Выбор стратегии распределительной логистики в современной организации | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Логистика и транспорт

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (23) февраль 2020 г.

Дата публикации: 02.02.2020

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Гостева, О. В. Выбор стратегии распределительной логистики в современной организации / О. В. Гостева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 1 (23). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/153/4871/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье проанализированы методологические подходы к совершенствованию инструментов логистики распределения. Сделан вывод о необходимости системного подхода к формированию распределительных сетей отечественных предприятий.

Ключевые слова: логистика распределения, современная логистика, конкуренция.

Анализ тенденций развития современной экономики показывает все возрастающую роль сферы обращения и сбыта. Поэтому значение логистики распределения особенно возрастает. Это означает, что производители товарной продукции, особенно крупные, будут стремиться, все больше закупать и все меньше производить самостоятельно. На современном этапе развития управленческой науки, как отмечают специалисты [2; 4; 8; 9], логистика является средством достижения стратегических целей за счет функциональной интеграции и координации материальных потоков в цепях поставок.

Логистика распределения базируется на следующих принципах: координация всех процессов товародвижения, начиная с начальных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя; интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем; адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей; системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности; комплексность, т. е. решение совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей; оптимальность, как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования; рациональность, как в организационной структуре, так и в организации управления.

Экономическая природа логистики распределения может быть исследована более полно, если наряду с ее функциями, как отмечают специалисты [3; 6; 10] рассмотреть задачи и методы их решения. К основным задачам логистики распределения можно отнести: максимизация прибыли предприятия при более полном удовлетворении спроса потребителей; эффективное использование производственного аппарата предприятия за счет оптимальной загрузки производственных мощностей заказами потребителей; рациональное поведение на рынке с учетом его постоянно меняющейся конъюнктуры.

Для решения каждой перечисленной задачи и всех вместе взятых необходимо придерживаться следующих правил:

Во-первых, результатом распределительной логистики является удовлетворение спроса покупателей и извлечение прибыли предприятием, которое зависит в первую очередь от покупателей. При этом повлиять на решение покупателя, равно как и заставить его в условиях рыночной экономики покупать товар или услугу, распределительная логистика не может. Следовательно, результаты и ресурсы существуют только вне распределительной логистики;

Во-вторых, в процессе продвижения товаров и услуг на рынок необходимо проводить оценку рыночных возможностей предприятия и максимальное использование его потенциальных преимуществ. Следовательно, результатов распределительной логистики можно достичь путем использования возможностей, а не решением проблем;

В-третьих, для получения результатов распределительной логистики необходимо принимать решение, на каких направлениях сбытовой политики сконцентрировать ресурсы предприятия. Следовательно, ресурсы следует направлять на использование возможностей предприятия и рынка.

Наряду с нарастающей конкуренцией и развитием дистрибьюторской сети, существует много возможностей для успешного развития бизнеса. Одним из таких направлений, как отмечают специалисты [6; 7; 10; 11], является создание распределительных структур, объединяющих производителей, оптовиков, логистических провайдеров и розничных сетей. Согласование действий участников такой структуры, определение единых стратегических целей, идентичный уровень используемых технических средств и оборудования, технологий и информационного обеспечения на всех этапах доведения продукции до конечного потребителя позволят: сократить общие затраты распределительной системы; оптимизировать ассортимент продукции с учетом потребностей конечных потребителей; сократить количество торговых посредников до оптимального уровня; повысить уровень обслуживания, как для конечного потребителя, так и для бизнес-партнеров.

Задача, решаемая руководителями данных подразделений, формулируется довольно просто: «минимизация расходов на распределение продукции при сохранении требуемого уровня качества обслуживания потребителей». Эффективное распределение, как отмечают специалисты [1; 5; 6], позволяет решить задачи снабжения, производства, маркетинга в аспектах формирования экономически целесообразного воспроизводственного цикла, а, следовательно, развития организации путем обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ.

В заключение необходимо отметить, что отсутствие системного подхода к процессу формирования стратегии, не позволяет повысить эффективность систем распределения отечественных предприятий. С другой стороны, стратегия логистики должна быть согласована с ресурсной базой организации и должна рассматриваться как основа для реализации других функциональных стратегий. При этом формирование конкурентной стратегии тесно связано с реализуемой стратегией распределения, что свидетельствует о взаимосвязи всех уровней стратегического управления.

Анализ классификации стратегий логистики распределения позволил выделить в качестве базовых вариантов следующие ее виды: стратегия минимизации логистических издержек, стратегия улучшения качества, стратегия специализации и фокусирования, стратегия минимизации инвестиций, стратегия логистического аутсорсинга.

Каждой стратегии соответствует перечень стратегических действий и мероприятий. Процесс выбора и реализации стратегии логистики распределения превращается в инструмент координации взаимодействия как функциональных направлений (производства, маркетинга, финансов), так и стратегий различных уровней (стратегий роста и развития, конкурентных стратегий). Концентрация внимания на формировании актуальной стратегии распределительной логистики способствует значительному повышению эффективности работы предприятия, что предопределяет варианты развития организации и является фактором, формирующим успех компании на рынке.

Литература:

  1. Бирюкова, О.Ю., Иванов, А.П., Охотников, И. В. Финансовая устойчивость фокусной компании как основа эффективного управления цепями поставок / О. Ю. Бирюкова, А. П. Иванов, И. В. Охотников // Финансовая экономика. — 2018. — № 5. — С. 21–23.
  2. Буряк, О.А., Колпакова, В.О., Охотников, И. В. Качество информационного взаимодействия как приоритет и основа управления сетевыми структурами / И. В. Охотников, О. А. Буряк, В. О. Колпакова // Экономика и предпринимательство — 2015. — № 12 (ч. 3).
  3. Касымова Д. М. Организация закупочно-распределительной деятельности в логистической системе // Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции «Проблемы инновационного развития экономики России: безопасность и управление» — Москва-Ярославль: Канцлер, 2017.
  4. Касымова Д. М. Специфика закупочной деятельности на железнодорожном транспорте // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Логистика и бизнес: Проблемы организации развития» — Москва-Ярославль: Канцлер, 2017.
  5. Касымова Д. М. Интеграционная стратегия деятельности железнодорожного холдинга// Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции (октябрь 2018 г.) Бизнес и власть: проблемы и приоритеты эффективного взаимодействия Саратов: ИЦ «Наука», 2018
  6. Латыпов, Р.В., Охотников, И.В., Предеин, А. В. Интегрированный подход к формированию логистических сетей распределения продукции национальных предприятий // Экономика и предпринимательство — 2015. — № 12 (ч. 4).
  7. Охотников, И.В., Сибирко, И. В. Локализация в условиях глобализации / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Проблемы безопасности российского общества. — 2015. — № 3.
  8. Реализация транзитного потенциала Российской Федерации на основе развития международных коридоров: колл. монография / Под общей ред. Т. М. Степанян. — Саратов: ИИРПК, 2019. — 325 с.
  9. Сибирко И. В. Совершенствование системы распределения продукции торговых предприятий на основе интегрированного подхода к управлению цепями поставок // Логистические возможности компаний в современных условиях (Москва, декабрь, 2019) / Под общей ред. Т. М. Степанян. — Саратов: ИИРПК, 2019.
  10. Степанян, Т. М. Современные тенденции рынка транспортно-логистических услуг. — Нижний Новгород: «ООО Стимул-СТ», 2019.
  11. Okhotnikov, I.V., Panko, I.V., Sibirko, I.V. (2019). Logistics Outsourcing as Institutional Innovation and a Tool to Optimize Transaction Costs Within Supply Chains // Proceedings of the 34th International Business Information Management Association Conference — Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth, 13–14 November 2019, Madrid, Spain.
Основные термины (генерируются автоматически): распределительная логистика, конечный потребитель, системный подход, стратегия.

Ключевые слова

конкуренция, логистика распределения, современная логистика

Похожие статьи

Этапы развития логистического аудита

Статья посвящена исследованию особенностей развития логического аудита. Рассмотрены понятия логического аудита, описаны этапы логистического аудита. Сделан вывод о необходимости проведения логистического аудита на микро- и макроуровнях.

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Совершенствование вертикально-интегрированной системы распределения продукции национальных предприятий в условиях высококонкурентных рынков

В статье проанализированы особенности функционирования логистических сетей распределения в современных условиях. Сделан вывод об экономической целесообразности использования вертикально-интегрированных каналов распределения в условиях высококонкурент...

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия

Статья посвящена изучению вопроса позиционирования бизнес-планирования в качестве механизма укрепления позиции предприятия на современном рынке. Автором обозначены основные понятия в разрезе бизнес-планирования в условиях российской экономики. На осн...

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Новые тенденции в развитии системы управления

В статье рассмотрены основные инструменты и стили управления, которыми пользуются современные менеджеры и предприниматели России. С помощью исследования проведена оценка эффективности отдельных инструментов системы управления. В заключение автором вы...

К вопросу о преимуществах интегрированного управленческого учета

В статье рассмотрены актуальные вопросы применения современных моделей управленческого учета, позволяющих повышать оперативность и эффективность принятия управленческих решений. Авторами предложено перспективное направление развития учета и формирова...

Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок

В статье проанализированы ключевые логистические бизнес-процессы в цепях поставок. Сделан вывод о необходимости внедрения четырехуровневой системы метрик при мониторинге и оценке эффективности функционирования цепей поставок на основе системного подх...

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Конкурентная стратегия: разработка и реализация

В статье проанализированы теоретические аспекты сущности конкурентной стратегии, а также особенностей ее разработки и реализации.

Похожие статьи

Этапы развития логистического аудита

Статья посвящена исследованию особенностей развития логического аудита. Рассмотрены понятия логического аудита, описаны этапы логистического аудита. Сделан вывод о необходимости проведения логистического аудита на микро- и макроуровнях.

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Совершенствование вертикально-интегрированной системы распределения продукции национальных предприятий в условиях высококонкурентных рынков

В статье проанализированы особенности функционирования логистических сетей распределения в современных условиях. Сделан вывод об экономической целесообразности использования вертикально-интегрированных каналов распределения в условиях высококонкурент...

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия

Статья посвящена изучению вопроса позиционирования бизнес-планирования в качестве механизма укрепления позиции предприятия на современном рынке. Автором обозначены основные понятия в разрезе бизнес-планирования в условиях российской экономики. На осн...

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Новые тенденции в развитии системы управления

В статье рассмотрены основные инструменты и стили управления, которыми пользуются современные менеджеры и предприниматели России. С помощью исследования проведена оценка эффективности отдельных инструментов системы управления. В заключение автором вы...

К вопросу о преимуществах интегрированного управленческого учета

В статье рассмотрены актуальные вопросы применения современных моделей управленческого учета, позволяющих повышать оперативность и эффективность принятия управленческих решений. Авторами предложено перспективное направление развития учета и формирова...

Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок

В статье проанализированы ключевые логистические бизнес-процессы в цепях поставок. Сделан вывод о необходимости внедрения четырехуровневой системы метрик при мониторинге и оценке эффективности функционирования цепей поставок на основе системного подх...

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Конкурентная стратегия: разработка и реализация

В статье проанализированы теоретические аспекты сущности конкурентной стратегии, а также особенностей ее разработки и реализации.

Задать вопрос