Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.06.2018

Статья просмотрена: 11042 раза

Библиографическое описание:

Немнясова, М. В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги / М. В. Немнясова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3426/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены особенности восприятия детьми художественного текста книги. Раскрыто влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги.

Ключевые слова: книга, художественный текст, иллюстрация, изобразительное искусство, восприятие.

Художественная иллюстрация выступает в качестве важнейшего элемента книги для детей, которая во многом определяет ее художественную ценность, степень эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателя. Иллюстрация способствует у детей познанию окружающей действительности, освоению нравственных ценностей, эстетических идеалов, углублению восприятия литературных произведений. Иллюстрация обеспечивает выбор дошкольниками той или иной книги. Кроме того, иллюстрации способствуют усвоению детьми литературного текста, формированию представлений о его теме, идее, персонажах, включает в себя оценку событий и героев литературного действия.

Особое значение имеет иллюстрация для детей дошкольного возраста. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что выступает в качестве стимулом для детей по освоению первых навыков чтения, а в дальнейшем в условиях школьного обучения и для их совершенствования. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге — это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию 2.

К сожалению, современные иллюстрации в детских книгах характеризует шаблонность. Изображение стереотипных героев выступает в качестве старого конвейерного принципа карикатуры и комиксов. Когда-то он был перекинут на мультипликацию, поскольку художникам было проще изображать простые персонажи, обладающие элементарной мимикой. В какой-то момент книжный иллюстратор стал подражать мультипликатору.

Благодаря иллюстрациям, которые учитывают специфику восприятия ребенка, появляется заинтересованность в книге. В связи с этим, педагогу, целесообразно их использование в качестве инструмента по эстетическому и нравственному воспитанию дошкольников. Непозволительно делать акцент только на текстовую информацию.

Художественно исполненные иллюстрации способны воздействовать на детей, прежде всего, в рамках эстетического плана, обеспечивать познание жизни и искусства. В исследованиях Г. Г. Григорьевой, Н. О. Дунаевой, И. О. Котовой, А. Ярыгиной осуществлялся анализ особенностей восприятия иллюстраций среди детей различного возраста. Однако вопросам, касаемых влияния иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги, уделено недостаточное внимание.

Ребенок радуется ярким, красочным изображениям, его характеризует действенность, игровое отношение к картинке. Тем не менее, он с трудом способен выделить главное в изображении, чаще всего может перечислять детали, не способны подчинять воспринимаемое в соответствии с поставленными задачами. Книга является особым миром, в условиях которого художественная иллюстрация и литературный текст могут функционировать как единое целое, могут помочь ребенку воспринимать книги в качестве многопланового произведения искусства. В связи с этим, педагогу не стоит ограничиваться лишь на анализе литературных произведений, оставлять в стороне такие важные элементы книги, как иллюстрации. В соответствии с психологическими особенностями детей, детские книги всегда бывают проиллюстрированы, и поэтому процесс руководства над ее восприятием при отсутствии понимания специфики иллюстраций, знания об основных ее функциях и возможностей влияния на ребенка не представляется возможным 4.

Особое значение имеет книжная иллюстрация и для раскрытия идейно-художественного своеобразия литературных произведений, понимания литературного текста. Художники-иллюстраторы в детских книгах, будучи творцами и соавторами писателей, они способны к только к отражению в своих иллюстрациях мира литературных произведений, но и обеспечивают трактовку, зрительную интерпретацию, собственное понимание событий и образов. В качестве интересного средства раскрытия, например, идей литературного произведения, выступает художественный вымысел. Сущность художественного вымысла заключается в изменении, усилении, развитии, через несуществующие в литературном произведении детали, его идейного смысла; раскрепощении воображения, фантазии маленького читателя, его творческих способностей.

В целях правильного осуществления педагогической работы в процессе ознакомления детей с иллюстрациями как произведениями искусства, педагогу целесообразно обладать некоторыми представлениями о том, какое влияние может оказывать иллюстрация на восприятие детьми художественного текста книг, а также и о специфике восприятия детьми разного возраста книжной графики.

Литературные произведения и иллюстрации способны восприниматься детьми как единое целое. Посредством взаимодействия зрительного и речевого восприятия ребенок может понять художественный текст книги.

Исследования подтвердили, что художественная иллюстрация способна играть важную роль в понимании текста детьми в течение всего дошкольного периода. Это влияние находит свое наиболее значительное проявление на этапе младшего дошкольного возраста. В дальнейшем происходит его уменьшение, а наоборот, возрастание роли самого текста, что говорит о существенных изменениях в рамках соотношения сигнальных систем детей 5.

Дошкольный возраст характеризует свойственно предметное и функциональное восприятие действительности в отличие от зрительного восприятия детей на более старшем возрастном этапе и взрослых. Дети, в процессе восприятия действительности, образно представляют формы предметов, их функциональность, при этом не учитывают всех значительных моментов восприятия, например: ракурсов, сокращений, загораживания предметов друг другом и т. п. Дети воспринимают вещь как бы сразу, со всех сторон. Данной специфике детского восприятия целесообразно нахождение конкретного отражения в работе над оформлением и иллюстрированием книг для детей.

Значение иллюстрации в понимании художественного текста на ранней ступени развития ребенка выступает в качестве не только более весомой, но и качественно отличной от того, что характеризует детей более старшего возраста. Для маленьких детей рисунок играет не вспомогательную, а исключительно иллюстративную роль, является основным материалом, в случае отсутствия которого дети зачастую не могут воспринять художественное произведение. Слова текста выступают для маленького ребенка в качестве указания на действия и обстоятельства, которые ему необходимо зрительно шаг за шагом проследить в ходе рассматривания соответствующей иллюстрации. На этом этапе развития иллюстрации представляют для детей саму реальность, которую не поддается словесному описанию 3.

В дальнейшем слова текста способствуют появлению у детей необходимых ассоциаций и при отсутствии наглядной основы. Дети старшего возраста способны уже к пониманию фабулы сказок или несложных рассказов уже без иллюстрации. Тем не менее, понимание более сложного содержания — внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения — является достаточно сложным для детей. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл 1.

Таким образом, иллюстрация помогает детям войти в литературный мир художественной книги, прочувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Поскольку дети обладают невеликим жизненным опытом, им сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.

Литература:

  1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М.: Академия, 2010. — 272 с.
  2. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка // Дошкольное воспитание — 2007. — № 6. — С. 35–40.
  3. Котова И.О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 2. — С.11.
  4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — М.: Просвещение, 2007. — 458 с.
  5. Ярыгина А. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5 — С. 41–50.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, иллюстрация, книга, художественный текст книги, изобразительное искусство, книжная иллюстрация, литературный текст, художественная иллюстрация, дошкольный возраст, особое значение.

Похожие статьи

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности

В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Особенности восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста. Определены составляющие данного восприятия: запечатление воспринимаемого объекта с опорой на личный опыт и прямая зависимость эмоционального восприятия от у...

Влияние иллюстративного материала на познавательные процессы у детей

В статье рассмотрено зарождение и развитие иллюстрации в целом и детской иллюстрации в частности, изучены иллюстраторы, изучено донесение духовных и нравственных ценностей до детей через иллюстрацию, рассказано как понятно, эффективно, а главное инте...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Приобщение детей к прекрасному через ознакомление с искусством (из опыта работы)

В статье рассматривается вопрос создания педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников через знакомство с произведениями живописи.

Похожие статьи

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности

В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Особенности восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста. Определены составляющие данного восприятия: запечатление воспринимаемого объекта с опорой на личный опыт и прямая зависимость эмоционального восприятия от у...

Влияние иллюстративного материала на познавательные процессы у детей

В статье рассмотрено зарождение и развитие иллюстрации в целом и детской иллюстрации в частности, изучены иллюстраторы, изучено донесение духовных и нравственных ценностей до детей через иллюстрацию, рассказано как понятно, эффективно, а главное инте...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Приобщение детей к прекрасному через ознакомление с искусством (из опыта работы)

В статье рассматривается вопрос создания педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников через знакомство с произведениями живописи.

Задать вопрос