Регулирование инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге
Автор: Краснова Валентина Александровна
Рубрика: Региональная экономика
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (1) июль 2015 г.
Дата публикации: 09.07.2015
Статья просмотрена: 1225 раз
Библиографическое описание:
Краснова, В. А. Регулирование инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге / В. А. Краснова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 1 (1). — С. 73-77. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/10/202/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Санкт-Петербурге, а также определяемые ими методы и принципы регулирования.
Санкт-Петербург, исторически являющийся «окном в Европу» — один из самых привлекательных субъектов РФ с точки зрения инвестирования. Развитая инфраструктура города, его транспортная доступность, наличие высококвалифицированных кадров — эти и многие другие факторы делают Петербург таким перспективным для ведения бизнеса. Однако, наряду с названными обстоятельствами, важнейшее значение имеют грамотное управление инвестиционной деятельностью и активная поддержка предпринимательства со стороны городских властей.
На настоящий момент в Санкт-Петербурге активно используется множество различных способов поддержки инвестиционной деятельности, определяемых законодательством города: так, в Петербурге, помимо федерального законодательства, принято более 30 нормативно-правовых актов [2], регламентирующих инвестиционную деятельность и отражающих нацеленность города на взаимовыгодные и долгосрочные отношения с инвесторами. Важно отметить, что региональное законодательство, регулирующее инвестиционный процесс, постоянно модернизируется, в том числе при содействии Российско-Британской Торговой Палаты, Ассоциации Европейского бизнеса, Американской Торговой Палаты и др. [8]. Среди основополагающих нормативных актов необходимо назвать:
1. Закон Санкт-Петербурга от 30.07.1998 № 185–36 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» — можно сказать, основной нормативно-правовой акт, направленный на повышение инвестиционной активности Санкт-Петербурга. Он определяет основные понятия и термины, формы государственной поддержки, права и обязанности как инвесторов, так и органов государственной власти, льготы по арендной плате за земельные участки для инвесторов и др.;
2. Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81–11 «О налоговых льготах»;
3. Закон Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 42–136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» — закон, содержащий нормы определения статуса стратегических проектов, инвесторов, партнеров; порядок присвоения данных статусов и др.;
4. Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 603–102 «Об инвестиционном налоговом кредите»;
5. Законодательные акты, регулирующие деятельность государственно-частных партнерств: Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627–100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» — акт, закрепляющий порядок, условия участия города в государственно-частных партнерствах (далее — ГЧП), а также цели, формы, принципы ГЧП и пр.; Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 347 о мерах реализации указанного закона; Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 346 о мерах по развитию ГЧП;
6. Закон Санкт-Петербурга от 05.12.2007 № 608–119 «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга»; Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1379 о мерах реализации данного закона;
7. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 344 «О предоставлении государственных гарантий Санкт-Петербурга»;
8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 № 440 «Об утверждении Порядка признания инвестиционного проекта стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга, инвестора стратегическим инвестором Санкт-Петербурга и Порядка признания организации стратегическим партнером Санкт-Петербурга»;
9. Закон Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282–43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции»; и др.
Так, Закон «О налоговых льготах» определяет право на льготы для некоторых категорий организаций, занимающихся определенными значимыми для города видами деятельности, в течение пяти лет (таблица 1). Своего рода гарантией того, что город исполнит свои обязательства, является то, что Санкт-Петербург не получает дотаций от федерального центра.
Таблица 1
Налоговые льготы в Санкт-Петербурге
Вид налога |
Ставка налога с учетом льготы |
Особые условия предоставления льготы |
Налог на прибыль организаций |
15,5 % |
Осуществление вложений на сумму от 3 млрд. рублей (включительно) на протяжении любых 3 лет подряд и осуществление экономической деятельности в сфере обрабатывающего производства, начиная с 01.01.2007. |
Осуществление в течение не более 3 лет подряд начиная с 01.01.2010 вложений на сумму от 800 млн. руб., и осуществление видов деятельности в сфере обрабатывающего производства, связи, транспорта, за исключением аренды грузового, морского, воздушного транспорта, вспомогательной транспортной деятельности, управления воздушным движением и иных. |
||
Осуществление в течение не более 3 лет начиная с 01.01.2010 вложений на сумму от 50 млн. руб. для производства программного обеспечения, медицинского оборудования, электронной техники. |
||
Налог на имущество организаций |
0 % |
Осуществление вложений на сумму от 3 млрд. рублей (включительно) на протяжении любых 3 лет подряд, начиная с 01.01.2007, и осуществление экономической деятельности в сфере обрабатывающего производства. |
Осуществление видов экономической деятельности в сфере электросвязи, в отношении имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга |
||
Осуществление в течение не более 3 календарных лет подряд вложений на сумму от 800 млн. руб., и осуществление видов деятельности в сфере обрабатывающего производства, транспорта, связи. |
Примечание: таблица составлена автором на основе данных [8].
Кроме того, привлечению инвестиций из-за рубежа способствует активное сотрудничество Санкт-Петербурга с другими странами: городом достигнуто более 80 соглашений во избежание двойного налогообложения иностранных инвесторов [8].
Одним из наиболее перспективных методов налогового регулирования считается инвестиционный налоговый кредит, позволяющий за счет снижения суммы налога (в случае Санкт-Петербурга — налога на прибыль) финансировать некоторую часть новых инвестиций. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен предприятию при условии реализации последним в течение срока действия договора инвестиционного проекта, предусматривающего расходы на финансирование вложений в основные средства (включая расходы на финансирование вложений в основные средства, по которым осуществлена модернизация), использующиеся при производстве продукции/работ на территории Санкт-Петербурга, на сумму свыше 300 млн. руб.
Широкое распространение в РФ получил такой способ поддержки инвестиционной деятельности, как государственные гарантии. Государственные гарантии Санкт-Петербурга обеспечивают исполнение обязательств принципала по погашению задолженности по кредиту, привлекаемому в российских кредитных организациях в рублях на реализацию инвестиционного проекта. При этом городом обеспечивается исполнение обязательств только по основному долгу, но не по процентам, комиссиям, пени и пр.
Одним из ведущих инвестиционных механизмов привлечения частного капитала является государственно-частное партнерство (ГЧП), и Санкт-Петербург — первый регион в РФ, создавший законодательную базу в сфере ГЧП [8]. Цель участия Северной столицы в ГЧП — реализация социально значимых проектов, привлечение частных инвестиций, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, повышение качества товаров, работ и услуг и пр. Общий объем проектов ГЧП по состоянию на 2012 г. составлял более 340 млрд. руб. [5]. Такие проекты, как развитие аэропорта «Пулково», строительство Юго-Западных очистных сооружений, строительство Западного скоростного диаметра, строительство аванпорта Бронка, строительство школы и детских садов в районах «Славянка» и «Новая Ижора» и пр., являются примерами успешной реализации механизма ГЧП [2].
Контракт жизненного цикла (далее — КЖЦ) — относительно новый способ взаимовыгодного сотрудничества города с инвесторами. КЖЦ дает возможность частным инвесторам проектировать, строить и в течение долгого периода эксплуатировать объект, получая отдачу от вложенных инвестиций. К тому же, частный партнер при проектировании и строительстве в результате взаимодействия двух сторон контракта получает возможность использовать при строительстве лучшие из существующих технологий, а это, очевидно, способствует уменьшению затрат на содержание объекта. С другой стороны, этот инструмент поддержки инвестиционной деятельности позволяет государственному заказчику в дальнейшем получить готовый и апробированный объект для последующего его использования.
Такая форма взаимодействия власти и предпринимательства, как экономические форумы и выставки, также приносит свои плоды, способствуя инвестиционному развитию Санкт-Петербурга. Так, Петербургский международный экономический форум, ежегодно проводящийся в городе на Неве, является одним из самых крупных в РФ, и в 2014 г. количество его участников из 73 стран превысило 7,5 тысяч [7]. Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга проводит и другие мероприятия, способствующие привлечению иностранных инвесторов: ежегодно устраиваются дни и презентации Санкт-Петербурга за рубежом (в 2013 г. — в Финляндии, Германии, Эстонии, Беларуси, Словакии и др. [6]).
Еще одним способом поддержки особо значимых видов деятельности является создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории города. Предприятиям-участникам таких зон власти города предоставляют налоговые, таможенные и иные виды льгот. В 2006 г. в Северной столице была создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа, функционирующая на двух участках: «Нойдорф» и «Новоорловская». Приоритетными видами деятельности в данной зоне являются фармацевтика, биомедицина, приборостроение, нанотехнологии, микроэлектроника, средства связи, энергосбережение, IT-технологии [5]. На территории ОЭЗ действуют льготы — некоторые из них отображены в таблице 2. Кроме того, резиденты имеют такие привилегии, как льготное подключение к энергоисточникам, фиксированный размер платы за аренду земельных участков, таможенные льготы и пр. [8]. На настоящий момент насчитывается 33 резидента ОЭЗ в Санкт-Петербурге [5].
Важным инструментом регулирования региональной инвестиционной деятельности является формирование и реализация инвестиционных программ, а также стратегий развития инвестиционной сферы. В Санкт-Петербурге таковыми, в частности, являются Программа улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы, Программа развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012–2015 гг., Инвестиционная стратегия Санкт-Петербурга на период до 2020 года (а позднее — до 2030 года).
Таблица 2
Налоговые преференции для резидентов ОЭЗ
Виды налогов |
Общие условия (на территории РФ, Санкт-Петербурга) |
Условия, действующие для резидентов ОЭЗ |
Срок действия льготы |
Налог на прибыль |
20 % |
15,5 % |
До 18.01.2026 |
Налог на имущество |
До 2,2 % |
0 % |
5 лет с момента постановки на учет имущества |
Транспортный налог |
В зависимости от объема двигателя и вида транспортного средства (от 2,5 до 200 рублей за л/с) |
0 % (за исключением воздушных и водных транспортных средств) |
5 лет с момента регистрации на организацию транспортного средства |
Земельный налог |
До 1,5 % |
0 % |
5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок |
Страховые взносы |
34 % |
14 % |
2011–2017 гг. |
21 % |
2018 г. |
||
28 % |
2019 г. |
Примечание: таблица составлена автором на основе данных [8].
Так, программа улучшения инвестиционного климата имеет целью выход Санкт-Петербурга на 2-е место в РФ по объему привлеченных прямых инвестиций и на 3-е место по объему инвестиций в основной капитал [1].
В Санкт-Петербурге активно поддерживается малое и среднее предпринимательство, что отражено в Программе развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012–2015 гг. Отдельные мероприятия данной программы реализуются в виде специальных программ: «Поддержка женского предпринимательства», «Приобретение основных средств в лизинг», «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» и др.
«Инвестиционная стратегия Санкт-Петербурга на период до 2030 года», являющаяся документом долгосрочного стратегического планирования развития данного субъекта РФ, была разработана в 2014 г. Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Генеральной целью Инвестиционной стратегии Санкт-Петербурга является обеспечение благоприятного инвестиционного климата, роста инвестиционной активности, увеличения объемов привлекаемых инвестиций, снижения инвестиционных рисков для повышения конкурентоспособности отраслей экономики и устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Одно из планируемых мероприятий, направленных на достижение генеральной цели — это совершенствование нормативно-правовой базы, результатом которого должно стать издание Инвестиционного кодекса в 2015–2017 гг. Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга [2]. Вопрос создания единого кодифицированного нормативно-правового акта — Инвестиционного кодекса, который объединял бы в себе вопросы регулирования всего инвестиционного процесса, был поставлен еще в 2004 году, однако в 2006 году губернатор Санкт-Петербурга не подписала данный законопроект [4].
Аналогичная ситуация — отсутствие некого единого механизма — наблюдается и в области управления инвестиционной сферой: поддержка инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге проводится не только органами исполнительной власти, но и специализированными организациями: Комитетом по инвестициям (КИ) (ранее — Комитет по инвестициям и стратегическим проектам — КИСП), Комитетом по промышленной политике и инновациям (КППиИ), СПб ГБУ «Агентство стратегических инвестиций», СПб ГБУ «Управление инвестиций», СПб ГКУ «Городское агентство по промышленным инвестициям» и многими другими. Такое количество организаций неизбежно приводит к дублированию государственных функций и, как следствие, возникновению дополнительных финансовых и трудовых затрат. Однако данная проблема уже находится в процессе решения — в городе с 2013 г. создается структура привлечения инвестиций, которая будет работать по принципу «единого окна» и включать в себя Совет по инвестициям (высший орган, определяющий инвестиционную политику города и возглавляемый губернатором Санкт-Петербурга), Комитет по инвестициям и Агентство по привлечению инвестиций [8]. Отсутствие такой структуры ранее не давало потенциальному инвестору возможности получить всю необходимую информацию посредством обращения только в одну организацию.
Итак, исходя из потребностей и возможностей Северной столицы, формируется Инвестиционный портфель, в который входят наиболее перспективные проекты с точки зрения инвестирования.
Все новые инвестиционные проекты регулярно рассматриваются Советом по инвестициям при Губернаторе Санкт-Петербурга: в случае одобрения какого-либо проекта, ему оказывается максимальная поддержка со стороны властей — это ключевая задача инвестиционной политики Санкт-Петербурга. При этом наиболее значимые для города проекты, направленные на улучшение его социально-экономической, культурной и общественной жизни, а также способствующие повышению конкурентоспособности, укреплению имиджа Санкт-Петербурга в качестве международного культурного и делового центра, признаются стратегическими. Есть главное условие — объем инвестирования стратегического проекта должен составлять не менее 15 млрд. руб. (для промышленных и транспортно-логистических проектов — не менее 3 млрд. руб.). По состоянию на 2013 г. насчитывалось 28 таких проектов.
Что же дает присвоение проекту статуса «стратегический»? В числе привилегий можно назвать, во-первых, возможность участия в разработке и обсуждении соответствующих нормативно-правовых актов; во-вторых, возможность приобретения объектов недвижимости посредством целевого предоставления; в-третьих, принятие решения Правительством города об уменьшении платежей за предоставление объектов недвижимости для строительства и реконструкции.
Говоря об основных способах поддержки инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге, нельзя не упомянуть об основных принципах инвестиционной политики города на Неве — это ясность и простота инвестиционного процесса; взаимная ответственность города и инвесторов; открытость и доступность информации, необходимой для инвестиционной деятельности; неизменность уже принятых решений; сбалансированность частных и общественных интересов; и др. [3].
Вышеназванный принцип, гласящий об открытости и доступности информации, реализован, в частности, путем создания WEB-ресурсов, посвященных инвестированию, благодаря которым любое физическое или юридическое лицо может получить основную информацию о проектах города, нуждающихся в инвестиционных ресурсах:
- Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: www.spbinvestment.ru, являющийся проектом Правительства Санкт-Петербурга, реализуемый Комитетом по инвестициям и информирующий об основных инвестиционных проектах города, об его инвестиционном климате, о законодательной базе и т. п.;
- Геоинформационная система инвестора: www.investinfo.asi-spb.ru — интернет-ресурс для инвесторов, девелоперов и консалтинговых компаний, предоставляющий аналитическую информацию об объектах инвестирования и возможностях развития территорий. Ответственным за данный ресурс является Агентство стратегических инвестиций;
- Сайт СПб ГБУ «Управление инвестиций»: www.stateinvest.spb.ru, на котором публикуется открытая информация о проводимых торгах по продаже земельных участков, находящихся в городской собственности; и др.
Кроме того, на данных и других сайтах, подведомственных Правительству региона, в свободном доступе размещается множество документов, полезных для инвесторов: Инвестиционный паспорт Санкт-Петербурга, справочники инвестора, ежегодные отчеты об инвестиционной деятельности и т. д. Немаловажно отметить, что некоторые из них публикуются и на английском языке для удобства иностранных лиц, желающих инвестировать в экономику города.
Таким образом, ознакомившись с основными аспектами регулирования инвестиционной деятельности в Северной столице, можно с уверенностью сказать, что Санкт-Петербург является субъектом РФ, предлагающим одни из самых лучших условий для инвестирования, и способствует этому целенаправленная инвестиционная политика Правительства города. Сопровождение крупных стратегических проектов, налоговые и таможенные (для участников ОЭЗ) льготы, государственные гарантии, механизмы КЖЦ и ГЧП, открытые торги на предоставление объектов недвижимости и др. — вот залог воплощения конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга в реальный экономический успех.
Литература:
1. О Программе улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 496. — Сведения доступны также в информ.-правовой системе «ГАРАНТ».
2. Инвестиционная стратегия Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Основные положения [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Санкт-Петербурга / Режим доступа к сайту: http://www.spbinvestment.ru/upload/Инвестиционная %20стратегия.pdf.
3. Инвестиционный климат Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Санкт-Петербурга / Режим доступа к сайту: http://www.spbinvestment.ru/investicionniy_klimat_sanktpeterburga.
4. Инвестиционный кодекс Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Петербургский правовой портал / Режим доступа к сайту: http://ppt.ru/assembly/index.phtml?u=600&off=0.
5. Инвестиционный паспорт Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Санкт-Петербурга / Режим доступа к сайту: http://www.spbinvestment.ru/upload/Инвестиционный %20паспорт %202013.pdf.
6. Материалы о международной и межрегиональной деятельности Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга в 2013 году [Электронный ресурс] // Комитет по внешним связям / Режим доступа к сайту: http://www.kvs.spb.ru/userfiles/2013/2013KVS.pdf.
7. ПМЭФ 2015 [Электронный ресурс] // Петербургский международный экономический форум / Режим доступа к сайту: http://www.forumspb.com/ru.
8. Практика ведения бизнеса в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга / Режим доступа к сайту: http://spbinvestment.invest.gov.spb.ru/upload/Investbook_Business_2013.pdf.
Похожие статьи
Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях
В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...
Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации
В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...
Информационные технологии банковской деятельности в РФ и их нормативно-правовое регулирование
В данной статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты регулирования применяемых информационных систем и технологий в банковской деятельности Российской Федерации, а также нормы финансового права, четко закрепленные в нормативных актах в области...
Особенности управления акционерным капиталом российских компаний
В данной статье рассмотрены основные особенности управления акционерным капиталом в российских компаниях. Приведены основные механизмы изменения структуры акционерного капитала, рассмотрены особенности законодательного регулирования процесса управлен...
Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России
Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма ...
Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности
В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...
Классификация факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций: особенности оборонно-промышленного комплекса.
В статье рассмотрены подходы к определению понятия финансовой устойчивости, определены ключевые признаки, выявлено наиболее полное определение. Изучены классификации факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций, проанализирова...
Правовая основа деятельности органов местного самоуправления в сфере образования
В статье автор приводит характеристику законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления в образовательной сфере.
Институциональные факторы развития аграрного сектора экономики Украины в условиях глобализации
В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием аграрного сектора экономики Украины и роль институциональных факторов в условиях глобализационного развития. Рассмотрены основные направления государственного регулирования сельскохозяйственного про...
Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества продукции и конкурентоспособности
В данной статье рассматриваются основные законодательные акты, которые обеспечивают качество продукции, а также ее конкурентоспособность.
Похожие статьи
Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях
В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...
Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации
В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...
Информационные технологии банковской деятельности в РФ и их нормативно-правовое регулирование
В данной статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты регулирования применяемых информационных систем и технологий в банковской деятельности Российской Федерации, а также нормы финансового права, четко закрепленные в нормативных актах в области...
Особенности управления акционерным капиталом российских компаний
В данной статье рассмотрены основные особенности управления акционерным капиталом в российских компаниях. Приведены основные механизмы изменения структуры акционерного капитала, рассмотрены особенности законодательного регулирования процесса управлен...
Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России
Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма ...
Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности
В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...
Классификация факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций: особенности оборонно-промышленного комплекса.
В статье рассмотрены подходы к определению понятия финансовой устойчивости, определены ключевые признаки, выявлено наиболее полное определение. Изучены классификации факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций, проанализирова...
Правовая основа деятельности органов местного самоуправления в сфере образования
В статье автор приводит характеристику законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления в образовательной сфере.
Институциональные факторы развития аграрного сектора экономики Украины в условиях глобализации
В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием аграрного сектора экономики Украины и роль институциональных факторов в условиях глобализационного развития. Рассмотрены основные направления государственного регулирования сельскохозяйственного про...
Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества продукции и конкурентоспособности
В данной статье рассматриваются основные законодательные акты, которые обеспечивают качество продукции, а также ее конкурентоспособность.