Сравнительная характеристика газового блока «Роснефти» и компании «НОВАТЭК» по финансовым показателям | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Отраслевая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (21) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 03.10.2019

Статья просмотрена: 606 раз

Библиографическое описание:

Игнатов, В. И. Сравнительная характеристика газового блока «Роснефти» и компании «НОВАТЭК» по финансовым показателям / В. И. Игнатов. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 5 (21). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/138/4471/ (дата обращения: 16.10.2024).



Актуальность выбранной темы обусловлена Стратегией 2022 компании «Роснефть» по увеличению доли газового бизнеса в собственной структуре, что выявляет необходимость к осуществлению сравнительной характеристике с основными конкурентами на газовом рынке.

Ключевые слова: Роснефть, газовый бизнес, природный газ, финансовые показатели.

The relevance of the chosen topic is determined by Rosneft's Strategy 2022 to increase the share of the gas business in its own structure, which reveals the need to implement a comparative characteristic with the main competitors in the gas market.

Keywords: Rosneft, gas business, natural gas, financial indicators.

Капитализация Компаний «Роснефть» и «НОВАТЭК» на 01.07.19 составляет 4,53 трлн руб. (при стоимости акций 422,65 руб./шт.) и 3,9 трлн руб. (стоимость акций 1316,80 руб./шт.). Объем прибыли Компаний «Роснефть» и «НОВАТЭК» за 2018 год составил 1 284 млрд руб. и 227,184 млрд руб. При этом, доля газа в общем объеме добычи углеводородов Компании «Роснефть» в 2018 году составила 19 %. Достаточно грубая оценка показывает, что оценочная рыночная стоимость Газового блока ПАО «НК «Роснефть» на 01.07.19 составляет порядка 860 млрд руб. В этом видится некоторая рыночная недооцененность «Роснефти», в части оценки газовых активов.

Попробуем более детально разобраться в данном вопросе, опираясь на официальные данные, публикуемые указанными Компаниями на ежегодной основе. В проводимом анализе будем опираться на следующие показатели, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей компаний «Роснефть» и «НОВАТЭК»

Роснефть

НОВАТЭК

Объем добычи газа, млрд. куб. м.

67,26

68,8

Извлекаемые запасы, трлн куб. м.

7,9

2,1

Реализация газа в РФ, млрд куб. м.

59,13

66,07

Реализация газа ща рубеж, млрд. куб. м.

2,9

6

Использование газа на собственные нужды

5,23

2,1

Общая реализация газа

62,03

72,13

Выручка на территории РФ, млрд. руб.

200,5

Выручка за пределами РФ, млрд. руб.

33,3

Выручка, млрд. руб.

234

375,2

Доля компании на рынке

9%

9,3%

*Источник: составлено автором на основе данных годовых отчетов

Добыча

Согласно годовому отчету компании «Роснефть», общий объем добычи газа составил 67,26 млрд куб. м. Западная Сибирь является крупнейшим регионом добычи газа ПАО «НК «Роснефть». Добыча газа в регионе в 2018 году составила 47,45 млрд куб. м, или более 70 % от всей добычи газа Компании. В том числе объем добычи природного газа составил 25,35 млрд куб. м и был в основном обеспечен на месторождениях АО «Сибнефтегаз», АО «Роспан Интернешнл» и ООО «РН-Пурнефтегаз». Добыча ПНГ осуществлялась преимущественно на месторождениях АО «Самотлорнефтегаз», ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «РН-Пурнефтегаз» и ПАО «Варьяганнефтегаз» и составила 22,1 млрд куб. м. Добыча газа в Восточной Сибири осуществляется на месторождениях Ванкорской группы — крупнейших в данном регионе. Объем добычи ПНГ за 2018 год составил 6,23 млрд куб. м, природного газа — 1,97 млрд куб. м. Основная добыча региона Дальний Восток — ПНГ и природный газ месторождений, расположенных на суше и на шельфе острова Сахалин. Добыча газа в 2018 году составила 3,7 млрд куб. м и в основном была обеспечена АО «РН-Шельф-Дальний Восток». Основной объем добычи газа в Центральной России за 2018 год был обеспечен на месторождениях АО «Оренбургнефть», АО «Самаранефтегаз», ООО «Башнефть-Добыча и составил 2,4 млрд куб. м. На юге России основным газодобывающим активом является ООО «РН-Краснодарнефтегаз», ведущее добычу как природного, так и ПНГ. В 2018 году добыча в регионе составила 2,31 млрд куб. м. Добыча газа за рубежом была обеспечена в рамках реализации зарубежных проектов в Египте, Вьетнаме, Венесуэле и Канаде — 2,96 млрд куб. м. Уровень затрат на добычу углеводородов в 2018 году составил 3,1 долл. США (195,46 руб. по курсу ЦБ на 02.07.2019).

Согласно годовому отчету компании «НОВАТЭК», общий объем добычи газа составил 68,81 млрд куб. м (82 % от суммарного объема добычи углеводородов). Более 40 % добычи НОВАТЭКа сосредоточено на месторождениях 100 % дочки «Юрхаровнефтегаза» (27,7 млрд куб. м). 14,6 % добывается на месторождениях дочерней компании «Таркосаленефтегаз» (10 млрд куб. м). 13,6 млрд куб. м добывается на месторождениях «АРКТИКГАЗА» (с 50 % долей в проекте). На Южно-Тамбейском месторождении Компания добывает 8,2 млрд куб. м. На долю Северо-Уренгойского, Термокарстового и Ярудейского приходится порядка 9,5 % добычи УВ. В 2018 году уровень прямых расходов «НОВАТЭКа» на добычу углеводородов остался одним из самых низких в мировой нефтегазовой отрасли. По итогам года данный показатель составил 38,5 руб. (0,61 долл. США) на бнэ.

Запасы

Извлекаемые запасы газа Компании «Роснефть» на 1 января 2019 года оцениваются в 7,9 трлн куб. м (по категории АВ1С1+В2С2).

Запасы Компании «НОВАТЭК» ежегодно оцениваются компанией DeGolyer & MacNaughton согласно требованиям международных стандартов SEC и PRMS.

По состоянию на 31 декабря 2018 года доказанные запасы углеводородов «НОВАТЭКа» (включая долю в запасах совместных предприятий) по стандартам SEC составляли 15 789 млн бнэ, в том числе 2 177 млрд куб. м газа и 181 млн т жидких углеводородов. Доказанные и вероятные запасы углеводородов по стандартам PRMS по состоянию на 31 декабря 2018 года (включая долю в запасах совместных предприятий) составили 29 619 млн бнэ, в том числе 4 021 млрд куб. м газа и 387 млн т жидких углеводородов. Совокупные доказанные запасы Компании «НОВАТЭК» на 31.12.2018 составили 2,1 трлн куб. м.

Реализация природного газа

По итогам 2018 года объем реализации газа ПАО «НК «Роснефть» на внутреннем рынке составил 59,13 млрд куб. м, а на внешнем — 2,9 млрд куб. м. Крупнейшим по объему реализации газа регионом присутствия является Свердловская область, где «Роснефть» продолжает стабильно обеспечивать порядка 90 % потребности региона в газе. Объем реализации газа за рубежом составил 2,9 млрд куб. м. и был преимущественно обеспечен реализацией газа с месторождения Зохр.

«НОВАТЭК» реализует природный газ на территории Российской Федерации, а также на экспорт в форме СПГ. Объем реализации природного газа, включая СПГ, в 2018 году составил 72,13 млрд куб. м. В Российской Федерации в 2018 году было реализовано 66,07 млрд куб. м природного газа. 2018 году Компания поставляла газ в 40 регионов Российской Федерации. Основными регионами реализации природного газа в адрес конечных потребителей и трейдеров являлись Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Москва и Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Липецкая область, Тюменская область, Пермский край, Вологодская область, Ставропольский край, Нижегородская область, Смоленская область, Тульская область, Костромская область — на данные регионы пришлось более 92 % суммарных объемов реализации газа на внутреннем рынке. Для компенсации сезонных колебаний спроса на газ Компания пользуется услугами ПАО «Газпром» по хранению газа. Остатки товарного газа накапливаются в период снижения спроса в течение теплого времени года и реализуются в период похолодания при растущем потреблении. По состоянию на конец 2018 года объем товарных остатков газа, включая СПГ, составил 2,2 млрд куб. м. На внешние рынки в 2018 году «НОВАТЭК» реализовал 6,06 млрд куб. м СПГ (4,0 млн тонн — 57 танкерных партий).

Выручка

Необходимо заметить, что выручка от реализации определяется исходя из объемов добычи углеводородов и цен, приведенных к месту производства товарной продукции, и не включает экспортные пошлины, расходы на транспортировку до конечного потребителя, хранение, продажу и прочие аналогичные расходы.

Выручка Компании «Роснефть» за 2018 год по объемам, реализуемым на территории РФ составила 200,5 млрд руб, а за пределами РФ — 33,3. Совокупная выручка за 2018 год составила 234 млрд руб. Выручка Компании «НОВАТЭК» за 2018 год составила 375,2 млрд руб.

В своей деятельности сравниваемые Компании стремятся наиболее рационально подходить к использованию ресурсов, в том числе энергетических. Но, при сопоставимых значениях добычи, «НОВАТЭК» израсходовал природного газа в 2,5 раза меньше (2,1 млрд куб. м), чем «Роснефть» (5,23 млрд куб. м).

Таким образом, при проведении сравнительного анализа, были получены следующие результаты:

1. Объем реализации природного газа у «НОВАТЭКа» и «Роснефти» составляет 62,03 и 72,13 млрд куб. м соответственно;

2. Анализируемые Компании реализуют более 90 % газа внутри РФ;

3. Уровень издержек на добычу природного газа у Компании «НОВАТЭК» ниже, чем у «Роснефти» в 5 раз;

4. «НОВАТЭК» использует природный газ на собственные нужды в 2,5 раза меньше, чем «Роснефть»;

5. Выручка «НОВАТЭКа» превышает выручку «Роснефти» в 1,6 раза;

6. Учитывая вышеперечисленные выводы, выходит, что у ПАО «НК «Роснефть» есть слабые места, на которые следует обратить внимание, но так как «Роснефть», в отличие от «НОВАТЭКа» не ставит рыночные стратегические приоритеты основополагающими, данная рыночная недооценненность вполне оправдана;

7. Ситуация для «Роснефти» может резко изменится, в силу скорой реализации пилотного СПГ проекта «Дальневосточный СПГ», который вполне может быть триггером для участников рынка по заполнению данной недооцененности.

Литература:

  1. Годовой отчет компании ПАО «НК «Роснефть» за 2018 год;
  2. Годовой отчет компании «НОВАТЭК» за 2018 год.
Основные термины (генерируются автоматически): млрд, природный газ, куб, добыча газа, PRMS, SEC, объем, реализация газа, месторождение АО, Российская Федерация.

Ключевые слова

природный газ, финансовые показатели, Роснефть, газовый бизнес

Похожие статьи

Взаимосвязь капитализации компаний с проводимой ими дивидендной политикой

В статье авторы оценивают влияние проводимой нефтегазовыми компаниями РФ дивидендной политики на рыночные котировки акций. Для анализа взяты крупнейшие компании нефтегазового блока: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЭК».

Роль маркетинговых решений в деятельности ПАО «Алроса»

В статье рассматриваются вопросы маркетинговых решений в деятельности ПАО «Алроса». Рассмотрена существующая стратегия, показатели финансовых результатов, внешняя и внутренняя среда деятельности компании. Определены направления маркетинговых инициати...

Оценка стоимости и доходности акций на примере ПАО «Роснефть»

В статье оценены потенциальные риски при инвестировании в акции, произведены расчеты стоимости и доходности акций ПАО «Роснефть».

Оценка эффективности деятельности нефтегазодобывающего предприятия по системе ключевых показателей эффективности (KPI)

В статье проведен анализ деятельности ПАО «Оренбургнефть». Предложена система ключевых показателей эффективности (KPI), позволяющая выявить основные положительные стороны и проблемы в деятельности предприятия.

Анализ корпоративной социальной ответственности российских нефтегазовых компаний на примере ПАО «Газпром нефть»

В статье автор анализирует направления социальной политики российских компаний нефтегазовой сферы на примере ПАО «Газпромнефть».

Исследование маркетинговой стратегии выхода на Калининградский рынок компа-нии «SPAR»

В статье рассмотрены основные инструменты реализации маркетинговой стратегии компании «SPAR» на региональном рынке. Проведен анализ текущей ситуации, тенденций и перспектив развития компании.

Анализ факторов внешней среды вертикально-интегрированной нефтяной компании (на примере ОАО «Роснефть»)

В статье рассмотрены основные факторы внешней среды, влияющие на деятельность вертикально-интегрированной нефтяной компании. Осуществлен корреляционный анализ факторов внешней среды крупнейшей российской вертикально-интегрированной нефтяной компании ...

Анализ финансовой устойчивости ОАО «Саханефтегазсбыт» и пути ее повышения

В статье представлен анализ финансовой устойчивости ОАО «Саханефтегазсбыт», по результатам которого даны рекомендации по ее повышению.

Маркетинговые стратегии ПАО «СИБУР Холдинг»

Газопровод «Сила Сибири»: анализ российско-китайского контракта

В статье представлен анализ выгод российско-китайского контракта «Сила Сибири» для формирования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нефтегазохимических комплексов во взаимосвязи со стратегиями развития добывающих компаний. Показано, что контракт ...

Похожие статьи

Взаимосвязь капитализации компаний с проводимой ими дивидендной политикой

В статье авторы оценивают влияние проводимой нефтегазовыми компаниями РФ дивидендной политики на рыночные котировки акций. Для анализа взяты крупнейшие компании нефтегазового блока: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЭК».

Роль маркетинговых решений в деятельности ПАО «Алроса»

В статье рассматриваются вопросы маркетинговых решений в деятельности ПАО «Алроса». Рассмотрена существующая стратегия, показатели финансовых результатов, внешняя и внутренняя среда деятельности компании. Определены направления маркетинговых инициати...

Оценка стоимости и доходности акций на примере ПАО «Роснефть»

В статье оценены потенциальные риски при инвестировании в акции, произведены расчеты стоимости и доходности акций ПАО «Роснефть».

Оценка эффективности деятельности нефтегазодобывающего предприятия по системе ключевых показателей эффективности (KPI)

В статье проведен анализ деятельности ПАО «Оренбургнефть». Предложена система ключевых показателей эффективности (KPI), позволяющая выявить основные положительные стороны и проблемы в деятельности предприятия.

Анализ корпоративной социальной ответственности российских нефтегазовых компаний на примере ПАО «Газпром нефть»

В статье автор анализирует направления социальной политики российских компаний нефтегазовой сферы на примере ПАО «Газпромнефть».

Исследование маркетинговой стратегии выхода на Калининградский рынок компа-нии «SPAR»

В статье рассмотрены основные инструменты реализации маркетинговой стратегии компании «SPAR» на региональном рынке. Проведен анализ текущей ситуации, тенденций и перспектив развития компании.

Анализ факторов внешней среды вертикально-интегрированной нефтяной компании (на примере ОАО «Роснефть»)

В статье рассмотрены основные факторы внешней среды, влияющие на деятельность вертикально-интегрированной нефтяной компании. Осуществлен корреляционный анализ факторов внешней среды крупнейшей российской вертикально-интегрированной нефтяной компании ...

Анализ финансовой устойчивости ОАО «Саханефтегазсбыт» и пути ее повышения

В статье представлен анализ финансовой устойчивости ОАО «Саханефтегазсбыт», по результатам которого даны рекомендации по ее повышению.

Маркетинговые стратегии ПАО «СИБУР Холдинг»

Газопровод «Сила Сибири»: анализ российско-китайского контракта

В статье представлен анализ выгод российско-китайского контракта «Сила Сибири» для формирования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нефтегазохимических комплексов во взаимосвязи со стратегиями развития добывающих компаний. Показано, что контракт ...

Задать вопрос