Общие признаки идентификации пищевой продукции | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Общие признаки идентификации пищевой продукции / О. В. Ткачук, Л. С. Прохасько, О. В. Зинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 1 (1). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/10/230/ (дата обращения: 16.11.2024).

Стандартизация и законодательство в области пищевой продукции в России во многом определяет конкурентоспособность продукции, следовательно, развитие производства, его рентабельность и эффективность [1–9]. Идентификация пищевой продукции — установление соответствия конкретных продуктов питания их описанию в нормативной документации. Идентификацию пищевой продукции проводят в целях подтверждения соответствия продукции предъявленным к ней требованиям и чтобы защитить потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца), обеспечения безопасности продукции для здоровья потребителя, жизни, его имущества, окружающей среды. Идентификация проводится в случаях, когда в информации о конкретной продукции представлено неполное описание продукции либо необходимо подтверждение его достоверности. На рисунке 1 представлены органы, проводящие идентификацию продукции.

Идентификация проводится по показателям и требованиям, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия ее описанию. В качестве описания пищевой продукции могут быть использованы технические регламенты и условия, стандарты организации, ГОСТ, нормативные документы (законы, СанПиН, ВетПиН и др.) федеральных органов исполнительной власти, товаросопроводительная документация, спецификации, договоры поставки, этикетки и другие документы, характеризующие пищевую продукцию.

Если идентификацию продукции проводят на соответствие сертификату (декларации о соответствии), то в нем должны быть указаны: номер партии продукции и другие данные, позволяющие отнести конкретный сертификат к конкретной продукции, которая была сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии. В правилах систем сертификации однородных групп продуктов питания устанавливают порядок проведения идентификации продукции.

Рисунок3

Рис. 1. Органы, проводящие идентификацию продукции

 

Решение о необходимости проведения идентификации, а также о требуемом объеме информации для идентификации конкретной продукции принимает орган, проводящий идентификацию, в том числе органы по сертификации продукции. Нормативные требования по процедурам идентификации и ссылки на нормативные документы, регламентирующие общие требования к информации о продукции, могут приводиться в нормативных документах (технические регламенты, ГОСТ, технические условия и стандарты организаций) по идентификации конкретных видов пищевой продукции.

В зависимости от задач идентификации, специфики продукции может быть использован один из показанных на рисунке 2 методов или их сочетание.

Результат идентификации конкретной продукции оформляют в порядке, предусмотренном правилами сертификации однородных видов продукции, либо в виде заключения.

При подготовке заключения используют результаты:

-          экспертизы документации;

-          органолептической экспертизы и испытаний образца.

Заключение подписывает эксперт или уполномоченное лицо органа (организации), проводящего идентификацию, и скрепляют печатью этого органа (организации).

Идентифицировать продукцию необходимо по параметрам, признакам, показателям и требованиям к конкретной группе продуктов питания.

Рисунок4

Рис. 2. Методы идентификации продукции

 

Методами идентификации можно считать действия компетентных органов, аккредитованных в системе сертификации РФ, направленные на определение принадлежности продукции к конкретной группе продукции по кодам ОКП, наименования продукции, области применения и предотвращение введения потребителя в заблуждение в период реализации и употребления. К методам идентификации относится: экспертиза и проверка документов, визуальный осмотр, органолептический метод, испытания, Практическое применение идентификации продукции отражено в разрешительном документе (сертификат или декларация ГОСТ Р, сертификат соответствия или декларация техническому регламенту России или Таможенного союза).

Указания на идентификацию пищевой продукции:

-          наименование продукции по коду ОКП;

-          торговая марка;

-          нормативный документ, по которому продукция изготавливается — ГОСТ, СТО, ТУ, рецептура.

В целях контроля и предупреждения фальсификации пищевых продуктов необходимо осуществлять деятельность по их идентификации.

 

Литература:

 

1.         Ребезов М. Б., Губер Н. Б., Касымов К. С. Основы законодательства и стандартизации в пищевой промышленности: учебное пособие. — Алматы: МАП, 2015. — 208 с.

2.         Зинина О. В., Ребезов М. Б., Нурымхан Г. Н. Инновационные технологии переработки сырья животного происхождения: учебное пособие. — Алматы: МАП, 2015. –126 с.

3.         Прохасько Л. С., Ребезов М. Б., Нурымхан Г. Н. Современные проблемы науки и техники в пищевой промышленности: учебное пособие. — Алматы: МАП, 2015. — 112 с.

4.         Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б. Описание бизнес-процесса согласования возврата продукции с признаками производственного брака. Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10 (17). Ч. 2. С. 45–47.

5.         Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Богатова О. В., Курамшина Н. Г., Вайскробова Е. С., Интегрированные системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 357 с.

6.         Кожевникова Е. Ю.; Ребезов М. Б., Кожемякина А. Е., Нагибина В. В. Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети). Молодой ученый. 2013. № 5. С. 317–321.

7.         Ребезов М. Б., Мирошникова Е. П., Богатова О. В., Максимюк Н. Н., Хайруллин М. Ф., Лукин А.А Зинина О. В., Залилов Р. В. Технохимический контроль и управление качеством производства мяса и мясопродуктов: учебное пособие. — Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. — 107 с.

8.         Асенова Б. К., Ребезов М. Б., Топурия Г. М., Топурия Л. Ю., Смольникова Ф. Х. Контроль качества молока и молочных продуктов: учебное пособие. — Алматы: Халықаралық жазылым агентігі, 2013. — 212 с.

9.         Барышникова Н. И., Зинина О. В., Вайскробова Е. С. Товароведение, экспертиза и стандартизация: пособие. Магнитогорск, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): пищевая продукция, идентификация продукции, идентификация, метод идентификации, наименование продукции, орган, продукция, требование.
Задать вопрос