Концепция создания экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Мировая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (20) июль 2019 г.

Дата публикации: 02.07.2019

Статья просмотрена: 1571 раз

Библиографическое описание:

Ворона, А. А. Концепция создания экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза / А. А. Ворона. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 4 (20). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/132/4341/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье исследуются актуальные проблемы по созданию и последующему внедрению экосистем цифровых транспортных коридоров в Евразийском экономическом союзе, этапы их формирования, основные цели и задачи, описывается уникальность проекта и его преимущества.

Ключевые слова: экосистемы цифровых транспортных коридоров, ЕАЭС, цифровые технологии, перевозчики, грузовладельцы, оптимизация, информационная среда, цифровизация экономики, транзитный потенциал, транспортные коридоры, перевозка грузов

The article examines the current problems of creating and subsequent implementation of ecosystems of digital transport corridors in the Eurasian Economic Union, the stages of their formation, the main goals and objectives, describes the uniqueness of the project and its advantages.

Keywords: ecosystems of digital transport corridors, EAEU, digital technologies, carriers, cargo owners, optimization, information environment, digitalization of the economy, transit potential, transport corridors, transportation of goods

Экономический рост неразрывно связан с внедрением новых технологий, стимулируя не только инвестиции в цифровые процессы, но и открывая предпринимателям инновационные возможности для эффективного ведения бизнеса, роста доходов и снижения затрат. Государственная программа развития цифровой экономики принята в нашей стране в 2017 году способствует становлению и развитию цифровой экономики. Основная задача этой масштабной программы — цифровая трансформация различных сфер деятельности, включая госуправление, здравоохранение, образование и экономику. Цифровизация — один из актуальных трендов развития экономики и общества.

Для роста цифровой экономики необходимо развивать национальный ИТ-сектор, стимулировать создание инновационных технологий, сотрудничать для их развития на международном уровне.

Основным направлением развития становится создание цифровой экосистемы. Рассмотрим несколько определений термина «цифровые экосистемы».

Цифровые экосистемы представляют собой такие современные организации, как смешанные сообщества и экосистемы, в которых взаимодействуют люди и цифровые агенты.

Цифровая экосистема — это многосторонняя цифровая платформа, отвечающая следующим основным критериям: наличие информационно-технологической инфраструктуры, открытость для партнеров.

Цифровые экосистемы выступают в качестве главного фактора в способности конкурировать. Они определяют новые условия игры, следовательно, руководят процессами.

Суть цифровой экосистемы заключается в том, что взаимосвязь между ее элементами, взаимовыгодная для всех участников на основе обмена данными. Именно поэтому отдельные ИТ-продукты эволюционируют в экосистемы, становясь «активом ценности» — основой для дальнейшего собственного роста и развития других продуктов внутри экосистемы.

Экосистема сокращает дистанцию между потребителем товара или услуги и между производителем и продавцом — сокращая время поставки, ожидания, а также время на поиск подходящего варианта, делая рынок более совершенным в этом плане.

Работу компании (в том числе транспортной) или сообщества можно организовать с помощью цифровой экосистемы, в которой пользователи и ИТ-платформа рассматриваются как части единого организма. Это симбиоз коллектива и технологичного инструмента, в котором высока степень свободы связей между участниками, процессы налаживаются по мере необходимости и легко адаптируются под текущие потребности.

Отличительная черта цифровых экосистем — высокая степень доверия. Базы данных (реестры) цифровых экосистем хранят не только показатели, но и историю событий. Видны манипуляции пользователей в ретроспективе на всех этапах деятельности компании, ведомства, сообщества. Закрытые цифровые экосистемы охватывают сотрудников компании или членов сообщества, открытые — включают контрагентов, партнеров.

Цифровые экосистемы отличаются высокой надежностью и скоростью работы, поскольку в основе лежит распределенная архитектура. Отказ одного или нескольких элементов не означает остановку процесса, потерю информации.

Одним из важных аспектов, влияющих на динамику возникновения новых экосистем, можно считать некоторую неуверенность малого и среднего бизнеса в долгосрочных перспективах на нашем рынке. Это связано и с отсутствием достаточной поддержки со стороны государства, и с отсутствием достаточных налоговых послаблений для стартапов, и с недостаточно проработанной юридической базой, обеспечивающей ощущение надежности тех, кто только начинает движение в этом направлении.

С развитием информационных технологий современный бизнес приобрел широкий спектр инструментов для основательного упрощения своих контактов с таможенными органами, что достигается, в частности, посредством цифровизации значительной доли их отношений [1].

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) не является исключением. Созданная интеграционная система ЕАЭС активно использует различные цифровые платформы в своей деятельности. Применение концепция создания экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС становится основой развития Союза в современных условиях.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) закончила работу над концепцией создания экосистемы цифровых транспортных коридоров (ЭЦТК) Евразийского экономического союза. Разработчиками проекта ЭЦТК выступили АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», НИРУП «Институт прикладных программных систем» (Республика Беларусь) и АО «Транстелеком» (Республика Казахстан).

19 июня 2019 года состоялось принятие концепции создания экосистемы цифровых транспортных коридоров евразийского экономического союза.

Суть концепции заключается в образовании открытой экосистемы транспортно-логистических информационных сервисов на основе новейших цифровых технологий, обеспечивающих выгодные взаимоотношения между перевозчиками и грузовладельцами во всех государствах-членах ЕАЭС, а также в третьих странах [2].

Основное преимущество ЭЦТК заключается в том, что оно поможет оптимизировать операции по перевозке и декларированию грузов и уменьшить барьеры. Благодаря составлению самых выгодных маршрутов и условий перевозки, задействованию юридических электронных документов, совершенствованию обязанностей государственных контролирующих органов, возможности бронирования очереди на международном пункте пропуска заранее и созданию единой информационной среды, в том числе на наднациональном уровне ЭЦТК способствует увеличению уровня конкурентоспособности участников процесса перевозки.

Проект представленной концепции рассмотрен в Москве на встрече под председательством члена Коллегии по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Карине Минасян. По её словам создание ЭЦТК является фундаментом в цифровом преобразовании экономики, направленным на решение задач в сфере рационального использования накопленного транспортно-логистического потенциала Союза, в том числе транзитного.

Осуществление цифровой повестки посредством образования собственных евразийских экосистем станет основным решением для поддержания глобальной конкурентоспособности экономик стран ЕАЭС. Представители интересов других стран и глобальные игроки советуют встраиваться в уже созданные экосистемы. Комиссия рекомендует образовывать евразийские цифровые экосистемы и делать выход на международные рынки для создания глобальных партнерств [3].

Единая экосистема представляет и ряд других преимуществ. Она помогает улучшать контрольно-надзорные функции на транспорте, уменьшить административные препятствия, повысить окупаемость инфраструктурных проектов и уровень безопасности транспортных услуг, снизить их себестоимость.

На сегодняшний день бизнес вступает во взаимодействие с контролирующими органами в бумажной форме. Цифровые новшества часто вводятся беспорядочно, лишь в отдельных организациях. Следствием того, что не прослеживаются взаимоотношения с международными логистическими операторами, производителями товаров, отправителями и получателями грузов, является снижение уровня конкурентоспособности сервисной сферы в логистике, а также отсутствие контроля над перемещением продукции, грузов и товаров. [4]

Согласно статистическим данным, после создания экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС ожидается снижение транспортной составляющей в стоимости конечной продукции с нынешних 20 % до 12–15 %. Например, перевозка товаров по железнодорожной дороге по маршруту КНР-ЕАЭС-ЕС должна уменьшиться на 11 часов.

Выделение основных принципов организации и информационного обеспечения в едином цифровом пространстве ЕАЭС, увеличение продуктивности транспортно-логистических процессов и руководство ими помогут усовершенствовать информационное сотрудничество респондентов и платформ транспортного комплекса, создадут исходные условия для доверительных взаимоотношений между странами. Практическое исполнение концепции экосистемы цифровых транспортных коридоров должно увеличить пропускную способность международного транспортного коридора ЕАЭС, его конкурентоспособность и коммерческую привлекательность.

В ходе создания концепции выполнены такие важные задачи, как обозначение механизмов уменьшение количества времени, которое может быть затрачено на перевозку, снижение простоев транспорта, а также сокращение административных расходов. При этом изменились подходы к управленческим моделям, не подменив бизнес государственными структурами.

В настоящее время на рынке стран ЕАЭС существуют единичные разнообразные сегменты информационных систем перевозок. В свою очередь ЭЦТК необходима для того, чтобы соединить их, сделав процесс перевозки открытым, эффективным и понятным для всех пользователей.

Стоит отметить, что проект является уникальным для пространства ЕАЭС. В создаваемой экосистеме будет создано трансграничное взаимодействие сервисов, которые осуществляются как органами государственной власти, так и бизнесом, который представляет разные отрасли экономики (кросс-отраслевое взаимодействие) на одинаковых условиях.

В настоящее время автомобильный транспорт обеспечивает в странах ЕАЭС 82 % от общего объема перевозок грузов транспортом [5]. Благодаря реализации проекта ЭЦТК на международных транспортных перевозках с 2022 года годовой пробег в расчете на каждое транспортное средство за счет понижения непроизводственных простоев вырастет примерно на 20 %. Следовательно, рост годовой выручки на один автомобиль составит до 12 тысяч евро.

Проект подразумевает ряд мультипликативных эффектов, влияющих на рост и развитие экономики государств-членов ЕАЭС в целом: качественное развитие и внедрение IT-технологий на транспорте в странах Союза, переход на новейшие и комфортные условия взаимодействия для всех участников перевозочного процесса.

Так, по предварительной экспертной оценке, общие затраты на создание и развитие ЭЦТК до 2025 года оцениваются около 10 млрд рублей (в том числе на основе частно-государственного партнерства). При этом эффект к 2025 году может составить 154 млрд рублей. [4]

Проект предполагается реализовать в три этапа. Речь идет о подготовке нормативной базы, создании пилотных проектов, техническом проектировании национальных и наднациональных сегментов, формированию стандартов и модернизации существующих информационных систем.

В рамках ЭЦТК необходимо организовать максимальное использование существующих коммерческих и государственных платформ: системы таможенных органов Союза, государственные платформы транспортных комплексов стран ЕАЭС, системы взимания платы за использование объектов транспортной инфраструктуры, коммерческие логистические платформы и экспедиторские сервисы, автоматизированные системы перевозчиков и сервисы логистических центров, финансовые и страховые сервисы.

К ним будут добавлены и новые элементы системы. Для этого их планируется апробировать в режиме пилотных проектов. Запуск ожидается после их рассмотрения на Совете ЕЭК с участием вице-премьеров стран Союза. На сегодняшний момент в проект «дорожной карты» вошло три пилотных проекта. Их перечень может расшириться по результатам предстоящего широкого обсуждения концепции с представителями бизнеса ЕАЭС и анализа результатов первых «пилотов».

Литература:

1. Максимов Ю. А., Ворона А. А. Использование цифровых технологий и обеспечение информационной безопасности при взаимодействии таможни и бизнеса как фактор повышения качества таможенных услуг//Ученые записки Международного банковского института. 2018. № 4 (26). С. 96–106.

2. ЕАЭС запускает создание экосистемы цифровых транспортных коридоров. URL: https://www.apk-inform.com/ru/news/1500861 (дата обращения: 25.06.19).

3. Цифровые экосистемы становятся определяющим фактором конкурентоспособности — министра по внутренним рынка и информационно коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Миносян. URL: http://www.np-srv.ru (дата обращения: 25.06.19).

4. ЕЭК разработала цифровые транспортные коридоры ЕАЭС. URL: http://eurasia174.ru (дата обращения: 25.06.19).

5. ЕАЭС запускает создание экосистемы цифровых транспортных коридоров и приглашает к партнерству всех заинтересованных лиц. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/19–06–2019–2.aspx (дата обращения: 25.06.19).

Основные термины (генерируются автоматически): экосистема, евразийский экономический союз, цифровая экосистема, коридор, проект, создание, цифровая экономика, EAEU, Евразийская экономическая комиссия, концепция создания экосистемы.

Ключевые слова

оптимизация, информационная среда, перевозка грузов, ЕАЭС, перевозчики, экосистемы цифровых транспортных коридоров, цифровые технологии, грузовладельцы, цифровизация экономики, транзитный потенциал, транспортные коридоры

Похожие статьи

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского экономического сообщества

В статье рассмотрены процессы экономической интеграции регионов Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Представлены результаты статистического анализа и исследования проблем интеграции, проведен анализ динамики товарооборота межд...

Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане

Стратегия социально-экономического развития Узбекистана в долгосрочном плане ориентирована на движение к информационному обществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Такая стратегия позволяет интегрироваться в мировое эконо...

Интеллектуальная мобильность: формирование будущего логистики

В данной статье обсуждается необходимость формирования цифровизации транспортно-логистического комплекса страны, а именно интеллектуальная мобильность, которая в свою очередь направлена на повышение безопасности и эффективности современных перевозок....

Цифровизация современного социума: достоинства и угрозы

Автором рассмотрены цифровые трансформации современного общества, достоинства и пути развития внедрённых новых технологий, недостатки, угрозы безопасности, обусловленные прозрачностью данных в сети Интернет. Выявлены последствия влияния новых техноло...

Роль Российской Федерации в ЕАЭС

В статье подчеркнута значимость развития Евразийского экономического союза для усиления международных позиций России в условиях геополитической турбулентности; выделены основные проблемы, риски и угрозы, снижающие интеграционную эффективность ЕАЭС; п...

Компоненты ERP-системы вуза и их роль в системе управления

В статье ставится задача определения характеристик и составных частей информационной системы управления ресурсами высшего учебного заведения. Приводится описание типовой структуры хранимых данных в базах данных университета. Определяются направления ...

Проблемы транспортной системы г. Краснодара и их решение с помощью внедрения информационных технологий

В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Применение перспективных информационных технологий в сфере таможенного администрирования

В условиях глобализации таможенного администрирования, а также её интеграции в мировую экономику рождаются новые идеи и технологии которые нужно реализовать в повседневной жизни. Такой технологией выступает блокчейн, которая является относительно нов...

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Похожие статьи

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского экономического сообщества

В статье рассмотрены процессы экономической интеграции регионов Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Представлены результаты статистического анализа и исследования проблем интеграции, проведен анализ динамики товарооборота межд...

Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане

Стратегия социально-экономического развития Узбекистана в долгосрочном плане ориентирована на движение к информационному обществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Такая стратегия позволяет интегрироваться в мировое эконо...

Интеллектуальная мобильность: формирование будущего логистики

В данной статье обсуждается необходимость формирования цифровизации транспортно-логистического комплекса страны, а именно интеллектуальная мобильность, которая в свою очередь направлена на повышение безопасности и эффективности современных перевозок....

Цифровизация современного социума: достоинства и угрозы

Автором рассмотрены цифровые трансформации современного общества, достоинства и пути развития внедрённых новых технологий, недостатки, угрозы безопасности, обусловленные прозрачностью данных в сети Интернет. Выявлены последствия влияния новых техноло...

Роль Российской Федерации в ЕАЭС

В статье подчеркнута значимость развития Евразийского экономического союза для усиления международных позиций России в условиях геополитической турбулентности; выделены основные проблемы, риски и угрозы, снижающие интеграционную эффективность ЕАЭС; п...

Компоненты ERP-системы вуза и их роль в системе управления

В статье ставится задача определения характеристик и составных частей информационной системы управления ресурсами высшего учебного заведения. Приводится описание типовой структуры хранимых данных в базах данных университета. Определяются направления ...

Проблемы транспортной системы г. Краснодара и их решение с помощью внедрения информационных технологий

В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Применение перспективных информационных технологий в сфере таможенного администрирования

В условиях глобализации таможенного администрирования, а также её интеграции в мировую экономику рождаются новые идеи и технологии которые нужно реализовать в повседневной жизни. Такой технологией выступает блокчейн, которая является относительно нов...

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Задать вопрос