Правила и порядок проведения сертификации продукции
Авторы: Сахаутдинов Вильшат Илдусович, Прохасько Любовь Савельевна, Зинина Оксана Владимировна, Топурия Гоча Мирианович, Третьяк Людмила Николаевна
Рубрика: Стандартизация, метрология и сертификация
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (1) июль 2015 г.
Дата публикации: 30.06.2015
Статья просмотрена: 2492 раза
Библиографическое описание:
Правила и порядок проведения сертификации продукции / В. И. Сахаутдинов, Л. С. Прохасько, О. В. Зинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 1 (1). — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/10/222/ (дата обращения: 16.11.2024).
Процедура сертификации направлена на подтверждение соответствия объекта сертификации предъявляемым к нему нормам и требованиям. В результате проведения лабораторных исследований и испытаний, составляется акт о соответствии или несоответствия объекта исследования необходимым требованиям стандарта или технических условий. В случае соответствия объекта сертификации на основании акта выдается сертификат соответствия исследуемого объекта требуемым параметрам качества [1–12]. Виды сертификации приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Виды сертификации
Обязательная сертификация — процедура подтверждения аккредитованным органом по проведению сертификации на соответствие продукции установленным обязательным требованиям, является формой контроля государства и безопасности продукции и услуг. Росстандартом разработано и введено в действие Постановление «Номенклатура продукции и услуг (работ), подлежащих, согласно законодательным актам Российской Федерации, обязательной сертификации». Перечень включает в себя классы Общероссийского классификатора с двухрядным кодом (ОК 005–93-ОКП — по продукции) и содержит объекты, подлежащие обязательной сертификации на данный момент, и объекты, обязательная сертификация которых помечена в перспективе [1, 2]. Номенклатура содержит виды продукции и услуг с шестиразрядным кодом и состоит из объектов, подлежащих обязательной сертификации на данный момент.
Добровольная сертификация — процедура, осуществляемая согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» по инициативе заявителя для подтверждения на предмет соответствия продукции или услуги требуемым нормам стандартов, правил, технических условий, рецептур и других нормативных документов, представленных заявителем. Условием для проведения процедуры добровольной сертификации служит подписанный между органом по проведению сертификации и заявителем договор. Добровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию товаров, работ и услуг. Тем не менее, товары, работы и услуги, прошедшие обязательную сертификацию, могут быть проверены на соответствие дополнительных требований при помощи добровольной сертификации [2]. Три стороны участвующие в процедуре в процессе сертификации приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Стороны, участвующие в процедуре
Государство (в лице законодательной власти) устанавливает юридическую, административную и гражданскую ответственность за ввод в обращение недоброкачественной продукции, а также определяет основные обязательные требования характеристик продукции в целом и отдельным параметрам. Все работы по проведению сертификации осуществляются системой сертификации, возглавляемой Росстандартом на основании закона «О техническом регулировании». Особая роль в работе по сертификации отводится деятельности по разработке систем качества предприятий и систем охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 и ИСО 14000. Сертификация товаров и услуг осуществляется на международном, государственном (национальном) и региональном уровнях [2, 12]. Функции, объекты, задачи сертификации показаны на рисунке 3.
Необходимые условия для проведения сертификации: работы по проведению сертификации должны выполняться на основе законодательной базы; участники сертификации: предприятия, организации, учреждения; соответствие рекомендаций и правил по проведению сертификации с международными правилами, нормами и рекомендациями; все три стороны, участвующие в сертификации должны быть информированы о ходе сертификации; процесс сертификации является конфиденциальной информацией.
Рис. 3. Функции, объекты и задачи сертификации
Правила и порядок проведения сертификации указаны на рисунке 4.
Рис. 4. Правила и порядок проведения сертификации
Этапы процесса сертификации продукции показаны на рисунке 5.
В статье информативно представлены: функции, объекты и задачи сертификации; правила и порядок проведения сертификации; этапы сертификации.
Рис. 5. Этапы сертификации
Литература:
1. Прохасько Л. С., Ребезов М. Б., Нурымхан Г. Н. Современные проблемы науки и техники в пищевой промышленности: учебное пособие. — Алматы: МАП, 2015. — 112 с.
2. Ребезов М. Б., Губер Н. Б., Касымов К. С. Основы законодательства и стандартизации в пищевой промышленности: учебное пособие. — Алматы: МАП, 2015. — 208 с.
3. Асенова Б. К., Ребезов М. Б., Топурия Г. М., Топурия Л. Ю., Смольникова Ф. Х. Контроль качества молока и молочных продуктов: учебное пособие. — Алматы: Халықаралық жазылым агентігі, 2013. — 212 с.
4. Ребезов М. Б., Мирошникова Е. П., Богатова О. В., Максимюк Н. Н., Хайруллин М. Ф., Лукин А.А Зинина О. В., Залилов Р. В. Технохимический контроль и управление качеством производства мяса и мясопродуктов: учебное пособие. — Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. — 107 с.
5. Тагиров Х. Х., Ребезов М. Б., Асенова Б. К., Зубаирова Л. А., Зинина О. В. Физико-химические и биохимические основы производства мяса и мясных продуктов: учебное пособие. — Алматы: МАП, 2015. — 215 с.
6. Третьяк Л. Н. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 1–1. С. 84–86.
7. Третьяк Л. Н., Бойко С. В. Повышение качества измерений в условиях технического регулирования (по материалам международных стандартов)(учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 5–2. С. 228–229.
8. Третьяк Л. Н., Воробьев А. Л. Основы теории измерений и обработки экспериментальных данных (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 5–2. С. 229–231.
9. Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б., Кожемякина А. Е., Нагибина В. В. Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети) // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 317–321.
10. Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б. Описание бизнесс-процесса согласования возврата продукции с признаками производственного брака // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10–2 (17). С. 45–47.
11. Барышникова Н. И., Зинина О. В., Вайскробова Е. С. Товароведение, экспертиза и стандартизация: пособие. Магнитогорск, 2011.
12. Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Богатова О. В., Курамшина Н. Г., Вайскробова Е. С. Интегрированные системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности: монография. — Магнитогорск: МаГУ, 2009. — 357 с.