Роль и место алмазодобывающей промышленности в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия)
Автор: Кондратьева Нарыйа Николаевна
Рубрика: Региональная экономика
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (1) июль 2015 г.
Дата публикации: 03.07.2015
Статья просмотрена: 1089 раз
Библиографическое описание:
Кондратьева, Н. Н. Роль и место алмазодобывающей промышленности в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) / Н. Н. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 1 (1). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/10/237/ (дата обращения: 16.11.2024).
Добыча полезных ископаемых является ведущим видом экономической деятельности не только в промышленности, но и в экономике в целом.
Промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике Республики Саха (Якутия) (далее РС (Я)), на её долю приходится наибольшая часть объема валового регионального продукта (в 2011 г. — 49,6 %), стоимости основных фондов (в 2012 г. — 56,6 %), инвестиций в основной капитал (58,0 %) и почти пятая часть численности занятых в экономике [5].
Алмазодобывающая отрасль имеет особое место, в экономике региона обеспечивая занятость населения, также поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней. Одним из крупнейших налогоплательщиков РС (Я) и монополистом в добыче алмазов является ОАО АК «АЛРОСА». Группа «АЛРОСА» занимает первое место в мире по объемам добычи алмазов в каратах, её доля в мировой добыче алмазов по данным на 2012 год составляет 27 % (в 2002 г. — 18 %), а в Российской Федерации добывает 99 % всех алмазов [4].
Рис.2 Динамика добычи алмазов в РС (Я), [5]
В 2008–2013 наблюдалось снижение объемов добычи прочих полезных ископаемых (индекс производства в 2013г. к 2008г. составил 95 %) за счет добычи алмазов. При этом, если в 2012 году наблюдалось сокращение добычи алмазов по сравнению с 2011 годом, то в 2013 году отмечен рост добычи — 102,5 % к 2012 году. В 2012 году объем добычи алмазов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2,5 %, с 2008 годом — уменьшился на 4 %.
Группа АЛРОСА оказывает услуги социальной направленности в регионах своего присутствия путем создания рабочих мест, уплаты налогов, сборов и дивидендов в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Рис. 1. Налоги, фактически перечисленные АК «АЛРОСА» в бюджеты разных уровней в 2011–2013 гг., млн. руб.
Анализ данных рис. 1 показывает, что больше всего налогов поступает в бюджет РС (Я). Всего в 2013 году компания выплатила 15 093,1 млн. рублей налогов, что составляет более 26 % всех налоговых поступлений в бюджет региона (сумма налоговых доходов РС (Я) в 2013 составил 58 050,3 млн. рублей). Поступления в разные бюджеты в 2013 г. имел спад.
Республика Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных отношений РС (Я) имеет 25 % доли акций компании, также 8 % акций имеют администрации районов (улусов) РС (Я), на территории которых акционерная компания осуществляет свою деятельность [4]. С 2006 по 2012 гг. РС (Я) имела 32 % доли акций. В 2013 г. акции были приватизированы, РС (Я) стала владеть 25 % акций, после которого сократились (на 7 % акций) права в Группе.
Таблица 1
Доли акций в АК «АЛРОСА» в 2006–2014 гг., %
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Российская Федерация |
37 |
37 |
- |
51 |
51 |
51 |
51 |
44 |
44 |
Республика Саха (Якутия) |
32 |
32 |
- |
32 |
32 |
32 |
32 |
25 |
25 |
Администрация улусов РС (Я) |
8 |
8 |
- |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Прочие акционеры |
23 |
23 |
- |
9 |
9 |
9 |
9 |
23 |
23 |
Таблица 2
Начисление и выплата дивидендов по основным акционерам, млн. руб.
год |
Российская Федерация |
Республика Саха (Якутия) |
Администрации улусов РС (Я) |
Прочие акционеры |
Итого |
|||||
начислено |
выплачено |
Нач. |
Вып. |
Нач. |
Вып. |
Нач. |
Вып. |
Нач. |
Вып. |
|
2006 |
828,8 |
828,8 |
716,8 |
716,8 |
179,2 |
179,2 |
515,2 |
515,2 |
2240 |
2240 |
2007 |
828,8 |
828,8 |
716,8 |
716,8 |
179,2 |
179,2 |
515,2 |
515,2 |
2240 |
2240 |
2008 |
По итогам 2008 года дивиденды не начислялись и не выплачивались |
|||||||||
2009 |
127,2 |
127,2 |
80 |
80 |
20 |
20 |
22,7 |
22,3 |
249,9 |
249,5 |
2010 |
933,5 |
933,5 |
586,6 |
586,6 |
146,7 |
146,7 |
166,3 |
161,4 |
1 833,1 |
1 828,2 |
2011 |
3 788,2 |
3 788,2 |
2 380,4 |
2 380,4 |
595,1 |
595,1 |
675,0 |
651,2 |
7 438,6 |
7 414,8 |
2012 |
4 169,3 |
4 169,3 |
2 616,0 |
2 616,0 |
654,0 |
654,0 |
735,8 |
|
8 175,1 |
|
2013 |
4 763,7 |
4 763,7 |
2 706,6 |
2 706,6 |
866,1 |
866,1 |
2 490,1 |
|
10 826 |
|
*В сопоставимых условиях — исходы из количества 7 364 965 630 обыкновенных акций номинальной стоимостью 50 копеек [5, c.114].
Исходя из данных табл. 2 следует отметить, что значительное количество неналоговых поступлений в бюджеты произошел с 2010 по 2011 году — на 725 %.
Компания «АЛРОСА» реализует масштабную и многостороннюю региональную политику, основанную на принципах высокой ответственности за социально-экономическую ситуацию и сохранения занятости и роста уровня жизни населения Республики Саха (Якутия).
Большое внимание уделяется поддержке родовых общин оленеводов и рыбаков в самых северных районах республики, оказывается материальная помощь улусам алмазной провинции в осуществлении сельскохозяйственной и традиционной промысловой деятельности, проводятся благотворительные акции для детей подшефных улусов.
Существенная часть созданных средств направляется предприятиями Группы «АЛРОСА» на развитие местных сообществ, как в виде благотворительных пожертвований, так и в виде строительства, содержания и поддержки объектов социальной инфраструктуры, оказывающих услуги, в том числе, и для общественного блага. Согласно заключенному с правительством Республики Саха (Якутия) Договору о социально-экономическом развитии, действие которого предусмотрено до 2020 года включительно, компания приняла на себя ряд определенных обязательств социального характера. Примером таких обязательств является перечисление ежегодных взносов в некоммерческое объединение «Фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)». Кроме того, договором предусмотрено финансирование мероприятий по ремонту объектов социальной инфраструктуры, принадлежащих местным муниципалитетам, снос ветхого и аварийного жилья и прочее. В 2013 году АЛРОСА выполнила данные обязательства на сумму 882 млн. рублей, и намерена выполнять их по 2015 год включительно, в соответствии с планом, согласованным с Правительством республики.
Основным институтом, который реализует государственную промышленную политику Якутии, является Министерство промышленности РС (Я). Центральным вопросом промышленной политики является определение механизмов государственной поддержки предприятий промышленности, например, таких как стимулирование инвестиций в форме субсидий, кредитов, налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок.
По данным Министерства промышленности РС (Я), отсутствие новых объектов для проведения детальной разведки в настоящее время (кроме глубоких горизонтов уже открытых и разрабатываемых алмазоносных трубок) указывает на системный кризис в поисковой алмазной геологии. Геологоразведочные работы на алмазы в перспективе будут направлены на локализацию, поиски, оценку и разведку потенциально алмазоносных участков недр Якутской алмазоносной провинции (более 1,3 млрд. карат прогнозных ресурсов) и перевод прогнозных ресурсов алмазов в запасы промышленных категорий [5].
В 2012 году компания АК «АЛРОСА» получила средства государственной поддержки в сумме 263 млн. рублей. В 2013 году сократилась в 1,7 раз, составил 148,1 млн. рублей.
По данным прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2014–2018 годы в 2012 году было добыто алмазов на сумму 2 766 млн долл. США с ростом на 4 % к уровню 2011 года. В 2018 году будет добыто алмазов на 2686 млн долл. США. Физические объемы добычи алмазов в 2012 году снизились на 0,3 % от уровня 2011 года, в 2018 году увеличатся на 4,0 % к 2012 году.
Снижение объемов добычи алмазов в 2013–2018 гг. в долларовом выражении по отношению к 2012 году (кроме 2015 г.), связано с переходом на подземный способ добычи, а также намечаемым вовлечением новых рудных и россыпных месторождений с пониженным содержанием алмазов.
Объем реализации алмазов в планируемом периоде будет ежегодно увеличиваться, кроме 2014 года (97,5 % к 2013 г.) и к 2018 году достигнет 6528 млн. долл. (2013 год — 4687 млн. долл. с ростом на 39 %). В 2016 году прибыль до налогообложения прогнозируется на уровне 55350 млн. руб., что выше планируемого уровня 2015 года на 56,5 %, в связи с ростом объемов реализации алмазов на 16 %; далее в 2017–2018 гг. прибыль до налогообложения составит 60325 и 79387 млн. рублей [6].
Создание благоприятного и стабильного инвестиционного климата — одна из приоритетных задач Правительства Республики Саха (Якутия). Якутия активно внедряет Стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Промышленная политика, как фундамент экономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства [2].
Республика Саха (Якутия) является одним из дотационных субъектов Российской Федерации. Бюджет РС (Я) на 2013 год составил 136,8 млрд. рублей, из них 72,3 млрд. рублей (53 %) безвозмездные поступления от вышестоящего уровня. От добычи алмазов бюджет региона полностью пополняет только НДПИ. Если бы весомая часть полученных налогов и сборов алмазодобывающей отрасли поступали в бюджет РС (Я) (стимулируя тем самым местные компании в развитии региона), то реализация промышленности на территории данного субъекта имел бы особый вес. С 2015 назначен новый президент АК «АЛРОСА» Андрей Жарков. Население РС (Я) надеется на деятельность, которая традиционно будет направлена на развитие региона.
На базе ФЗ «О промышленной политике в РФ» № 488-ФЗ от 31.12.2014 необходимо внедрить закон субъектов РФ. В данном случае, «О промышленной политике РС (Я)», для того чтобы реализовать промышленную политику с учетом местного законодательства, экономики субъекта.
Формирование доходной базы является — условием комплексного социально-экономического развития региона, т. к. Якутия является одним из лидеров по природно-ресурсному потенциалу, необходимо развить экономику, реализуя эффективную промышленную политику для стабилизации и ускорения роста национальной экономики, содействия экспорту отечественной промышленной продукции, сохранения национальных природных и иных ресурсов, обеспечения оптимальной устойчивости внутреннего рынка.
Литература:
1. ФЗ «О промышленной политике РФ» № 448-ФЗ от 31.12.2014
2. Газимагомедов Р. Особенности современной промышленной политики: теория и практика. — М.: Экономика. — 2008.
3. Княгинин В., Щедровицкий П. Современная национальная промышленная политика России. Региональный аспект. — М.: РСПП. — 2008.
4. Хорошавин А. В. Промышленная политика Сахалинской области: методология и практика формирования: монография. — Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009. — 263 С.
5. Промышленное производство в РС (Я) 3013. Стат.сб.; — Якутск,2013. — 229 с.
6. www.alrosa.ru (Годовые отчеты АК «АЛРОСА», 2006–2013 гг.)
7. www.sakha.gov.ru (Офиц. сайт Правительства Республики Саха (Якутия))