Изменение стратегических приоритетов компании «НОВАТЭК» в зависимости от внешней бизнес-среды | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Отраслевая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (20) июль 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Игнатов, В. И. Изменение стратегических приоритетов компании «НОВАТЭК» в зависимости от внешней бизнес-среды / В. И. Игнатов. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 4 (20). — С. 9-15. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/132/4280/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность выбранной темы обусловлена постоянной нестабильностью внешней бизнес среды, непосредственно влияющей на функционирование компании. В связи с этим, возникает интерес в наблюдении за изменением стратегических приоритетов, а также событий, влияющих на эти изменения.

Ключевые слова: стратегия, стратегические приоритеты, «НОВАТЭК», внешняя бизнес среда, ВБС.

The relevance of the topic chosen due to the constant instability of the external business environment, directly affecting the functioning of the company. In this regard, there is interest in observing changes in strategic priorities, as well as events affecting these changes.

Keywords: strategy, strategic priorities, «NOVATEK», external business environment, EBE.

Первоначально необходимо обозначить существующие группы приоритетов, которые в той или иной степени присутствуют в стратегическом поле компании:

Ресурсные; Финансовые; Стоимостные; Технологические; Рыночные; Организационные; Устойчивое развитие и безопасность.

Описанный ниже анализ стратегических приоритетов компании «НОВАТЭК» произведен исходя из годовых отчетов компании за 2011–2017 годы. Необходимо заметить, что в отчетах за 2011–2013 годы, в содержании, стратегия отмечена отдельным пунктом. Следовательно, на этот момент для компании важным является осуществление определенных стратегических целей.

Итак, в отчете за 2011 год указываются следующие стратегические приоритеты, указанные по уменьшению значимости для компании:

  1. Ресурсные (наращивать объемы добычи углеводородов, расширять ресурсную базу и эффективно управлять запасами);
  2. Организационные (развитие принципа единого технологического цикла и контроля цепочки создания стоимости);
  3. Технологические (сохранять низкий уровень затрат за счет использования современных технологий);
  4. Финансовые (обеспечить максимальный размер выручки от реализации природного газа и жидких фракций и расширять базу потребителей)
  5. Рыночные (продолжать и развивать сотрудничество со стратегическими партнерами, увеличивать долю рынка);
  6. Устойчивое развитие и безопасность (реализация программы по использованию ПНГ, сокращение загрязнения атмосферного воздуха, развитие программ социальной политики компании);
  7. Стоимостные (на конец 2011 года капитализация компании составила 38 млрд долл.).

Так как компания была создана в 1994 году, она является достаточно молодой, при этом, топ-менеджмент компании стремится «протолкнуть» ее в лидеры публичных нефтегазовых компаний, акцентируя внимание на развитии полной цепочки создания стоимости (строительство комплекса по перевалке и фракционированию стабильного газового конденсата в Усть-Луге). Ресурсные приоритеты ознаменовали увеличение суммарных запасов УВ на 16 % до 9393 млн бнэ, а коэффициент возмещения и коэффициент обеспеченности запасами составили 444 % и 25 лет соответственно.

Данные показатели были достигнуты благодаря повышающимся ценам на газ и жидкие УВ (рис.1).

https://pp.userapi.com/c834304/v834304363/1487c0/VKrl4cXau48.jpg

Рис. 1. Средние цены реализации газа и жидких УВ. Источник: Годовой отчет компании «НОВАТЭК», 2011

В отчете за 2012 год стратегические приоритеты компании по убыванию значимости обозначены следующим образом:

  1. Ресурсные (расширение ресурсной базы и эффективное управление запасами, поддержание устойчивых темпов роста добычи углеводородов);
  2. Организационные (подготовка к началу строительно-монтажных работ в рамках проекта по расширению мощностей Пуровского завода по переработке газового конденсата, соглашение с «РЖД» о расширении транспортной инфраструктуры для поставки продукции с завода, расширение перерабатывающих мощностей с целью сохранения максимального уровня вертикальной интеграции и создания добавленной стоимости);
  3. Технологические (применение современных технологий в производственных и управленческих процессах);
  4. Рыночные (оптимизации и расширение имеющихся и формирование новых каналов реализации продукции);
  5. Устойчивое развитие и безопасность (соблюдение принципа высокой социальной ответственности, а также современных требований в области экологической и промышленной безопасности);
  6. Финансовые (увеличение операционной прибыли на 8,6 %, увеличение EBITDA на 11,4 %, увеличение выручки на 20 %, увеличение ROACE до 20 %);
  7. Стоимостные (снижение капитализации на 11,7 % по сравнению с 2011 годом).

Ресурсные приоритеты реализовались через увеличение запасов (SEC) до 12,4 млрд бнэ (на 33 %), коэффициента восполнение запасов — 842 %, коэффициента обеспеченности доказанными запасами — до 31 года.

Компания увеличила капитальные вложения (43 554 млн руб.) на 40 %, что позволило повысить инновационность оборудования в бурении, установках (переработка шлама, турбодетандерные установки, осушка СУГ, система тактового налива СГК) и производства, а также внедрения альтернативной энергетики.

Благодаря установлению акцента на рыночные приоритеты, компания достигла 16 % поставок газа, а также 9 % по добычи газа на внутреннем рынке. Помимо этого, компания оказалась на 4 позиции по доказанным запасам газа среди публичных компаний мира. Необходимо заметить, что только с 2012 года в отчет был добавлен показатель «положение в отрасли».

Особое место компания уделяет разработке проекта «Ямал СПГ». Поставки природного газа на международный рынок в форме СПГ играют ключевую роль в долгосрочной стратегии развитии «НОВАТЭКа», так как позволят диверсифицировать рынки сбыта и эффективно монетизировать газовые запасы.

https://pp.userapi.com/c852132/v852132195/24787/1H8AyhKWa08.jpg

Рис. 2. Объем геологоразведочных работ за 2011–2012 гг. Источник: Годовой отчет компании «НОВАТЭК», 2012

Значительный уровень восполнения запасов был зафиксирован по причине высоких цен реализации газа — 2422 руб/1000 м3 (увеличение на 17 %), а также увеличение объемов геологоразведки (рис.2).

Отчет 2013 года по градации стратегических приоритетов схож по состоянию с 2012 годом.

Коэффициент восполнения доказанных запасов превысил 130 %, а обеспеченность запасами составила 29 лет, валовая добыча газа увеличилась на 8,5 %, добыча жидких УВ увеличилась на 11,4 %.

В 2013 году было завершено создание вертикально-интегрированной производственной цепочки по газовому конденсату с учетом планируемого существенного увеличения объемов добычи данного сырья. Значительно увеличилась доля конечных потребителей в суммарных объемах реализации природного газа, что помимо роста доходности позволило повысить устойчивость бизнеса. Помимо этого, компания завершила проект расширения мощности Пуровского ЗПК до 11 млн т/год.

В последние несколько лет одной из целей маркетинговой стратегии компании было увеличение доли конечных потребителей в суммарном объеме реализации газа (доля конечных потребителей увеличилась в 2013 году до 89 %).

В данном отчете топ-менеджмент компании устанавливает новую стратегическую цель — выход на международный рынок сжиженного природного газа. По их мнению, производство СПГ является наиболее оптимальным вариантом монетизации запасов газа компании.

C:\Users\Lenovo\Desktop\цена.jpg

Рис. 3. Динамика цен на газ. Источник: «Газпром», ФСТ, расчеты ФНЭБ

При этом, данная цель реализуется на момент достаточно стабильных цен на газ на уровне 3000–3500 руб/1000 м3 (рис. 3).

Отчет 2014 года претерпел некоторые изменения в содержании. Теперь, вкладка «стратегия» заменена «стратегическими приоритетами». Итак, отчет характеризует следующие стратегические приоритеты:

  1. Ресурсные (расширение ресурсной базы и эффективное управление запасами);
  2. Финансовые (увеличение объема выручки на 20 %, увеличение EBITDA на 23,4 %, увеличение операционной прибыли на 17,7 %, увеличение свободного денежного потока в 1,6 раза, увеличение на 31 % размера дивидендов);
  3. Рыночные (оптимизация и расширение имеющихся и формирование новых каналов реализации продукции, в том числе выход на международный рынок СПГ);
  4. Организационные (расширение перерабатывающих мощностей[1]);
  5. Технологические (сохранение низкого уровня затрат, строительство СПГ завода);
  6. Устойчивое развитие и безопасность (соблюдение принципов устойчивого развития, включая высокий уровень социальной ответственности и современные стандарты в области экологической и промышленной безопасности);
  7. Стоимостные (увеличение капитализации компании на 8,5 %)

В рамках ресурсных приоритетов товарная добыча газового конденсата и нефти выросла на 27 %, объем переработки на Пуровском ЗПК увеличился на 36 %, а завод в Усть-Луге нарастил объемы производства в 2,5 раза. Рост доказанных запасов дошел до уровня в 12,6 млрд бнэ, а коэффициент восполнения запасов составил 109 %, обеспеченность компании доказанными запасами составила 28 лет.

Благодаря росту объемов производства продолжился уверенный рост финансовых показателей (выручка от реализации выросла на 20 %, EBITDA увеличилась на 23 %, свободный денежный поток вырос в 1,6 раза) несмотря на стремительное ухудшение макроэкономической ситуации во второй половине 2014 года (рис.4).

https://pp.userapi.com/c851428/v851428810/23b00/ETear_iE5IE.jpg

Рис. 4. Динамика цены на нефть марки Brent. Источник: tradingview.com

В январе-августе 2014 г. средние цены на нефть марки Brent составляли 107,75 доллара за баррель. В конце лета стало отмечаться падение спроса на топливо в США и Китае, при этом возникло избыточное предложение из-за высоких уровней добычи нефти в США и поставок из Саудовской Аравии. Также в конце августа после годового перерыва возобновились поставки нефти из Ливии. Так как цены на газ привязаны к цене на нефть, компания «НОВАТЭК» также прочувствовала на себе последствия этих событий (снижение прибыли на акцию на 56 %, увеличение чистого долга на 30 %).

При реализации маркетинговой стратегии, компания достигла 19 % в поставках газа на внутренний рынок по ЕСГ, 10 % общероссийской добычи природного газа, заняла 7 место по добыче газа среди публичных компаний мира.

В отчете за 2015 год в оглавлении отсутствует вкладка «стратегия» или «стратегические приоритеты». Последние обозначены во вкладке «о компании». Итак, в отчете обозначены следующие стратегические приоритеты компании:

  1. Ресурсные (развитие ресурсной базы и эффективное управление запасами, увеличение добычи углеводородов);
  2. Рыночные (оптимизация и расширение имеющихся и формирование новых каналов реализации продукции, выход на международный рынок СПГ);
  3. Технологические (нацеленность на применение современных технологий в производственных и управленческих процессах);
  4. Финансовые (операционная гибкость, низкий уровень затрат, увеличение дивидендов на 31 %);
  5. Устойчивое развитие и безопасность (соблюдение принципов устойчивого развития, включая высокий уровень социальной ответственности и современные стандарты в области экологической и промышленной безопасности);
  6. Стоимостные (увеличение капитализации компании на 36,5 %);
  7. Организационные.

В рамках реализации ресурсных приоритетов были достигнуты следующие уровни: добыча газа выросла на 9 %, рост добычи жидких УВ составил 51 %, что позволило полностью загрузить мощности заводов по переработке газового конденсата.

Несмотря на снижение цен на УВ доказанные запасы (SEC) выросли на 1,4 %, коэффициент восполнения составил 148 %.

Важно отметить, что непростые рыночные условия не оказали влияния на выполнение ключевого принципа реализации стратегии компании, заключающегося в соблюдении самых высоких стандартов в области экологии, охраны труда, социальной ответственности, корпоративного управления и информационной открытости.

Отчет 2016 года обозначает следующую градацию стратегических приоритетов Компании:

1-Ресурсные;2-Технологические;3-Рыночные;4-Финансовые;5-Стоимостные;6-Устойчивое развитие и безопасность;7-Организационные.

При реализации ресурсных приоритетов увеличение товарной добычи и доказанных запасов жидких углеводородов составило 36,8 % и 6,3 % соответственно. Но, необходимо заметить, что объем геологоразведочных работ несколько снизился (на 2 %), в связи с направлением основных усилий компании на окончание строительства СПГ завода. Технологические приоритеты увеличили свою значимость по причине некоторого снижения товарной добычи газа (снижение издержек посредством улучшения технологии производства, а также приоритет в окончании строительства Ямал СПГ). Рыночные приоритеты несколько снизили свою значимость, так как основной фокус компании сместился на увеличение технологичности бизнеса, а также некоторым снижением доли компании в добыче газа в РФ (С 10,8 % в 2015 до 10,5 % в 2016). Стоимостные приоритеты увеличили свою значимость посредством привлечения финансирования партнеров в флагманский проект — Ямал СПГ, а также за счет общего увеличения прибыли на 246,8 %, что отразилось на увеличении капитализации и дивидендах. Говоря об отчете 2017, нужно заметить, что положение 2016 года в части стратегических приоритетов не изменилось.

Таким образом, матрица стратегических приоритетов компании «НОВАТЭК» выглядит следующим образом (рис.5).

C:\Users\Lenovo\Desktop\матрица новатэк11-17.jpg

Рис. 5. Матрица стратегических приоритетов компании «НОВАТЭК» за 2011–2017 гг. Источник: составлено автором


Таблица 1

Перемещение стратегических приоритетов компании по годам

2011

2012/2013

2014

2015

2016/2017

Приоритеты по значимости

Ресурсные

Ресурсные

Ресурсные

Ресурсные

Ресурсные

Организационные

Организационные

Финансовые

Рыночные

Технологические

Технологические

Технологические

Рыночные

Технологические

Рыночные

Финансовые

Рыночные

Организационные

Финансовые

Финансовые

Рыночные

Устойчивое развитие и безопасность

Технологические

Устойчивое развитие и безопасность

Стоимостные

Устойчивое развитие и безопасность

Финансовые

Устойчивое развитие и безопасность

Стоимостные

Устойчивое развитие и безопасность

Стоимостные

Стоимостные

Стоимостные

Организационные

Организационные

Источник: составлено автором


Как видно из таблицы 1, ресурсные приоритеты компании не изменялись не при каких изменениях ВБС. Организационные приоритеты утратили свою значимость по причине окончания строительства новых перерабатывающих мощностей в 2014 году. Как видно из табл. 1, финансовые приоритеты в период роста ценовых уровней реализации сырья (2011–2013, 2015 гг.) снижают свою значимость, и, наоборот, в период снижения цен — повышают. Технологические приоритеты на протяжении исследуемого периода остаются в лидерах среди приоритетов компании (исключая кризисный 2014 год). Рыночные приоритеты со временем повышают свою значимость, так как показатель доли рынка занимает все более существенное положение в стратегических целях компании. Приоритеты устойчивого развития и безопасности имеют достаточно стабильные позиции в любое время. Стоимостные приоритеты не являлись основополагающими для данной компании до 2014 года, но с 2015 года заметно повышение внимания к данной группе стратегических приоритетов.

Литература:

  1. Годовые отчеты публичного акционерного общества «НОВАТЭК» за 2011–2017 гг.
  2. «Газпром», ФСТ, расчеты ФНЭБ

[1] Задача полностью реализована

Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, приоритет, стратегический приоритет компании, EBITDA, SEC, газовый конденсат, добыча газа, международный рынок, природный газ, ресурсная база.

Ключевые слова

стратегия, стратегические приоритеты, «НОВАТЭК», внешняя бизнес среда, ВБС

Похожие статьи

Применение инструментария анализа внешней среды компании на примере ООО «Балтийские Морепродукты»

В статье рассмотрены изменения рыбной отрасли под влиянием факторов внешней среды. Анализ внешних факторов помогает компании разработать план стратегических решений, обеспечивающих алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгос...

Разработка стратегии развития ООО «УК Партнер»

Основными направлениями реализации стратегии развития являются: определение процесса реализации стратегии на предприятии, базовых принципов, целей и задач стратегии; проведение выбора оптимальной стратегии развития на основе метода анализа иерархии; ...

Анализ инвестиционной политики ООО «СВЕЗА Уральский»

В статье представлена актуальность осуществления инвестиционной политики в современных условиях, охарактеризована инвестиционная политика ООО «СВЕЗА Уральский». Проведен анализ осуществленных инвестиционных проектов в предыдущий год. Представлены рек...

Борьба за гостя в ресторанном бизнесе в период режима самоизоляции

Статья посвящена изучению деятельности ресторанов премиум-сектора в период режима самоизоляции. Исследуются основные маркетинговые стратегии, применяемые ресторанами для сохранения устойчивых позиций в сфере ресторанного бизнеса в кризисные времена. ...

Актуальность антикризисного управления в целях повышения конкурентоспособности отеля

В статье представлены результаты анализа значения и роли инструментов антикризисного управления при обеспечении конкурентоустойчивости отеля в современной индустрии гостеприимства. Актуальность исследования обусловлена современными условиями экономич...

Анализ деятельности компании «Двина-Пермь»

В данной статье рассматривается деятельность компании ООО «Двина-Пермь». Предметом исследования является анализ среды компании, ее положение на существующем рынке. По результатам проведенного исследования разработаны рекомендации по дальнейшему разви...

Формирование эффективной финансовой стратегии ПАО «Газпром»

Одним из самых ключевых факторов успеха компании являются конкурентоспособность и рост. Однако, и разработка финансовых стратегий играет не самую последнюю роль в развитии компании. На протяжении последних десяти лет финансовые стратегии набирают обо...

Факторный анализ операционной деятельности как инструмент мониторинга выполнения поставленных целей

Современная макроэкономическая среда диктует все более жесткие условия для компаний, рынок стал более конкурентным и агрессивным, и волатильность его конъюнктуры с годами становится сильнее. По этим причинам управление бизнесом усложняется для менедж...

Совершенствование коммуникативной политики компании

На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы об основных направлениях совершенствования коммуникативной политики компании на рынке мебели. В результате выявлено, что в условиях усиления конкурентного давления, в особенности увеличе...

Оптимизация внешнеэкономической деятельности компании: цели и механизмы

В рамках данной статьи автор анализирует основы активизации внешнеэкономической деятельности, и приводит в качестве примера два основных направления совершенствования работы на внешнем рынке: проактивную политику и реактивную политику. С помощью визу...

Похожие статьи

Применение инструментария анализа внешней среды компании на примере ООО «Балтийские Морепродукты»

В статье рассмотрены изменения рыбной отрасли под влиянием факторов внешней среды. Анализ внешних факторов помогает компании разработать план стратегических решений, обеспечивающих алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгос...

Разработка стратегии развития ООО «УК Партнер»

Основными направлениями реализации стратегии развития являются: определение процесса реализации стратегии на предприятии, базовых принципов, целей и задач стратегии; проведение выбора оптимальной стратегии развития на основе метода анализа иерархии; ...

Анализ инвестиционной политики ООО «СВЕЗА Уральский»

В статье представлена актуальность осуществления инвестиционной политики в современных условиях, охарактеризована инвестиционная политика ООО «СВЕЗА Уральский». Проведен анализ осуществленных инвестиционных проектов в предыдущий год. Представлены рек...

Борьба за гостя в ресторанном бизнесе в период режима самоизоляции

Статья посвящена изучению деятельности ресторанов премиум-сектора в период режима самоизоляции. Исследуются основные маркетинговые стратегии, применяемые ресторанами для сохранения устойчивых позиций в сфере ресторанного бизнеса в кризисные времена. ...

Актуальность антикризисного управления в целях повышения конкурентоспособности отеля

В статье представлены результаты анализа значения и роли инструментов антикризисного управления при обеспечении конкурентоустойчивости отеля в современной индустрии гостеприимства. Актуальность исследования обусловлена современными условиями экономич...

Анализ деятельности компании «Двина-Пермь»

В данной статье рассматривается деятельность компании ООО «Двина-Пермь». Предметом исследования является анализ среды компании, ее положение на существующем рынке. По результатам проведенного исследования разработаны рекомендации по дальнейшему разви...

Формирование эффективной финансовой стратегии ПАО «Газпром»

Одним из самых ключевых факторов успеха компании являются конкурентоспособность и рост. Однако, и разработка финансовых стратегий играет не самую последнюю роль в развитии компании. На протяжении последних десяти лет финансовые стратегии набирают обо...

Факторный анализ операционной деятельности как инструмент мониторинга выполнения поставленных целей

Современная макроэкономическая среда диктует все более жесткие условия для компаний, рынок стал более конкурентным и агрессивным, и волатильность его конъюнктуры с годами становится сильнее. По этим причинам управление бизнесом усложняется для менедж...

Совершенствование коммуникативной политики компании

На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы об основных направлениях совершенствования коммуникативной политики компании на рынке мебели. В результате выявлено, что в условиях усиления конкурентного давления, в особенности увеличе...

Оптимизация внешнеэкономической деятельности компании: цели и механизмы

В рамках данной статьи автор анализирует основы активизации внешнеэкономической деятельности, и приводит в качестве примера два основных направления совершенствования работы на внешнем рынке: проактивную политику и реактивную политику. С помощью визу...

Задать вопрос