Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера
Автор: Назаров Азамат Соттарович
Рубрика: Общие вопросы экономических наук
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (24) апрель 2020 г.
Дата публикации: 11.03.2020
Статья просмотрена: 655 раз
Библиографическое описание:
Назаров, А. С. Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера / А. С. Назаров. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 2 (24). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/162/4952/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье излагаются психологические особенности процесса принятия решений в конфликтных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности, и результаты опытно-тестовых работ в этом направлении, способствующие повышению эффективности процесса принятия управленческих решений.
Ключевые слова: личность, конфликт, персонал, менеджер, индивидуальные особенности личности, менеджмент, принятие решений, управленческие решения, осознанный выбор, детерминизм, индетерминизм.
В современном менеджменте каждый руководитель должен владеть управленческой наукой, добиваться квалифицированного управления производства, персоналом. При этом важное значение имеет процесс принятия решений.
На видеоселекторном совещании, прошедшем под руководством Президента страны Шавката Мирзиеева 15 ноября 2017 года и посвященном выполнению задач по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью в нашей стране, проблемам и вопросам их решения, особое внимание было уделено вопросам долга, ответственности и духовности руководителей. Глава нашего государства, в частности, сказал: «Требовательность к работе — это одно, а касаться личности людей — совершенно другое дело. Не стоит забывать, что люди могут подчиняться вам по работе, но имеют равные с вами права в любом другом вопросе. Все мы хорошо знаем, что наш народ — благородный, непримиримый, он может терпеть все, но повторюсь, он не терпит несправедливости. Настоящий руководитель, настоящий лидер назначается руководителем не для того, чтобы испытать выдержку людей, а для того, чтобы создать им достойные условия, облегчить боль. Лидеры всех звеньев должны быть примером для всех своей этикой и культурой”.
В условиях нынешней рыночной экономики изменились и руководитель, и управленческие методы.
«Самая важная задача сегодняшнего дня, как подчеркнул наш уважаемый первый президент И. Каримов, состоит в необходимости подбора честных, деловых людей с новым мышлением, способных взять на себя ответственность в сложные минуты, принимать верные решения, идти в ногу со временем во всех сферах нашей жизни, особенно в управлении, республиканском масштабе, управлении областями, городами, районами, селами и махаллями, управлении отраслевыми звеньями, оказать им доверие».
Учитывая вышеизложенное, принятие управленческих решений, контроль за ними является актуальным вопросом при повышении качества управленческих процессов. Одним из актуальных вопросов является принятие управленческих решений, особенно в конфликтных ситуациях.
Конфликт заключается в том, что нет компромисса между двумя или более сторонами, состоящими из определенного лица или групп. Каждая сторона стремится принять свою точку зрения и препятствует другой стороне действовать таким образом (например, два инженера создают станки и каждый из них требует, чтобы был принят его проект).
С точки зрения современности, в эффективно управляемых предприятиях не только существуют некоторые конфликты, но они и должны существовать. Конечно, конфликт не всегда будет иметь положительный характер. В некоторых случаях это препятствует удовлетворению потребностей отдельного лица или всего предприятия. Но в подавляющем большинстве случаев конфликты помогают прояснить различные точки зрения, создают возможность для получения дополнительной информации, альтернативных решений. Это делает процесс принятия решений более эффективным и позволяет людям высказывать свое мнение. В толковом словаре узбекского языка понятие конфликта трактуется следующим образом:
Конфликт в процессе управления — это ситуация, которая возникает из-за того, что стороны не могут прийти к единому решению между лидером, работником и другими сотрудниками при решении определенных вопросов. Конфликты на производстве негативно сказываются на настроении людей и снижают их трудоспособность, ухудшают “психологический климат” в коллективе, повышают текучесть кадров. Поэтому постоянное внимание к этим вопросам является одним из условий, обеспечивающих управление трудовыми коллективами, стабильность кадров.
Конфликтные ситуации в процессе управления могут возникать по разным причинам. Среди них можно перечислить:
– недостатки в организации труда;
– неспособность улучшить оплату проезда;
– ненадлежащие условия труда;
– нарушение трудового законодательства;
– неудовлетворительный уровень руководства;
– низкий уровень культуры взаимоотношений и т. д.
Конфликт может служить как условием для выполнения конкретной задачи и повышения эффективности деятельности предприятия, так и препятствием для выполнения задачи, что может привести к снижению личного удовлетворения и эффективности деятельности предприятия. Для управления конфликтом необходимо знать причины возникновения конфликтной ситуации.
Можно выделить следующие основные функциональные (положительные) последствия конфликтов для организации:
- Проблема решается таким образом, что она удовлетворяет все стороны, и в результате люди чувствуют себя вовлеченными в решение важной для них проблемы.
2. Принятое решение быстро и легко воплощается в жизнь.
3. Стороны формулируют опыт сотрудничества в решении проблемных вопросов, и в дальнейшем можно будет его применять.
4.В результате эффективного разрешения конфликтов между руководителями и сотрудниками устраняется «синдром подчиненности», то есть страх высказать собственное мнение, отличающееся от мнения людей на высоких должностях по службе.
5.Отношения между людьми улучшаются.
6.Люди считают естественным фактором наличие разногласий, всегда приводящих к плохим последствиям и к которым относятся как к злому явлению.
Различаются организационные (структурные) и индивидуальные методы управления конфликтами.
Представители административного направления считают, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет работать слаженно.
Перспективы совершенствования процесса принятия управленческих решений становятся сегодня одним из актуальных вопросов. Поскольку управление государством и обществом развивается на фоне демократических принципов, современной рыночной экономики, управленческие решения диктуются развиваться в соответствии с этими законами, что, в свою очередь, создает возможность достижения управленческой эффективности. Также важно выявлять особенности управленческих решений, совершенствовать их, обучать современных управленческих кадров в этой области, формировать в них навыки и умения, связанные с рациональным принятием управленческих решений.
Литература:
1. Бирман Л. А. Управленческие решения.Учеб.пособие.-М.:Дело, 2008.
2. Махмудов И. Бошқарув психологияси.-Т.:УUNАКS- PRINT, 2006.
3. Омонов.Б. С. Менежмент асослари ва бошқарув қарорлари. -Т.: ТДАМ, 2006.
Ключевые слова
конфликт, персонал, личность, Принятие решений, менеджмент, управленческие решения, менеджер, индивидуальные особенности личности, осознанный выбор, детерминизм, индетерминизмПохожие статьи
Психологические особенности руководителей, влияющие на принятие управленческих решений
В настоящей статье раскрываются психологические особенности принятия управленческих решений, а также представлены психологические рекомендации по повышению эффективности процесса принятия управленческих решений, основанных на результатах проводимых э...
Исследование проблем мотивации в персональном управлении
В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.
Психологический анализ уровней принятия управленческих решений и факторов, влияющих на него
В данной статье анализируются уровни принятия управленческих решений, факторы, которые на него влияют, а также роль временных и информационных факторов в принятии управленческих решений.
Роль специалиста-психолога в разработке мотивационной политики организации
В статье выявлена роль специалиста-психолога в управлении персоналом и построении мотивационной политики организации. Подчеркнута экономическая эффективность привлечения психолога в качестве консультанта при формировании мотивационного аспекта кадров...
Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента
В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...
Личностный аспект взаимодействия человека и организации
В центре внимания данной работы лежит анализ взаимодействия личности человека и организации. Также рассматриваются проблемы адаптации персонала и роль личности в процессе производства.
Планирование и развитие карьеры в современной организации
В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...
Методы разрешения конфликта в деятельности организаций
Авторами проанализированы различные психологические состояния работника, обоснована необходимость разработки механизмов облегчения процесса внедрения изменений в метод разрешения конфликта.
Социокультурный подход в социальной политике организации
В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.
Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза
В статье описывается возможность формирования социокультурной компетенции в проектной деятельности, обеспечивающей становление обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного информационного общества в соответствии с новыми требованиями к под...
Похожие статьи
Психологические особенности руководителей, влияющие на принятие управленческих решений
В настоящей статье раскрываются психологические особенности принятия управленческих решений, а также представлены психологические рекомендации по повышению эффективности процесса принятия управленческих решений, основанных на результатах проводимых э...
Исследование проблем мотивации в персональном управлении
В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.
Психологический анализ уровней принятия управленческих решений и факторов, влияющих на него
В данной статье анализируются уровни принятия управленческих решений, факторы, которые на него влияют, а также роль временных и информационных факторов в принятии управленческих решений.
Роль специалиста-психолога в разработке мотивационной политики организации
В статье выявлена роль специалиста-психолога в управлении персоналом и построении мотивационной политики организации. Подчеркнута экономическая эффективность привлечения психолога в качестве консультанта при формировании мотивационного аспекта кадров...
Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента
В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...
Личностный аспект взаимодействия человека и организации
В центре внимания данной работы лежит анализ взаимодействия личности человека и организации. Также рассматриваются проблемы адаптации персонала и роль личности в процессе производства.
Планирование и развитие карьеры в современной организации
В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...
Методы разрешения конфликта в деятельности организаций
Авторами проанализированы различные психологические состояния работника, обоснована необходимость разработки механизмов облегчения процесса внедрения изменений в метод разрешения конфликта.
Социокультурный подход в социальной политике организации
В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.
Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза
В статье описывается возможность формирования социокультурной компетенции в проектной деятельности, обеспечивающей становление обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного информационного общества в соответствии с новыми требованиями к под...