Использование конструкта «бизнес-модель» в современном предпринимательстве
Авторы: Меркушова Наталья Ивановна, Павлюк Анастасия Константиновна
Рубрика: Предпринимательство
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (2) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 03.11.2015
Статья просмотрена: 2372 раза
Библиографическое описание:
Меркушова, Н. И. Использование конструкта «бизнес-модель» в современном предпринимательстве / Н. И. Меркушова, А. К. Павлюк. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 2 (2). — С. 100-105. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/16/433/ (дата обращения: 20.12.2024).
Статья посвящена изучению подходов к проектированию бизнес-моделей в современном предпринимательстве. Авторы на основе анализа результатов зарубежных исследователей анализируют существующие определения бизнес-модели и выделяют два основных существующих подхода к проектированию бизнес-моделей.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес-модель.
Одной из областей экономических знаний является предпринимательство. Его развивают работы таких авторов как Йозеф Шумпетер, Фрэнк Найт и Питер Друкер, Уильям Баумоль и др. Так Й. Шумпетер определил предпринимательство как основной фактор экономического развития. Главным признаком предпринимателя является осуществление новых комбинаций или иное применение имеющихся ресурсов [1].
Предпринимательство является активно развивающейся отраслью, и для того, чтобы успешно конкурировать в данной отрасли бизнесменам требуются инструменты для определения пути, по которому пойдет их бизнес. Одним из таких инструментов является бизнес-модель, который помогает определить и проиллюстрировать, как будет реализоваться принятая идея предпринимателя.
В современном мире многие предприниматели, хорошо понимая, что бизнес-модель является важным инструментом для выбора успешного пути развития бизнеса, далеко не всегда используют данный инструмент, так как остаются до конца нерешенными некоторые теоретические вопросы:
а) определение понятия бизнес-модели;
б) подход к проектированию бизнес-модели;
в) критерии для оценки успешности бизнес-модели до начала ее применения на практике.
Для начала стоит разобраться с определением «бизнес-модель». Нет одного единого определения, с которым были бы согласны все современные исследователи. Так Джонсон М., Кристенсен К., Кагерман Х. [13] определяют бизнес-модель как совокупность четырех элементов: потребительская ценность продукта, формула прибыли, ключевые ресурсы и ключевые процессы. Ученые используют понятие «бизнес-модель» для обозначения «логики фирмы», то есть фирма должна ответить на вопрос «как реализовать свой бизнес». С первого взгляда бизнес-модель похожа на стратегию компании, но на самом деле бизнес-модель считается отражением реализованной или выбранной стратегии. Можно сказать, что бизнес-модель относится к логике фирмы, как она работает и как создает ценность для заинтересованных сторон, а стратегия относится к выбору бизнес-модели, через которые фирма будет конкурировать на рынке. Так редактор журнала HarvardBusinessReview отметил: «Никто еще точно не определил понятие бизнес-модели, под ним понимают либо «то, что мы делаем», либо «как мы предлагаем заработать деньги». В таблице 1 приведены некоторые определения понятия «бизнес-модель».
Таблица 1
Определение бизнес-модели иностранными авторами (составлено авторами на основе [7, 8, 9, 10, 13])
Автор |
Определение понятия «бизнес-модель» |
Прахалад К., Рамасвами В. |
логика соединения ресурсов и способностей для того, чтобы последовательно достигать их принципиальных целей и осуществлять бизнес-деятельность. Так же это такая конфигурация ресурсов и способностей, которая позволит фирме создавать уникальную ценность |
Фандер Д. |
метод стойкого ведения бизнеса |
Остервальдер А. |
абстрактная концептуальная модель, которая иллюстрирует логику создания добавленной стоимости (прибыли) |
Остервальдер А. и Пинье И. |
представление о том, как организация намеревается сделать деньги, так же она описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает способности организации, перечень партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых потоков дохода |
Чесборо Г. |
способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли |
Сливотски А. |
это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает от этого прибыль |
Маргретта Д. |
история, объединяющая принципы работы организации, отвечающая на такие вопросы как: кто есть клиент, что он ценит, как компания зарабатывает деньги, как доставить ценность клиенту с эффективными издержками |
Зотт К. и Амит Р. |
структура взаимодействия фокальной компании с клиентами и партнерами |
Тис Д. |
бизнес — модель описывает процесс создания, доставки и присвоения ценностей. Она конкретизирует потребности и платежеспособность потребителя, определяет способ, которым компания что доставляет ценностное предложение, побуждает потребителя платить за данную ценность; |
На основании таблицы 1 можно выделить следующие общие черты определения бизнес-модели:
бизнес-модель как отражение взаимодействия компании и клиентов/партнеров;
бизнес-модель как способ для создания ценности;
бизнес-модель как метод ведения бизнеса;
бизнес-модель как инструмент для распределения ресурсов.
Немаловажным вопросом является проектирование бизнес-модели, к настоящему времени авторами предложен ряд подходов и алгоритмов в этой сфере. На основе изученной литературы были выделены следующие подходы к построению бизнес-модели:
1) на основе последовательных ответов на ряд ключевых вопросов;
2) на основе использования морфологического анализа.
Авторы работы [19] выделяют ряд вопросов и блоков, ответив на которые компании смогут определить для себя эффективную бизнес-модель.
Первое, что авторы советуют сделать, это выполнить следующие действия:
определить все источники доходов;
определить ключевые факторы, лежащие в основе привлечения и удержания потоков доходов;
определить ключевые факторы, которые позволяют стабильно и прибыльно предоставлять ценностные предложения;
определить партнеров, возможности компании, и знания.
Далее авторы выделили вопросы и возможные пути, которые помогут осуществить данные действия:
- Как компания может получить и удержать клиентов?
переход от продуктов к сервису;
переход от услуг к впечатлениям;
использовать знания, чтобы адаптировать предложения;
повысить ценность/цену.
- В чем отличительное ценностное предложение для каждой группы?
- Кто клиенты компании, и каковы их потребности?
расширить географию;
сузить или расширить целевой рынок;
выявить новые ниши;
разрабатывать новые концепции сегментации;
обслуживать только прибыльных клиентов.
- Что компания им предлагаем, продукт, услугу или опыт?
- Как компании добраться до клиента?
- Как определяется стоимость?
переход от скидки к стабильному ценообразованию;
сдвиг динамического ценообразования;
смены плательщика;
изменение механизмов ценообразования.
- Как отчетливо будет происходить доставка?
- Каковы отличительные возможности?
использование современные технологии для нового применения;
продажа избыточных мощностей.
- Как отличается финансовая структура?
MichaelMorrisa, MinetSchindehutteb, JeffreyAllen [8] рассматривают комплексную схему для разработки бизнес-модели. Схема состоит из шести компонентов и также представляет список вопросов.
- Как фирма создает ценность? Этот первый вопрос касается стоимости фирмы. Решения здесь учитывают: характер товара/услуги микс, ориентация фирмы на производство или услуги, и, как продажа будет доступна для клиентов.
- Для какой фирмы создаем ценность? Этот вопрос фокусируется на характере и объеме рынка, в котором фирма конкурирует. Кому будет продавать фирма, и где в цепочке создания стоимости это будет работать? Типы клиентов, их географическая разбросанность, и их взаимодействие.
- Какие внутренние возможности фирма использует?
- Как фирма позиционирует себя на рынке? С помощью модели предприниматель должен понять, как он намерен добиться преимущества перед конкурентами. Задача состоит в том, чтобы выявить основные точки расхождения, которые могут сохраняться. Учитывая способность фирм быстро подражать одна другой, предприниматель ищет свое позиционирование.
- Как фирма будет получать прибыль?
- Каковы цели предпринимателя?
Модель представляет собой стратегические рамки для осмысления идеи ценностно-ориентированного предприятия. Предлагаемая платформа позволяет пользователю проектировать, описывать, классифицировать, критиковать и анализировать бизнес-модели любого типа компании.
По утверждению А. Сливотски [2], основой любой бизнес-модели, является набор базовых положений о потребителе и экономике бизнеса. Так как эти положения оказывают сильное влияние на жизнеспособность бизнес-модели, компания должна тщательно изучить их. Существует целый ряд вопросов, которые помогут ее разработчикам выбрать наиболее значимые элементы. Вопросы, рекомендуемые автором, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Логика действий компании при проектировании бизнес-модели по А.Сливотски [2]
|
Измерение |
Ключевые вопросы |
Анализ |
Основные положения |
Как меняются потребители? Каковы приоритеты потребителей? Каковы ключевые факторы создания прибыли в моем бизнесе? |
Проектирование |
Выбор потребителей |
Каких потребителей я буду обслуживать? Кто из них будет в наибольшей степени влиять на стоимость моей компании? |
Охват |
Какие продукты/услуги я хочу продавать? Какие вспомогательные действия я хочу осуществлять силами своей компании, какие отдавать на субподряд или аутсорсинг? |
|
Дифференциация |
Каково мое основное отличие, мое уникальное предложение ценности? Почему потребитель будет покупать именно у меня? Кто мои основные конкуренты? Насколько убедительна моя уникальность по сравнению с другими? |
|
Удержание созданной ценности |
Как потребитель платит за ту пользу, которую я ему приношу? Какую компенсацию получают акционеры от той ценности, которую я создаю для потребителя? |
|
Система закупок |
Как я покупаю? Единичные закупки или долгосрочное сотрудничество? Противостояние или партнерство? |
|
|
Потребность в капитале |
Выбираю ли я капиталоемкую операцию с высокими фиксированными затратами или менее капиталоемкую с переменными издержками? Нужна ли мне самая современная технология? |
Система научных исследований/разработки продукта |
Своя или отданная на аутсорсинг? Ориентированная на процесс или продукт? Ориентированная на тщательный отбор проектов? Какова скорость научных разработок? |
|
Организационная модель |
Централизованная или децентрализованная? Пирамида или сеть? По функциям, бизнес-направлениям или матрицам? Выращивание собственных специалистов или наем со стороны? |
|
Механизм выхода на рынок |
Прямые продажи? Менеджеры клиентов? Лицензирование? Сочетание разных форм? |
Источник: [2]
Другим распространенным подходом к проектированию бизнес-модели является подход на основе использования морфологического анализа.
Авторы SvenSeidenstrickera, StefanScheuerleb, ChristianLinderc [4] разработали подход к построению бизнес-модели на основе составляющих. В качестве ключевых элементов бизнес-модели они определяют следующие:
ценность;
технологии;
компетенции и ключевые ресурсы;
каналы и отношения с клиентами;
производственно-сбытовые цепи и процессы;
сети и партнеры;
доходы.
Для применения данного метода строится таблица с различными вариантами элементов бизнеса. Чем больше предприниматель определит элементов для построения таблицы, тем больше у него будет вариантов для построения бизнес-модели. Всего составляется несколько таблиц, по отношению к каждому элементу, которые перечислены выше. В таблице 3 представлен пример применения данного метода проектирования бизнес-модели создания ценности.
Таблица 3
Морфологическая матрица
Элемент бизнес-модели |
Возможные состояния выделенных элементов |
|||||
Сегментация |
нет |
сегмент |
ниша |
автономная сегментация |
||
Характеристика предложения |
продукт |
гибридный продукт |
услуга |
|||
Уровень индивидуализации |
стандартизированные |
стандартизированные индивидуальные |
полностью настроенные |
|||
Вид товара для клиента |
функциональные |
экономические |
социальные |
эмоциональные |
||
Уровень интеграции с клиентом |
нет |
частичная |
полная |
|||
Источник [12]
Как видно из таблицы 3, авторы для ценностного сегмента выделяют такие показатели как: сегментация, характеристика предложения, уровень индивидуализации, вид товара для клиента и уровень интеграции с клиентом. Далее перечисляются все возможные подэлементы для данного сегмента. В итоге предприниматель получает ряд готовых решений, которые он может комбинировать между собой.
В общей сложности, этот принцип предусматривает построение около 37 моделей с 122 вариантами, которые, однако, должны быть переведены в область анализа и исследования.
Для того чтобы получить как можно более объективное решение и чтобы гарантировать систематический отбор, соответствующий критериям определяющим успех, зависит от того, что используются в качестве эталона для оценки. Важно также убедиться, что оценка проводится с разных точек зрения. С одной стороны, бизнес-модель должна быть разработана до такой степени, чтобы она могла быть принята клиентами как можно быстрее или как можно большим количеством клиентов. С другой стороны, бизнес-модель должна создать устойчиво выгодное положение по отношению к конкурентам. В результате все кусочки информации будут объединены, и в соответствии с моделью, необходимо решить, какие идеи бизнес-модели будут разрабатываться для проектирования.
Авторы JosephV. Sinfield, EdwardCalder, BernardMcConnell и SteveColson 2012 года [15], так же разработали свой метод проектирования бизнес-модели на основе морфологического анализа. Авторы сформировали вопросы, ответы на которые помогают сформировать бизнес-модели, ведущие к разным результатам.
Такими вопросами являются:
1) Кто должен быть целевым клиентом?
2) Какую потребность клиента удовлетворяет компания?
3) Какое предложение удовлетворит эту потребность?
4) Как клиент получит доступ к предложению компании?
5) Где компания работает в цепочке создания стоимости?
6) Как компания получает прибыль?
Ответы на данные вопросы используются для построения шаблона, который поможет построить бизнес-модель. Чтобы составить шаблон нужно предоставить все возможные альтернативные ответы на вопросы. Таким образом, как и в первом варианте, мы получаем готовые решения, только представленные в одной таблице.
На рисунке 1 представлен шаблон разработки бизнес-модели.
Рис. 1. Шаблон разработки новой бизнес-модели
Источник: [19]
Заполнив данный шаблон, авторы рекомендуют поэкспериментировать с комбинациями, соединив различные варианты ответов, и выбрать наиболее подходящие.
Таким образом, с одной стороны, понятие «бизнес-модель» является одним из ключевых конструктов современного предпринимательства, с другой стороны, его активное использование затрудняет слабое развитие соответствующей теории, так существующие исследования достаточно разнородны и в большинстве своем описывают кейсы бизнес-моделей успешных компаний. Также практически без внимания авторов остается вопрос об оценке эффективности бизнес-моделей.
Литература:
1. Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей / А. Остервальдер, И. Пинье. — Москва. — 2012. — 130–288 с.
2. Сооляттэ А. Ю. «Неопределенный» статус инноваций в российской практике. А. Ю. Сооляттэ — Менеджмент инноваций — 2010. — 6–13 с.
3. Kim W., Mauborgne R. Knowing a winning business idea when you see one // Social and Behavioral Sciences. — 2001. — Vol. 23, — № 5, — P. 117–123.
4. Seidenstricker S., Scheuerle S., Linder C. Business model prototyping — using the morphological analysis to develop new business model // Procedia. — 2014. Vol. 21, № 3, — P. 102–109.
5. Bouwman H., Haaker T. Business model roadmapping: a practical approach to come from an existing to a desired business model // International Journal of Innovation Management. — 2013. — Vol. 24, № 1, — P. 22–27.
6. Verloren T., Themaat V., Schutte D. Designing a framework to design a business model for the ‘bottom of the pyramid’ population // University of Stellenbosch. — 2013. — Vol. 3, — № 2, — P. 191–195.
7. Amit R., Zott C. Value creation in e-business // Strateg Manage. — 2001. — Vol. 9, — № 11, — Р. 112–117.
8. Allenc J., Schindehutteb M., Morris M. The entrepreneur’s business model: toward a unified perspective // Journal of Business Research — 2005. — Vol. 23, — № 6, — Р. 731–734.
9. Teece D. Business Models, Business Strategy and Innovation // Long Range Planning. 2010. — Vol. 16. — № 6. — P. 172–194.
10. Goethals F. The Unified Business Model Framework // School of Management. 2009. — Vol. 4, — № 2, — P. 7–12.
11. Euchner J., Ganguly A. Business model innovation in practice // Research-Technology Management — 2014. — Vol. 12, — № 11, — Р. 29–35.
12. Goethals F. The unified business model framework // IESEG School of Management — 2009. — Vol. 23, — № 9, — P. 16–47.
13. Johnson W., Clayton M., Christensen M. Reinventing your business model // Harvard Business Review — 2008. — Vol. 13, — № 7, — P. 51–62.
14. Richardson J. The business model: an integrative framework for strategy execution // Strategic Change — 2008. — Vol. 17, — № 9, — P. 51–62.
15. Joseph V., Calder E., Colson S. How to identify new business model // Management Review — 2012. — Vol. 53, — № 2, — P. 85–91.
16. Cavalcante A. Designing business model change // International journal of innovation management — 2014. — Vol. 18, — № 2, — P.22–34.
17. Francis D., Woodcock M. Auditing organizational effectiveness // Farnborough — 2004. Vol. 11, — № 1, — Р. 11–25.
18. Schutte L., Lutters D., Kennon D. Designing a framework to design aa business model for the “bottom of the pyramid” population // Department of industrial engineering — 2007. Vol. 12, — № 3, — P. 13–17.
19. Linder J., Cantrell S. Changing business models: surveying the landscape // institute for strategic change — 2000. — Vol. 3. — № 5. — Р. 9–14.
20. Baden C. Business models: a challenging agenda // Cass Business school — 2012. Vol. 4. — № 2. — P. 4–11.
Похожие статьи
К вопросу о сущности и содержании научной дефиниции «стратегия» в экономике
В статье предпринята попытка обзорного описания подходов к определению сущности и содержания научной дефиниции «стратегия» с позиции российских и зарубежных исследователей. Автор выявляет общее и различное в подходах, рассматривая эволюцию взглядов п...
Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты
В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...
Полевая модель концепта «Информационные технологии» в русской и китайской лингвокультурах
Статья посвящена моделированию концепта «Информационные технологии» в русской и китайской лингвокультурах. Предложена полевая модель концепта, имеющая сложную иерархическую структуру; выявлены ядерная зона, ближняя и дальняя периферии номинативного п...
Использование маркетинговых технологий в сфере высшего образования
В статье рассматриваются вопросы использования CRM-технологии и CRM-систем в маркетинговой деятельности высшего учебного заведения. Автор указывает на актуальность применения информационных маркетинговых технологий в выстраивании отношений вуза с вып...
Бизнес-процесс как основа процессного подхода
Статья посвящена вопросам рассмотрения бизнес-процессов с позиции процессного подхода в управлении; реинжиниринга как методического направления, изучающего вопросы процессной организации систем управления. В статье представлена классификация бизнес-...
Эконометрическая модель оценки коммерческого риска как ресурса
В статье рассматривается этапы построения эконометрической модели оценки коммерческого риска как ресурса. Приводится обоснование основных идей применения концепции «риск-ресурс» в анализе коммерческого риска.
Общеэкономические теории экономического роста и развития в национальном макроэкономическом моделировании
Целью данной статьи является исследование процессов экономического роста и экономического развития с учетом общественных особенностей и специфики хозяйствования отдельных стран. Автор определяет базовые теоретические подходы к исследованиям экономиче...
К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры
В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...
Формальная, неформальная и информальная модели образования
Статья посвящена исследованию тенденции организации образовательного процесса на принципах формальной, неформальной и информальной моделей. В статье приводится сопоставительный анализ указанных моделей, предоставляется история становления и развития ...
Построение экосистемы как способ развития современного бизнеса. Преимущества и недостатки
Одна из основных тенденций развития бизнеса последних лет — это создание и развитие экосистем. Поэтому данная статья посвящена именно анализу экосистем и связанным с ними супераппами, а также суперсервисам как некоторой альтернативе. В работе рассмот...
Похожие статьи
К вопросу о сущности и содержании научной дефиниции «стратегия» в экономике
В статье предпринята попытка обзорного описания подходов к определению сущности и содержания научной дефиниции «стратегия» с позиции российских и зарубежных исследователей. Автор выявляет общее и различное в подходах, рассматривая эволюцию взглядов п...
Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты
В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...
Полевая модель концепта «Информационные технологии» в русской и китайской лингвокультурах
Статья посвящена моделированию концепта «Информационные технологии» в русской и китайской лингвокультурах. Предложена полевая модель концепта, имеющая сложную иерархическую структуру; выявлены ядерная зона, ближняя и дальняя периферии номинативного п...
Использование маркетинговых технологий в сфере высшего образования
В статье рассматриваются вопросы использования CRM-технологии и CRM-систем в маркетинговой деятельности высшего учебного заведения. Автор указывает на актуальность применения информационных маркетинговых технологий в выстраивании отношений вуза с вып...
Бизнес-процесс как основа процессного подхода
Статья посвящена вопросам рассмотрения бизнес-процессов с позиции процессного подхода в управлении; реинжиниринга как методического направления, изучающего вопросы процессной организации систем управления. В статье представлена классификация бизнес-...
Эконометрическая модель оценки коммерческого риска как ресурса
В статье рассматривается этапы построения эконометрической модели оценки коммерческого риска как ресурса. Приводится обоснование основных идей применения концепции «риск-ресурс» в анализе коммерческого риска.
Общеэкономические теории экономического роста и развития в национальном макроэкономическом моделировании
Целью данной статьи является исследование процессов экономического роста и экономического развития с учетом общественных особенностей и специфики хозяйствования отдельных стран. Автор определяет базовые теоретические подходы к исследованиям экономиче...
К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры
В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...
Формальная, неформальная и информальная модели образования
Статья посвящена исследованию тенденции организации образовательного процесса на принципах формальной, неформальной и информальной моделей. В статье приводится сопоставительный анализ указанных моделей, предоставляется история становления и развития ...
Построение экосистемы как способ развития современного бизнеса. Преимущества и недостатки
Одна из основных тенденций развития бизнеса последних лет — это создание и развитие экосистем. Поэтому данная статья посвящена именно анализу экосистем и связанным с ними супераппами, а также суперсервисам как некоторой альтернативе. В работе рассмот...