Методика стратегического моделирования деятельности организации | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (20) июль 2019 г.

Дата публикации: 28.05.2019

Статья просмотрена: 1208 раз

Библиографическое описание:

Оборотова, А. Н. Методика стратегического моделирования деятельности организации / А. Н. Оборотова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 4 (20). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/132/4235/ (дата обращения: 19.12.2024).



Стратегия компании — это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Стратегия должна основываться на реальных возможностях деятельности организации. Именно стратегия формирует отраслевые позиции организации. Таким образом, стратегическое моделирование деятельности организации — это прогнозирование ключевых, стратегически значимых направлений деятельности, учитывая при этом реальные возможности и внешнюю среду организации.

Общая модель организации консолидирует в себе ряд локальных моделей (рис.1). Модель должна быть ориентирована на отраслевые особенности и учитывать вид деятельности организации [3, с. 281]. В качестве вводных параметров используются финансовая и нефинансовая информация: показатели финансовой отчетности, прогнозные и фактические показатели рыночной, операционной, инвестиционной, а также финансовой деятельности. В основу прогноза закладывается открытая и доступная информация, источником которой является официальный сайт организации. Расчетные параметры включают прогнозные показатели прибылей и убытков (консолидированный отчет о совокупном доходе), бухгалтерского баланса (консолидированный отчет о финансовом положении), а также показатели движения денежных средств (консолидированный отчет о движении денежных средств). Эти параметры являются основой для расчета прогнозных аналитических показателей и оценки бизнеса, с помощью которых анализируются направления корпоративной финансовой политики [1, с. 134].

Методика стратегического моделирования деятельности организации включает в себя моделирование двух типов решений: краткосрочных и долгосрочных. Формулируется рыночная и операционная стратегия, стратегия финансирования, распределительная стратегия, а также инвестиционная стратегия.

При разработке рыночной стратегии особое внимание следует уделить стратегическому анализу — оценке ключевых воздействий на текущее и будущее положение организации. Информационная база стратегического анализа — это постоянно действующая система взаимосвязей специалистов, оборудования и концептуальных моделей, предназначенных для сбора, классификации, анализа и оценки информации, необходимой для стратегического менеджмента [2, с. 47]. Таким образом, для того чтобы оценить влияние внешних и внутренних факторов на фактическое состояние организации и определения набора будущих стратегий целесообразно использовать SPACE-анализ.

Рис. 1. Блок-схема методики стратегического моделирования деятельности организации

Отличительной характеристикой данного метода является количественная оценка как внешних, так и внутренних факторов, визуализируя стратегическое состояние организации. Для разработки стратегии развития ассортимента необходимо воспользоваться таким методом портфельного анализа, как матрица General Electric (GE) / McKinsey. Главная особенность модели — применение весовых коэффициентов при построении модели, а также учет трендов развития отрасли. Понимание стратегии развития ассортимента особенно актуально в рамках моделирования выручки в разрезе бизнес-портфеля. Бизнес-портфелем целесообразно назвать сумму характеристик, основываясь на которых организация узнаваема целевой группой потребителей.

При разработке операционной стратегии внимание уделяется моделированию выручки, операционных расходов, моделированию прочего неоперационного финансового результата, а также результатирующему показателю — чистой прибыли года. Исходным пунктом и одним из тех элементов, который требует наиболее тщательного прогнозирования является выручка от продаж. Спрогнозировать данный показатель можно при помощи программы Microsoft Excel, используя при этом перечень всевозможных инструментов: методы скользящего среднего, экспоненциального сглаживания, регрессии и трендового анализа. Методы скользящего среднего и экспоненциального сглаживая берутся за основу при краткосрочном моделировании, а методы регрессии и трендового анализа более актуальны для долгосрочного прогноза. Моделирование остальных, менее значимых, показателей можно произвести на основании сложившегося тренда, при этом следует изъять чрезмерные разовые влияния на эти показатели.

При разработке стратегии финансирования необходимо учитывать сложившуюся структуру капитала и определить требуются ли корректировки. Далее необходимо рассмотреть различные варианты соотношения собственного и заемного капитала. Оптимальное соотношение достигается при минимальной средневзвешенной стоимости капитала и максимальной прибыли на акцию. Также, необходимо учитывать такие ограничения как: значение дифференциал финансового рычага, плеча финансового рычага, коэффициента покрытия процентов и коэффициента долга. Наиболее оптимальная структура капитала ляжет в основу прогноза источников финансирования.

Разработка инвестиционной стратегии требует анализа прошлой инвестиционной активности и на основании полученной информации формулирования стратегической модели инвестиций. Прогнозирование данного показателя можно осуществить также при помощи встроенных возможностей программного продукта Microsoft Excel. Для того, чтобы разработать распределительную стратегию необходимо проанализировать текущую дивидендную политику и заложить действующий уровень дивидендных выплат при моделировании данного аспекта деятельности.

Все рассмотренные локальные модели агрегируются в одну общую модель организации, эффективность разработки которой можно увидеть посредством форм отчетности, а также итоговой оценки бизнеса.

Литература:

1. Когденко, В. Г. Корпоративная финансовая политика: монография / В. Г. Когденко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.Первый источник.

  1. Крискевич С. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012.
  2. Якимова, Вилена Анатольевна. Перспективный анализ финансового положения предприятий капиталоемких отраслей на основе модели достижимого роста. Корпоративные Финансы, 2013
Основные термины (генерируются автоматически): консолидированный отчет, показатель, стратегическое моделирование деятельности организации, инвестиционная стратегия, общая модель организации, операционная стратегия, распределительная стратегия, скользящее среднее, стратегический анализ, финансовый рычаг.
Задать вопрос