Органы самоуправления – важный фактор в формировании гражданского общества в Узбекистане
Автор: Абдукаюмов Асрор Райимович
Рубрика: Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (2) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 09.11.2015
Статья просмотрена: 12945 раз
Библиографическое описание:
Абдукаюмов, А. Р. Органы самоуправления – важный фактор в формировании гражданского общества в Узбекистане / А. Р. Абдукаюмов. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 2 (2). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/16/437/ (дата обращения: 16.11.2024).
Начиная со второй половины ХХ века в развитых демократических странах в результате децентрализации государственного управления, органы самоуправления превратились в один из основных институтов общества. Под понятием «местное самоуправление» (на западе понимается как «муниципальное») отражается представление о населении в тех или иных административно-территориальных единицах, а так же управление делами местного значения, осуществляемые выборными органами и их администрацией.
Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления [1]. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине ХIХ века французким государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816–1895), Лоренцом Штейном (1815–1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. В Узбекистане подобным древнейшим уникальным национальным демократическим институтом самоуправления граждан является махалля — уникальная форма социальной самоорганизации граждан.
Слово “махалля” происходит от арабского слова и означает “городок внутри города”. Историк Наршахий 1100 лет тому назад в своем произведении “История Бухары” писал о махалле, как о методе управления народом. В древности махалля признавалась не только как социальная, но и как административно-территориальная структура. В произведении Алишера Навои “Хайратул-аброр”, встречаются следующие строки: «Переименовав город в махаллю, он стал именоваться по этому поводу город Хира». Из данного описания видно, что слово «махалля» означает «городок в городе». Город Герат в средние века именовался как Хира и состоял из 100 маленьких «городков-махаллей». Значит, еще в древние времена были очевидны первые признаки органов самоуправления. Если на Востоке этот процесс развивался в виде махаллей, имеющих тысячелетнюю историю, то в западных странах, в целях выражения людьми своих интересов в общественных отношениях и защиты их, была заложена основа появлению различных союзов, партий, обществ, движений и других структур.
Американский ученый Д. Карлайл, долгие годы исследовавший историю и социологию махалли, пишет «Семья, друзья и приятели были и останутся главной основой жизни махали. Они создали важную отраслевую структуру, называемую «династией», объединяющую и разъединяющую людей. Основанная на близких отношениях и закреплении принципов потомственности, махалля является местом рождения, воспитания узбеков и, зачастую, местом, где они проводят «всю свою жизнь» [2].
Благодаря махалле в нашей стране веками формировались и сохранились особые принципы мотивации социального и экономического поведения населения, уважения общественных ценностей, этики взаимоотношений, гарантирующей безусловное выполнение принятых на себя обязательств и ответственности перед обществом. Все это с высоким уровнем доверия между гражданами, который наблюдается в махаллях, является необходимым условием формирования гражданского общества.
Во времена СССР содержание и задачи института махалли вышли из колеи. В этот период махалля утратила свой правовой статус. Её основная деятельность заключалась в поддержке местных организаций бывшей коммунистической партии в агитации и пропаганде местных традиций в семьях. В этот период было сведено на нет место махалли, издавна решавшей вопросы культуры, образования и воспитания.
С первых дней независимости властью Узбекистана был признан что, махалля основа гражданского общества и связи с этим осуществляется мероприятия по их всестороннему развитию. Президент И. А. Каримов еще в 1995 году высказал такую мысль: «...известно, что на протяжении веков в махаллях находят свои решения многие жизненные проблемы. И свадьбы, и мероприятия, и Хаиты, и хашары не проходят без участия махали. В махалле формируются мнения общественности по политическим, экономическим и другим вопросам. А это является образом мысли наших предков, передающим нам по наследству. Следовательно, сама жизнь требует развития махалли и ее поддержки. В то время, когда в нашей стране осуществляются многогранные реформы, махалля должна служить надежной опорой и влиятельной силой для общества» [3].
Согласно указу Президента республики от 1998 года начали возрождаться махаллинские комитеты и махаллинские советы, функция которых связана с контролем за социальной защитой и социальным обеспечением наиболее бедных слоев населения в отдельно взятом микрорайоне.
В эпоху независимости осуществляются глубокие реформы по укреплению организационного, социального, правового статуса махалли. В первую очередь, термин «махалля» впервые в истории введен в Конституцией, дан правовой статус в качестве уникальной формы самоуправления населения. Подтверждением тому являются Указы Президента Узбекистана «О мерах совершенствования деятельности благотворительного фонда республики «Махалля» от 1992 года, «О поддержке органов самоуправления граждан» от 1998 года, «О повышении роли органов самоуправления граждан в обеспечении населения четко направленной поддержкой» от 1999 года, а так же объявления рядов указов, постановлений, законов и других нормативных документов, направленных на социальную защиту малообеспеченных и многодетных семей.
Сегодня в стране действуют около 10 тысяч сходов граждан, в деятельность которых вовлечено практически все население страны. Повышается значимость махалли в дальнейшем углублении демократических процессов. На примере данного института мы можем проследить также поэтапную реализацию на деле основного принципа проводимых в нашей стране масштабных демократических реформ — «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу». Если в начале независимости этот институт выполнял всего две задачи, то сегодня махалля выполняет более 30 функций социально-экономического характера, которые ранее находились в компетенции местных органов государственной власти.
В статье 105, Конституции Республики Узбекистан органам самоуправления дается следующая правовая формулировка: «Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а так же в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя(аксакала) и его советников. Порядок выборов, организация деятельности и объем полномочий органов самоуправления регулируется законом» [4]. В статье 1 Закона «Об органах самоуправления граждан», принято 14 апреля 1999 года, понятие самоуправления граждан формулируется следующим образом: самоуправление граждан — это, гарантированная Конституцией и Законами Республики Узбекистан, самостоятельная деятельность граждан, направленная на решение вопросов местного значения, исходя из интересов граждан, исторических особенностей развития а так же их национальных и духовных ценностей, традиций и обычаев». Как видно, в нашей стране получило развитие понятие «система органов самоуправления и их правовой статус», и оно находит своё отражение на уровне правовых критериев передовых демократических стран.
В настоящее время, работы, проводимые относительно повышения социального статуса махали, подразумевает два направления.
Первая задача — нравственная, которая заключается в восстановлении и развитии уникальных, самых дорогих традиций, ценностей тысячелетней истории нашего народа.
Вторая задача — политическая, которая заключается в стремлении Президента И. А. Каримова восстановить инстиут махали в соответствии с современными требованиями, а также передачи органам самоуправления граждан, то есть махалле, множество задач, возложенных на областные, городские, районные хокимияты, достижение, таким образом, новых и очень важных возможностей в демократизации жизни нашего общества.
Особенно, сходам граждан предоставлено права представления кандидатур в участковые избирательные комиссий по выборам Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис, в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, для утверждения в окружных избирательных комиссиях. А также, предоставление органам самоуправления граждан таких полномочий и прав, как непосредственное участие в выдвижении инициативными группами кандидатов в депутаты, в районные, городские Советы народных депутатов, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, что указывает на повышение роли органов самоуправления граждан в политической жизни нашего общества.
Президент И. А. Каримов в своём докладе на сессии Олий Мажлиса, второго созыва, высказал следующее мнение по поводу усовершенствования деятельности органов самоуправления: «Еще один важный путь напрвления демократизации нашей жизни — это обеспечение поэтапной передачи органам самруправления граждан важными структурами хокимията, государством задач центральных и высших управленческих структур» [5].
Махалля вызвала большой интерес у международных экспертов. Свой комментарий об этом дала представитель Муниципального Совета Лондонского района Уолтхэм (Великобритания) Бернадетт Милл: — Махалля является совершенно уникальным общественным институтом, строящим свою работу в современной новой концепции, это институт новой информации. Это отличный механизм, позволяющий на уровне общественного института лоббировать интересы граждан. Очень позитивным результатом я также считаю и то, что в махалле люди могут заниматься своим делом, открыть бизнес и получать прибыль [6].
По словам заведующей отделом Института социально-политических исследований Российской АН Юлия Зубок, Узбекистан — открытое общество, стремящееся ещё большей открытости, и это значит, что в гражданские институты будут привноситься новые социо-культурные модели [6].
Сход граждан махали, совместно с органами обеспечения и другими благотворительными организациями, самостоятельно решает все организационные моменты оказания бескорыстной материальной помощи малообеспеченным семьями одиноким гражданам. Так же, махалля ответственна за решение экологических проблем на своей территории и улучшение материального состояния населения, путем хашара, привлечения их к работам по благоустройству, проведения среди местного населения разъяснительных и воспитательных работ по охране окружающей среды. Безусловно, такая деятельность осуществляется посредством подъёма активности граждан.
Вместе с этим, многие проекты законов, подготовка и проведение общенародных референдумов, отражающих в себе дополнения и изменения, вносимые в Конституцию, сначала обсуждаются и одобряются населением и активами махали. Иначе говоря, жизнь сама доказала, что махалля является важным средством активизации участия общественности в принятии политических решений. Основным звеном в политической жизни страны, является сход граждан махали. А также, в одной из управленческих систем, способной повысить активность граждан в социальной жизни, тоже является сходом граждан махали.
Республиканский благотворительный фонд «Махалля», его областные, городские, районные филиалы при содействии хокимиятов, регулярно проводят отборочные конкурсы под девизом: «Самая лучшая махалля», «Самая образцовая махалля», «Фанат махали», «Самый предприимчивый аксакал махали». Победители конкурсов ежегодно награждаются специальными знаками, ценными подарками со стороны авторитетной комиссии. Данные мероприятия играют важную роль в благоустройстве махалли, содержании её в чистоте, особенно, в воспитании всесторонне развитой молодёжи.
Из года в год растёт место махали в качестве основы демократического общества, всё более демократизируется социальное мнение населения о махалле.
Реформирование органов самоуправления в качестве института гражданского общества дало свои результаты — махалля, создавая возможности для участия населения в процессах самоуправления, учёта пожеланий граждан при принятии решений, всё больше превращается в институт гражданского общества. Так же махалле дано полномочие социальной защиты населения, определение семей, нуждающихся в социальной защите. Также основными направлениями схода граждан является обеспечение спокойной мирной жизни в махалле, принятие мер по укреплению семей, оказанию помощи сиротам и одиноким гражданам, реализации стремления граждан к самоуправлению. Однако, процесс демократизации органов самоуправления-это непрерывный, продолжающийся процесс. Основными задачами на ближайшую перспективу являются: повышение правовой и политической культуры населения, создание правовых механизмов, обеспечивающих полную независимость махали от органов местного государственного хокимията, обеспечение активного участия населения в процессе разработки и принятия законов, их общенародного обсуждения.
Литература:
- Дубков В.В. Политология. – Ташкент, Мехнат,2004.
- http://gendocs.ru//
- Каримов И.А. «Узбекистан собственная модель перехода на рыночные отношения». Ташкент – 1996г. Стр. 277-282.
- Конституция Республики Узбекистан. Т. «Узбекистан», 2015.
- Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета министров, аппарат Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-ой годовщине независимости Узбекистана «Узбекистан: 16 лет независимого развития». 30 августа 2007 года.
- Материалы из международной научно практического круглого стола// T. 2012г