместным чаепитием с домашними пирогами и дружеским обсуждением прошедшего мероприятия. Традиционными стали осенние посиделки «Проводы Осени», зимние «Рождественские посиделки», посиделки с блинами на Масленицу и т. д.

Также очень важно присутствие родителей на конкурсных выступлениях, ответственных концертах. Поддерживая и болея за своих артистов, у них появляется возможность сравнивать своих детей с другими, оценивать их по достоинству, гордиться их победами, сопереживать вместе неудачи. Родители, это самый благодарный зритель. Наши родители с большим удовольствием посещают концерты и конкурсы с участием нашего ансамбля. Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включенности в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса, помогают родителям оценивать деятельность творческого объединения не только с позиции занятости ребенка, но и с позиции становления его как личности, гражданина, носителя культурных ценностей. Поэтому все больше родителей приходят в «Брусницу» не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса, инициаторов интересных и добрых дел.

Большое значение имеет сплочение не только творческого коллектива обучающихся, но и коллектива родителей. Важно, чтобы родители совместно принимали активное участие в жизни ансамбля. Большую роль играет работа родительского актива. Организация проведения традиционных мероприятий (чаепитий, Дней именинника, Новогодних праздников, посиделок), выездные конкурсы, награждения учащихся и родителей в конце учебного года, пошив костюмов, приобретение инструментов, организация транспорта и многое другое –это все непосредственная деятельность родительского комитета. Родительский комитет самостоятельно решает все организационные вопросы, а педагог направляет их деятельность.

Таким образом, систематическая работа с семьями обучающихся способствует созданию благоприятных психологических условий для деятельности детей, гармонизирует их отношения с родителями, реально укрепляет систему взаимодействия «Педагоги-дети-родители». Разнообразие формы работы в данном направлении, заинтересованность педагогов, родителей, обучающихся, общие цели и совместное стремление к их достижению — залог успеха в творческих достижениях образцового коллектива ансамбля русской песни «Брусница» Дома детского творчества № 2.

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что воспитание гражданина и патриота своей страны — это результат каждодневного совместного труда образовательного учреждения и семьи.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, образовательный процесс, вовлечение родителей, семья, творческое объединение, благоприятная атмосфера, воспитательная деятельность, детское творчество, организационное родительское собрание.

Похожие статьи

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе «Прогулка в весенний лес»

Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы

Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения в МАУ ДО Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара)

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Экологическое образование и воспитание детей и подростков в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город» (познавательное развитие)

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Похожие статьи

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе «Прогулка в весенний лес»

Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы

Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения в МАУ ДО Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара)

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Экологическое образование и воспитание детей и подростков в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город» (познавательное развитие)

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Задать вопрос