Управление многоквартирным жилым фондом на примере города Нур-Султан
Автор: Амиржанов Азамат Жумабаевич
Рубрика: Жилищно-коммунальное хозяйство
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (24) апрель 2020 г.
Дата публикации: 31.03.2020
Статья просмотрена: 143 раза
Библиографическое описание:
Амиржанов, А. Ж. Управление многоквартирным жилым фондом на примере города Нур-Султан / А. Ж. Амиржанов. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 2 (24). — С. 31-39. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/162/5081/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются вопросы управления объектом кондоминиума на основе проводимых реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве. Актуальность выражена в практическом применении принятых норм законодательства и современных подходов по внедрению цифровых систем. На основе проводимого анализа выработаны рекомендации государственного регулирования по совершенствованию управления многоквартирных жилых домов.
Ключевые слова: ЖКХ, кондоминиум, орган управления, жилой фонд, жилищные отношения.
Жилищно-коммунальное хозяйство является важной отраслью экономики, нацеленной на создание комфортного, безопасного и удобного проживания жителей. Бесперебойная работа тепло- и энерго источников, передающих систем газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в первую очередь, зависят от качественного предоставления коммунальных услуг, что напрямую влияет на техническое состояние зданий, в том числе многоквартирных домов и их инженерных сетей. Начиная с раздела границы подключения многоквартирных домов к общим распределительным сетям населенного пункта, ответственность и функционирование работы всех систем внутридомовых инженерных коммуникаций лежит на собственниках помещений и квартир данного дома.
Для надлежащего содержания жилищного комплекса и соответствия требованиям жильцов необходимо эффективное и качественное управление в целом дома и всего относящегося к нему имущества, также заключающегося в сохранении и улучшении его технического состояния.
Многоквартирный жилой дом является сложным физическим объектом, в котором необходимо учитывать, помимо индивидуальной (раздельной) собственности, общее имущество всех участников кондоминиума, при этом обеспечить санитарно-эпидемиологическое соответствие, пожарную безопасность и другие требования в целях комфортного и безопасного нахождения граждан. Также, организация необходимых процедур юридического плана и надлежащего содержания требует централизованного управления и качественного обслуживания. В соответствии с выводами Цахоева А. Н. [1], «управление многоквартирным домом — это согласованная и упорядоченная система действий, связанная с самостоятельным осуществлением прав и исполнением обязанностей собственниками помещений в многоквартирном доме и (или) лицами, привлеченными ими», в которой существуют пять основных элементов:
1) собственники квартир и помещений, либо привлеченные управляющие или иные органы управления, являющиеся субъектом управления;
2) объект управления — многоквартирный жилой дом со всем прилегающим общим имуществом, в том числе неделимым земельным участком;
3) цели управления, направленные на благоприятное, комфортное и безопасное проживание жильцов, качественное надлежащее содержание, предоставление коммунальных услуг для проживающих и владельцев нежилых помещений, соответственно, для достижения целей задачи должны стоять по обеспечению надлежащего состояния и проведению ремонта дома, контроля предоставления оказываемых услуг, стремлению к снижению оплаты за предоставление услуг путем извлечения выгоды в интересах собственников от использования общего имущества, энерго- и ресурсосбережения;
4) содержание управления МЖД, цели которого заключаются в бесперебойном функционировании инженерных систем и другого оборудования общего имущества, а также обеспечении благоприятных и безопасных условий;
5) признаки управления, которые подразумеваются в согласованности и упорядоченности системы действий, направленных на достижение целей, указанных в предыдущем элементе.
На сегодняшний день, ввиду не прекращающихся нареканий со стороны жителей по управлению и содержанию многоквартирного жилого фонда, поступает большое количество жалоб и обращений в адрес исполнительной государственной власти для принятия мер, а также в вышестоящие органы, в том числе и в Администрацию Президента РК. Таким образом, обращения с каждым годом не уменьшаются. Так, по данным городской службы «IKomek-109» в г.Нур-Султан по линии многоквартирных жилых домов в 2018 году поступило 23596 обращений, в 2019 году — 29205, на апрель месяц 2020 года поступило 7002 обращения. По количеству обращений данное направление ежегодно входит в ТОП-10 всех жалоб, адресованных в городскую администрацию. Причинами являются проблемы, связанные с:
– водоснабжением и канализацией МЖД;
– теплоснабжением, электроснабжением;
– техническим состоянием здания;
– отношениями председателей КСК и обслуживающих организаций по исполнению своих обязанностей;
Кроме этого, жители обращаются посредством социальных сетей и официальных письменных обращений в государственный орган, в жилищную инспекцию, для принятия мер, в том числе административного характера в соответствии с Предпринимательским кодексом РК.
Для целей исследования интерес представляет выявление проблем жилищных отношений собственников имущества и выработка рекомендаций по совершенствованию системы управления объектов кондоминиума путем анализа этапов реформирования управления многоквартирных жилых домов, государственного регулирования в Республике Казахстан, современного состояния многоквартирного жилого фонда, а также его управления в г.Нур-Султан.
Законодательство в сфере управления объекта кондоминиума несколько раз подвергалось изменению со времен приобретения независимости Республики Казахстан. Основные направления были определены в Законе РК «О жилищных отношениях» в 1997 году, после, были внесены изменения и дополнения, в частности, было дополнено функциями государственных органов, полномочий местных исполнительных органов, когда в случаях не возможности принять решение по органу управления, жилищная инспекция стала вправе определять временную управляющую организацию. Кроме того, контролирующий государственный орган начал привлекать органы управления к административной ответственности за не предоставление квартальных отчетов жильцам дома, а также за отсутствие сберегательных счетов. Также, законодательно закреплен запрет совмещения деятельности управления и содержания органов управления. В конце 2019 года приняты поправки в законодательство, цель которого реформировать устоявшуюся систему управления и обслуживания многоквартирного жилого фонда.
Для выявления эффективности работы и функционирования принятых новшеств примененный метод сравнительного анализа показал, что имеются недостатки и положительные стороны в государственном регулировании. Кроме того, полевые исследования изучения протоколов общих собраний жильцов и экспертное мнение руководителей обслуживающих организаций и председателей КСК существенно повлияли на разработку практических рекомендаций по улучшению функционирования настоящей модели управления жилого фонда.
В соответствии с Законом РК «О жилищных отношениях» [2] до внесения в него изменений и дополнений в конце прошлого года, собственники квартир и нежилых помещений могли выбрать одну форму управления из 4-х:
1) непосредственное совместное управление всеми собственниками, если их количество не превышает двадцати;
2) кооператив собственников помещений (квартир);
3) управление объектом кондоминиума третьими (сторонними) лицами: выборными или наемными физическими лицами — управляющими жилыми домами (менеджерами) или юридическими лицами;
4) иные формы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
В этой связи, в настоящее время управлением и обслуживанием МЖД занимаются различные виды организаций с разными формами управления. Так, из 488 созданных организаций: 224 — кооперативы собственников помещений (квартир) (КСП(К), 163 — товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), 60 — индивидуальных предприятий (ИП), 14 производственных кооперативов (ПК), 10 — жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), 8 — общественных объединений (ОО), 2 — акционерных общества (АО), 2 -жилищных кооператива (ЖК), 2 — общества защиты потребителей (ОЗП), 1 — городское коммунальное предприятие, 1 — республиканское государственное предприятие, 1 — управляющий домом.
Вместе с тем, в городе имеются МЖД, где орган управления и обслуживающая организация отсутствует вовсе, таких домов насчитывается порядка 134-х, что приводит к ухудшению технического состояния всего объекта кондоминиума.
Принятые поправки, действующие с начала текущего года, для управления многоквартирным жилым домом предусматривают создание новой формы некоммерческой организации «объединение собственников имущества», которое будет работать по принципу «один дом — одно объединение собственников — один счет». Таким образом, в настоящее время собственники квартир и нежилых помещений могут выбрать только одну из двух форм управления объектом кондоминиума: объединение собственников имущества (ОСИ) или простое товарищество МЖД (ПТ). Различия этих форм состоят в том, что ОСИ — это юридическое лицо, не коммерческая организация, созданная участниками кондоминиума, ПТ — не является юридическим лицом и осуществляет деятельность на основании заключенного договора с участниками кондоминиума, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан.
Также, жильцам необходимо избрать Совет дома из состава участников кондоминиума, в полномочия которого входят контрольно-надзорные функции, координация деятельности ОСИ и ПТ, рассмотрение расходов и движение денег на текущем и сберегательном счетах, в случае наделения полномочий собрания, имеют право выбирать и сменять форму управления. Фактически Совет дома является органом управления объекта кондоминиума. Каждое объединение обязано открывать собственные текущий и сберегательный счета. В течение одного года со дня вступления в силу изменений в законодательство собственники квартир и нежилых помещений обязаны провести общее собрание, на котором будет решен вопрос об избрании одной из форм управления объектом кондоминиума. Однако, в переходных положениях существует возможность для органов управления, осуществляющих деятельность в соответствии с требованиями прежней редакции Закона оставаться и работать до 1 июля 2022 года.
Полагается, принятая модель будет эффективно работать на объектах, количество квартир и нежилых помещений которых позволяют собирать средства для обеспечения заработной платы председателя органа управления и для содержания общего имущества дома. В домах же с малым количеством квартир, наоборот, повлечет удорожание тарифа за коммунальные услуги в разы, следовательно, количество бесхозных домов может увеличиться, о чем свидетельствует факт наличия МЖД, где на сегодняшний день обслуживающих организаций не имеется, так называемых «бесхозные дома».
Поправки в законодательство в сфере ЖКХ нацелены на улучшение взаимоотношений субъектов участвующих в управлении и содержании объекта кондоминиума, повышению прозрачности управления и расходования средств на содержание объекта кондоминиума и удовлетворению собственниками квартир качеством оказанных услуг субъектами сервисной деятельности и управляющими компаниями. Однако, следует отметить, что по сей день введенные изменения не работают, так как уполномоченным органом не разработаны и отсутствуют подзаконные нормативно-правовые акты, которыми должны руководствоваться новые формы органов управления, такие как:
– отсутствует типовой устав для объединения собственников имущества;
– отсутствует методика расчета минимального размера расходов на управление и содержание МЖД;
– отсутствует типовой договор простого товарищества о совместной деятельности;
– не утверждены типовые формы договора органов управления с участниками кондоминиумов;
– не внесены изменения в действующие правила содержания общего имущества объекта кондоминиума;
– не внесены изменения в методику расчета сметы расходов на управление и содержание общего имущества МЖД;
– не определены ответственные лица в случаях нарушения жилищного законодательства.
Необходимо отметить, как и в прежней редакции Закона оказываемые коммунальные услуги должны предоставляться в соответствии с национальным стандартом и техническим регламентом, но до настоящего времени такие документы не разработаны, а обслуживающие организации оказывают услуги по содержанию на свое усмотрение.
Кроме того, что в 2014 году уже были внесены поправки о разделении управления и содержания объекта кондоминиума, где также, органы управления обязали на каждый МЖД открывать текущие и сберегательные счета, но многие не придерживались данных норм, ввиду не знания жильцов действующего законодательства, отсутствия соответствующих жалоб, а также скрытия прозрачности и движения денежных средств, предназначенных на содержание домов. Руководители обслуживающих организаций ссылаются на лишние затраты, связанные с обслуживанием и ведением счетов, то есть комиссии в банках второго уровня.
Вместе с тем, на основании проведения метода экспертного интервьюирования с председателями КСК и руководителями обслуживающих организаций выявлено не функционирование новой реформы управления объектов кондоминиумов после введения в действие, ввиду отсутствия подзаконных актов, а также наличием переходных положений. Принятые во внимание мнения позволили сделать вывод о недостаточной проработки введенных новшеств в законодательстве в части основных положений, касающихся создания одного органа управления на один дом. Существуют объекты, количество квартир которых не превышает и 30, где затраты на содержание могут в разы увеличиться по сравнению с нынешним тарифом, когда в управлении одной организации имеется несколько домов.
Анализ более 100 протоколов общих собраний различных многоквартирных домов выявил следующие системные проблемы:
– слабая активность собственников квартир и нежилых помещений, выражающаяся в участии собраний по содержанию дома;
– вопросы ремонта частей общего имущества и инженерных сетей и оборудования поднимаются по мере необходимости;
– не желание собственников участвовать в содержании общего имущества (чаще всего жильцы нижних этажей не хотят участвовать в сборе по ремонту крыши, а верхних этажей в сборе по ремонту подвалов);
– прозрачности деятельности органов управления;
– не целевое использование общего имущества органами управления.
Предусмотренная система функционирования централизованного сбора, анализа и хранения информации ЖКХ в электронной форме с информационных систем, электронных информационных ресурсов, пользователями которых будут все заинтересованные стороны в сфере ЖКХ, даст возможность гражданам участвовать в управлении домом 24/7 в режиме онлайн, обеспечив прозрачность управления домом за счёт согласования расходов на содержание дома и мониторинга за движением средств на счетах управляющей компании. Однако, на сегодняшний день порядок и алгоритм внедрения данного цифрового ресурса не определен.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
– принцип управления жилым фондом по принципу «один дом — одно объединение собственников — один счет» не эффективен и не применим ко всем многоквартирным жилым домам;
– в случае непринятия своевременных мер государственного регулирования, количество «бесхозных» домов может увеличиться, что повлияет на их техническое состояние;
– отсутствует своевременная разработка подзаконных актов и параллельное их введение в действие вместе основным Законом в сфере ЖКХ;
– не соответствующая с нормами жилищного законодательства деятельность органов управления объектов кондоминиума;
– отсутствие профессиональных управляющих организаций в сфере управления и содержания МЖД;
– требуются дополнительные меры и внедрение современных технологий для активного участия собственников квартир и нежилых помещений в жизни дома, которые будут отражать прозрачность и способствовать улучшению технического состояния дома.
На основании данных выводов можно выделить две следующие проблемы:
– во-первых, существуют недоработки в государственном регулировании сферы ЖКХ, связанные со сложностью модели и ее полным функционировании, отвечающей профессиональным требованиям;
– во-вторых, сегодняшнее отношение жителей к общедолевой собственности в МЖД, сохранению и улучшению технического состояния объекта кондоминиума требует современных подходов и внедрение новых методов их активного участия в управлении и содержании домов.
Для решения указанных проблем предлагаются следующие рекомендации.
- Изменить существующую модель путем исключения создания ОСИ и ПТ, оставить функции Совета дома в качестве органа управления объекта кондоминиума, который будет также представлять интересы собственников квартир и нежилых помещений. Собранию и Совету дома (в случае делегирования полномочий Собрания) оставить возможность выбирать и сменять «профессиональную управляющую организацию» (ПУО). Вместе с тем, опираясь на определение понятия «управление многоквартирным жилым домом», функции управления и содержания предлагается совместить. При этом, в случае отсутствия соответствующих специалистов по обслуживанию опасных технических устройств, газопотребляющих систем, опасных подъемных механизмов, нагревательных установок и т. д., обязательно привлекать сервисные сертифицированные организации путем заключения договоров. Законодательно определить вид деятельности ПУО заниматься только в рамках управления и содержания МЖД.
- Внедрить единую информационную систему всем органам управления для использования жильцами, путём:
– привлечения соответствующих IT-компаний по разработке системы;
– разработки единые требования по наполнению электронного ресурса и охвату всех направлений, связанные с МЖД, его земельным участком и прилегающей территории;
– создания возможности принимать участие в жизни дома, именно собственников квартир и нежилых помещений, путем электронного голосования с помощью электронных цифровых подписей, на примере портала Egov.kz при этом предусмотреть автоматическую регулировку всех сроков проведения организационных процедур в соответствии с законодательством;
– установки разработанной системы каждому органу управления для ведения учета по каждому объекту кондоминиума за счет государственных средств;
– интеграции цифрового ресурса с органами по регистрации недвижимости, в целях фиксации и предоставления общего доступа участникам кондоминиумов и органов управления соответствующего объекта;
– интеграции с государственными органами в целях доступа пользователей к информации об объекте: сдачи в эксплуатацию, технического паспорта, регистрации кондоминиума, проведенного технического обследования, энергоаудита, результатов проверок соответствующих госорганов, предписаний коммунальных служб и т. д.;
– обеспечения возможности обращений и исполнений заявок ПУО;
– обеспечения хранения актов-приема передачи, всех необходимых документов, касающихся дома;
– обеспечения возможности мониторинга движения средств и подтверждающих к ним актов выполненных работ и всех подтверждающих оплат с текущего и сберегательного счетов;
– разработки мобильного приложения для удобства и постоянного участия собственников в жизни дома.
– обеспечения безопасности защиты персональных данных пользователей в соответствии с законом «О персональных данных».
Комплексная реализация предложенных рекомендаций государственного регулирования позволит совершенствовать сферу управления ЖКХ, улучшать техническое состояние жилого фонда.
Литература:
- Цахоев А. Н. Об определении понятия «Управление многоквартирными домами», Научный журнал «Проблемы экономики и юридической практики», ВАК, 2012;
- Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94-I
Похожие статьи
Модернизация многоквартирного жилого фонда в городе Нур-Султане с принципами зеленой экономики
В статье рассматриваются вопросы модернизации жилого фонда на основе государственных Программ и проводимых реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве. Актуальность темы выражена в практическом применении принятых программ и норм законодательства учитыва...
Анализ строительной отрасли и градостроительной политики в муниципальном образовании на примере города Улан-Удэ
Данная статья посвящена вопросам анализу функционалу государственных органов управления строительного образования Российской Федерации. В данной статье авторы анализируют современную архитектуру государственного управления строительной отрасли. В рам...
Анализ современного состояния нормативной базы фасадных систем зданий в России и за рубежом
При осуществлении строительной деятельности необходимо руководствоваться общепринятыми нормативными правилами, каждый этап строительного производства должен быть подкреплен нормативной базой. В данной статье рассмотрена российская система нормативных...
Теоретические и практические аспекты развития финансового контроля строительной индустрии в России
В статье проведен анализ действующей системы государственного финансового контроля в сфере строительства и ремонта жилья. Определен ряд проблемных аспектов, в частности, несовершенство действующего законодательства, несоответствие проведения инспекти...
Идеологический аспект проблемы эффективного управления земельными ресурсами в России на современном этапе
В статье рассматриваются проблемы управления земельными ресурсами в России на современном этапе в связке с общественными процессами. Выдвинуты предположения о связи общественных процессов с положениями Конституции РФ. Даны рекомендации по преодолению...
Проблемы транспортной системы г. Краснодара и их решение с помощью внедрения информационных технологий
В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой...
Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России
Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой к...
Особенности современного развития муниципального рынка аукционных продаж земельных участков под жилищное строительство в России
В статье выполнен обзор особенности современного рынка аукционных продаж земельных участков под жилищное строительство в РФ. Приведена актуализация темы исследования, показана важная роль необходимости развития данного сегмента земельного рынка как з...
Особенности построения правоотношений в сфере управления многоквартирным домом
В статье рассмотрена сущность феномена «управление многоквартирным домом» и представлены особенности построения правовых отношений в этой сфере. Особое внимание уделено описанию основных черт правовых отношений по управлению многоквартирным домом. Пр...
Современные проблемы воспроизводства жилищного фонда в крупном городе
В статье рассматриваются актуальные проблемы воспроизводства жилищного фонда на примере Санкт-Петербурга. Приведены результаты оценки энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных зданий на основе анализа затрат производства работ. Показано...
Похожие статьи
Модернизация многоквартирного жилого фонда в городе Нур-Султане с принципами зеленой экономики
В статье рассматриваются вопросы модернизации жилого фонда на основе государственных Программ и проводимых реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве. Актуальность темы выражена в практическом применении принятых программ и норм законодательства учитыва...
Анализ строительной отрасли и градостроительной политики в муниципальном образовании на примере города Улан-Удэ
Данная статья посвящена вопросам анализу функционалу государственных органов управления строительного образования Российской Федерации. В данной статье авторы анализируют современную архитектуру государственного управления строительной отрасли. В рам...
Анализ современного состояния нормативной базы фасадных систем зданий в России и за рубежом
При осуществлении строительной деятельности необходимо руководствоваться общепринятыми нормативными правилами, каждый этап строительного производства должен быть подкреплен нормативной базой. В данной статье рассмотрена российская система нормативных...
Теоретические и практические аспекты развития финансового контроля строительной индустрии в России
В статье проведен анализ действующей системы государственного финансового контроля в сфере строительства и ремонта жилья. Определен ряд проблемных аспектов, в частности, несовершенство действующего законодательства, несоответствие проведения инспекти...
Идеологический аспект проблемы эффективного управления земельными ресурсами в России на современном этапе
В статье рассматриваются проблемы управления земельными ресурсами в России на современном этапе в связке с общественными процессами. Выдвинуты предположения о связи общественных процессов с положениями Конституции РФ. Даны рекомендации по преодолению...
Проблемы транспортной системы г. Краснодара и их решение с помощью внедрения информационных технологий
В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой...
Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России
Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой к...
Особенности современного развития муниципального рынка аукционных продаж земельных участков под жилищное строительство в России
В статье выполнен обзор особенности современного рынка аукционных продаж земельных участков под жилищное строительство в РФ. Приведена актуализация темы исследования, показана важная роль необходимости развития данного сегмента земельного рынка как з...
Особенности построения правоотношений в сфере управления многоквартирным домом
В статье рассмотрена сущность феномена «управление многоквартирным домом» и представлены особенности построения правовых отношений в этой сфере. Особое внимание уделено описанию основных черт правовых отношений по управлению многоквартирным домом. Пр...
Современные проблемы воспроизводства жилищного фонда в крупном городе
В статье рассматриваются актуальные проблемы воспроизводства жилищного фонда на примере Санкт-Петербурга. Приведены результаты оценки энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных зданий на основе анализа затрат производства работ. Показано...