Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации
Автор: Воронько Марина Славомировна
Рубрика: Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (20) июль 2019 г.
Дата публикации: 22.05.2019
Статья просмотрена: 942 раза
Библиографическое описание:
Воронько, М. С. Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации / М. С. Воронько. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 4 (20). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/132/4167/ (дата обращения: 16.11.2024).
В российском законодательстве бюджетный процесс — это один из основных экономических инструментов страны. Нормативное определение дано в стат. 6 Бюджетного кодекса (БК) РФ. В соответствии с указанной нормой бюджетный процесс — это регламентируемая законами РФ деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также других участников по составлению, рассмотрению бюджетных проектов, утверждению и исполнению принятых бюджетов, контролю за надлежащим выполнением, ведению бюджетного учета, формированию и проверке (внешней) бюджетной отчетности, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. [1]
К числу структур, наделенных бюджетными полномочиями, БК РФ относит — Банк России, финансовые органы, государственные органы финансового или муниципального контроля.
Основные задачи бюджетного процесса:
− выявить финансовые резервы государства;
− расчет доходов и расходов бюджетов должен быть максимально приближен к реальности;
− должна быть обеспечена максимальная сбалансированность бюджетов;
− бюджеты должны быть согласованы с экономической программой, реализация которой осуществляется;
− необходимо осуществлять бюджетное регулирование для того, чтобы доходы перераспределялись среди разноуровневых бюджетов, экономических регионов и др. [2, c. 115]
Рассмотрим принципы бюджетного процесса.
- Принцип последовательности. Органы исполнительной и законодательной власти последовательно вступают в бюджетный процесс, стадии которого делятся приблизительно поровну между органами управления.
- Принцип ежегодности. Утверждение бюджета осуществляется до начала планируемого бюджетного года. Это позволяет более точно определять тенденции рыночного развития, учитывать текущие изменения темпов роста производства, ВВП, курса рубля и т. д.
- Принцип публичности и гласности. Бюджетный процесс абсолютно публичная и гласная процедура.
- Принцип специализации бюджетных показателей. Осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Существует бюджетная классификация, позволяющая сгруппировать доходы/расходы бюджета в соответствии с определенными основаниями. [3, c. 80]
Теперь перейдем к основным этапам бюджетного процесса.
Первой стадией бюджетного процесса является составление бюджетного проекта. Этот этап начинается с разработки целевых программ, планов и прогнозов развития. Для федерального бюджета решение о начале составления проекта принимается Президентом РФ. Поэтапная работа организуется и осуществляется Правительством России.
Не позднее 1 октября текущего года должно начинаться рассмотрение бюджетного проекта. На этом этапе привлекаются все участники процедуры — от Правительства и кредитно-финансовых структур до органов власти всех уровней. Рассмотрение представляет собой сложный процесс, включающий несколько чтений. Для начала принимается Законопроект, затем нормативный акт рассматривается Госдумой, Советом Федерации, Комитетом Госдумы, Счетной Палатой и другими участниками. Одобренный Госдумой бюджетный законопроект направляется на рассмотрение в Совет Федерации. При одобрении путем голосования Закон направляется на окончательные утверждение Президенту.
Обязанности по исполнению и контролю возложены на Правительство РФ и соответствующие исполнительные органы власти. Основными задачами этого этапа являются обеспечение своевременного и в полной мере поступления предусмотренных доходов с одной стороны, и финансирование расходов — с другой.
Ответственным лицом на этапе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета является представительный орган власти.
Таким образом, бюджетный процесс это один из основных экономических инструментов страны. Стадии бюджетного процесса представляют собой отдельные этапы работы над бюджетом. Такая деятельность строго регулируется законодательством. Компетентность органов власти разграничивается между исполнительными и представительными структурами. Первые занимаются составлением и исполнением бюджетов, вторые — рассмотрением и утверждением.
На текущий момент времени происходящие реформы в бюджетном процессе направлены:
− на решение проблем взаимодействия государственного и местного уровня;
− на сколько объемы финансирования соответствуют результатам, задекларированным в бюджетных программах;
− как повысить качество бюджетных услуг и эффективность деятельности участников бюджетного процесса и не допустить роста дефицита бюджета и государственного долга.
Совершенствование бюджетного процесса является приоритетным вопросом в решении проблем, связанных с модернизацией государственных финансов. О несовершенстве бюджетного процесса свидетельствуют последние тенденции, которые отражают рост затрат на обслуживание государственного долга, невыполнение бюджета по основным составляющим доходов и расходов, наличие бюджетного дефицита, недостаточная эффективность деятельности участников бюджетного процесса. Помимо прочего существуют и внешние факторы такие как: дисбалансы финансовой системы, отсутствие роста реального ВВП, волатильность курсовой политики и т. д.
В целях развития бюджетного процесса автором предлагаются следующие мероприятия, направленные на его совершенствование:
− государственные программы должны выступать как основной инструмент, повышающий эффективность расходов бюджета;
− переход от финансирования бюджетной сети к финансированию государственных услуг;
− повысить эффективность государственных закупок;
− необходимо внести изменения в бюджетную политику касательно содействия реальному сектору экономики со стороны государства;
− повысить эффективность осуществления расходов на государственное управление;
− совершенствовать казначейские платежи;
− развивать внутренний финансовый контроль и мониторинг качества финансового менеджмента;
− обеспечить открытость и прозрачность общественных финансов.
На данный момент существует неточное прогнозирование доходов федерального бюджета, а значит есть острая необходимость в повышении качества администрирования и прогнозирования доходов федерального бюджета. Для того, чтобы повысить качество прогнозирования доходов, которые поступят в федеральный бюджет, необходимо осуществить разработку и утверждение методик по проведению прогнозных расчетов доходов бюджета. А также Минфину России необходимо в полном объеме утвердить порядок того каким образом формируется и ведется реестр источников доходов РФ.
Помимо этого, Минфину России необходимо улучшить работу с главными администраторами доходов федерального бюджета, а Федеральной налоговой службе повысить эффективность мероприятий по сокращению теневого сектора экономики, повышению качества администрирования и т. д.
Необходимо соблюдение бюджетной дисциплины касательно сроков подготовки и принятия нормативных правовых актов, распределения субсидий, межбюджетных трансфертов и т. д. Крайне важно усилить контроль за расходованием бюджетных средств, более широко использовать механизм казначейского сопровождения данных бюджетных платежей. Федеральное казначейство должно переходить постепенно к новой модели управления теми остатками, которые остаются на едином казначейском счете.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ
- Золотарева, Г. И. Бюджетная система РФ: учебник/Г. И. Золотарева, Н. И. Смородинова. — КНОРУС, 2018. — 232 с.
- Нешитой, А. С. Бюджетная система РФ: Учебник для бакалавров/А. С. Нешитой. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. — 312 с.
- Единый портал бюджетной системы РФ. — URL: http://budget.gov.ru (дата обращения: 10.04.2019)