Необходимость повышения технических навыков в управлении малым бизнесом | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.10.2018

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Агаева, К. А. Необходимость повышения технических навыков в управлении малым бизнесом / К. А. Агаева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 5 (16). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/105/3570/ (дата обращения: 17.11.2024).



Малый бизнес представляет собой самый подвижный сектор национальной экономики в силу возможности гибкости входа и выхода в данный сектор. Ежегодно создается огромное количество малых предприятий и почти столько же закрывается по различным причинам. Основными проблемами, стоящими перед малым бизнесом, являются малоконтролируемые внутренние и внешние факторы, исходящие из персональных характеристик, технических навыков, управленческой компетенции и поведения предпринимателя, которые влияют на рост предпринимательства [1]. Основными мотивами создания собственного бизнеса является поиск независимости, который направляет индивидуумов к самообеспечению работой в силу дефицита рабочих мест.

После того, как бизнес создан, в основном личные навыки и управленческое поведение предпринимателя определяют, как фирма функционирует в критических ситуациях. Данные некоторых исследований показывают, что успех малых предприятий в большей степени зависит от политики, которую он принимает, а не от изменчивости рынка, на котором он работает.

Внешние факторы менее важны, чем такие индивидуальные факторы, как поведение руководства, компетентность и личные характеристики руководителя. Некоторые люди преуспевают даже в тех случаях, когда перспективы кажутся совершенно неблагоприятными для них, в то время как другие терпят неудачу, когда условия для успеха даже относительно хороши [2].

Малые предприятия сталкиваются с проблемами, особенно в областях маркетинга, бухгалтерского учета, финансов и управления людьми. Различные эксперты описывают сегодняшнюю глобальную экономику, как одну из преобразований экономики знаний. Информационные технологии появились в начале XXI века. Однако это не только информационные технологии, но и работа с самой информацией, которая требует изменение мышления и создание других ценностей в современных подходах к управлению бизнесом. Эти изменения отражены в современной экономике (Graham, 2002). Использование ресурсов переносится с текущих стратегических ресурсов капитала на стратегические ресурсы в форме информационных знаний, творческого мышления и инноваций. Отныне навыки и знания относятся к критическим факторам производства. Предприятия могут получить конкурентные преимущества, внедряя непрерывные и постоянно действующие инновации, а также управленческие навыки и знания, которые находятся в центре этого процесса инноваций. Зачастую эти факты недооцениваются малыми предпринимателями и не учитываются в программах поддержки развития такого размера предпринимательства [3].

Благоприятная внешняя среда упрощает работу предприятий малого бизнеса без каких-либо вмешательств со стороны правительства или любых других источников. Правительство «не имеет бизнеса в бизнесе», его роль должна ограничиваться созданием благоприятных условий путем разработки законов, которые способствуют росту бизнеса и минимизации деловых конфликтов. Малые предприятия требуют благоприятной среды ввиду того, что они находятся в неблагоприятном положении по сравнению с крупными предприятиями. Правительству следует оказать поддержку малым предприятиям, чтобы способствовать их развитию и увеличивать их количество. Чтобы понять внешнюю среду малого бизнеса, необходимо рассмотреть политическую, экономическую, социальную, технологическую, экологическую и правовую среду (PESTEL) [4].

Данный анализ относится к анализу внешней среды малого бизнеса. Как мы отмечали в начале статьи, для малого и среднего бизнеса более важны внутренние показатели, такие, как компетентность руководителей, их руководящие, технические, диагностические, концептуальные и межличностные навыки. Рассмотрим более подробно технические навыки, которые включают в себя непосредственное знание процесса работы.

Неадекватные или же недостаточные технические и деловые навыки в бизнес-среде негативно влияют на доходность бизнеса. Обучение и развитие рабочей силы имеют решающее значение для повышения эффективности бизнеса и экономического развития. Этот вопрос особенно важен для малых и средних предприятий (МСП), которые не только составляют значительную часть большинства местных экономик, но часто рассматриваются как менее вероятные для участия в развитии рабочей силы, что ставит под угрозу их существование и будущее в экономике.

Как отмечает Вильсон, рассматривающий связи между спецификацией / качеством продукта и качеством работы и навыками рабочей силы в микро- и макромасштабах, они могут взаимодействовать циклообразно следующим образом: «Продукты плохи, поскольку навыки рабочей силы для их производства часто отсутствуют, и навыки неудовлетворительны, поскольку существующие рыночные стратегии размещения продукта не требуют высокого уровня квалификации и поэтому работа и рабочие места организованы так, чтобы обеспечивать низкий уровень мастерства и навыков. Низкая заработная плата также может привести к дальнейшему укреплению фактора, ограничивающего потребительский спрос на более специфические продукты и услуги».

Однако по ряду других показателей картина также непозитивная- почти четверть учреждений никогда не финансировали или не организовывали обучение своих сотрудников. Работодатели МСП не проводят никакой подготовки кадров. Основной причиной непредоставления обучения является идея, что их сотрудники «достаточно опытные». Однако это не означает, что нет возможности повысить амбиции работодателей и, следовательно, их потребность в повышении навыках. Действительно, относительно высокая доля работодателей, характеризующих своих сотрудников как «полностью профессиональных», может свидетельствовать об отсутствии их стремления к поиску роста, основанные на высоких навыках, инновациях и качестве, а также недостаточное внимание к навыкам мониторинга.

Большинство работодателей сообщили, что экономический спад/инфляция негативно повлияла на их деятельность в области развития, поэтому различные тренинги лишь увеличат их расходы и приведут к утечке финансовых средств из оборота бизнесу. Таким образом, они должны сосредоточиться только на максимизации прибыли вместо обучения своих сотрудников, даже если и понимают, что это имеет долгосрочный эффект для МСП. Существует множество различных препятствий для оптимального инвестирования в повышение навыков работников и их переподготовку. Основная причина, по которой не было проведено обучение, указанное работодателями, которые не проводили каких-либо тренингов за предыдущие 12 месяцев, состояло в том, что не было необходимости, главным образом потому, что их сотрудники были «полностью опытными»; (однако, как обсуждалось выше, это может быть результатом лишь скудости амбиций со стороны работодателя и неспособности признать связь между стратегией продукции или услуги и потребностями в обучении).

Другие упомянутые вопросы связаны с расходами на обучение, временными вопросами, вопросами подготовки кадров (например, касающимися доступности и качества курсов, доступных на местном уровне). В других исследованиях был отмечен ряд других, зачастую более фундаментальных препятствий для обучения. Например, Hogarth et al. (2009) ссылаются на проблемы, указывающие на недостаточность амбиций, в том числе:

– Управленческие навыки: высококвалифицированные менеджеры, которые разрабатывают стратегии продукта с более высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, имеет влияние на потребности в новых навыках и обучении;

– Возможности менеджеров: отсутствие управленческого времени для решения стратегических вопросов;

– Краткосрочный подход: акцент на текущих требованиях или только на тот тренинг, который необходим на данный момент

– Влияние персонала на обучение: утверждает, что персонал может не желать проходить обучение

– Несовершенная информация: о характере и качестве обучения, а также о значении этого обучения для работодателя.

Легко выделить самый важный набор навыков, которые трудно получить от претендентов, — это технические, практические навыки и навыки работы. Следующим наиболее трудным для получения были: письменные навыки общения; навыки работы с клиентами; устные навыки общения и навыки работы в команде. Часто предприятия малого бизнеса сталкиваются с рядом препятствий, которые включают трудности с привлечением компетентных работников, например, в финансовой области из-за уровня заработной платы. Отсутствие необходимых специалистов приводит к возникновению различных финансовых проблем как результат просроченных платежей должниками, а также невозможности привлечь собственные финансы и доступ к финансовым услуги из официальных источников.

Кроме того, в некоторых небольших предприятиях занято менее 5 человек, в основном членов семьи, которые обычно не имеют юридической регистрации, применяют простые и относительно рудиментарные технологии в производстве, и, следовательно, качество их продуктов, вероятно, будет неудовлетворительным. Они могут пострадать от ограниченного доступа к рынкам и жесткой конкуренции со стороны многих конкурирующих производителей. Эта категория малых и средних предприятий обычно не имеет надлежащих физических структур, таких как помещения, из которых можно управлять бизнесом, доступным транспортом и другими необходимыми коммунальными услугами, которые имеют важное значение для доступа к кредитам в формальном секторе. Кроме того, в этой категории МСП наблюдается общий недостаток профессионализма в плане стратегического планирования, принятия решений и бизнес-планирования, а также управления в целом.

Как правило, чем меньше предприятие, тем менее вероятно, что его руководство поймет необходимость финансового управления и тем хуже понимание финансового управления. Аналогично, размер и расстояние от крупных городов / городских центров отрицательно связаны с уровнем осведомленности о финансовых инструментах. То есть, чем меньше размер предприятия и чем дальше от города / городского центра предприятие, тем меньше осознается, что фирма имеет доступные финансовые инструменты.

Это делает их уязвимыми для потрясений к доходам или издержкам и, следовательно, делает их маловероятными для расширения за пределами определенного предела. Таким образом, плохая доходность, отсутствие хороших финансовых отчетов и отсутствие залога делают их не заслуживающими доверия.

Нижеследующие таблицы показывают влияние менеджерских навыков на успех малых предприятий.

Многие деловые люди (28,1 %) используют менеджерские навыки управления бизнесом, навыки работы с компьютером и, наконец, навыки обслуживания клиентов. Хотя существует и 27,1 % деловых людей, которые заняты бизнесом без каких-либо специализированных навыков.

Рис. 1. Навыки, используемые руководителями малых предприятий

Рисунок 2. Показывает, как оценивается важность управленческих навыков в достижении успеха малыми предприятиями.

Рис. 2. Управленческие навыки VS успех малой организации

Таким образом, как показывает наше исследование, среди основных навыков менеджеров основными являются управленческие и технические навыки, которые должны быть развиты в первую очередь для успешной деятельности малого предприятия.

Литература:

  1. David Stokes, Nicholas Wilson. Small Business Management and Entrepreneurship 2006
  2. Foley, P. & H. Green. Small business success. London: Chapman. 1989
  3. Paul Burns, Jim Dewhurst Small Business and Entrepreneurship Macmillan, 1996
  4. Kotler, P. and Keller, K. I. Marketing Management. 12th Edition, 2010
Основные термины (генерируются автоматически): навык, малый бизнес, навык работы, обучение, предприятие, рабочая сила, бизнес, внешняя среда, заработная плата, финансовое управление.
Задать вопрос