Эволюция предпринимательства
Автор: Прусенко Светлана Александровна
Научный руководитель: Станиславская Марина Владимировна
Рубрика: Предпринимательство
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (25) июнь 2020 г.
Дата публикации: 06.05.2020
Статья просмотрена: 2663 раза
Библиографическое описание:
Прусенко, С. А. Эволюция предпринимательства / С. А. Прусенко. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 3 (25). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/169/5220/ (дата обращения: 16.11.2024).
На современном этапе существенно актуализировались проблемы развития предпринимательства. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, предпринимательство онтологически характеризуется некоторыми ограничениями в сфере концентрации капитала, диверсификации деятельности, технологического развития, использование преимуществ экономии на масштабе и выходе на внешние рынки сбыта. Во-вторых, кризис мировой экономики негативно повлиял на рост отдельных национальных экономик. Больше всего посткризисная рецессия отражается на малом бизнесе. Если у крупных предприятий есть определенные внутренние резервы и возможности структурного маневра, то малые предприятия в случае ухудшения конъюнктуры имеют прямую перспективу банкротства или полной переориентации, которую в неблагоприятных экономических условиях осуществить практически невозможно.
Ключевые слова: эволюция, предпринимательство, малый бизнес, производство, экономика.
Предпринимательство как неотъемлемый элемент современной рыночной экономики находится сейчас в центре внимания политиков, экономистов, ученых. Это обусловлено самой природой существования и спецификой его влияния на экономику на макро- и микроуровнях. Воссозданное российское предпринимательство столкнулось с трудностями, причины которых необходимо понять и проанализировать, чтобы решить стоящие перед ним задачи. Для этого следует разобраться с тем, что представлял собой этот вид деятельности до 1991 года, периода его возрождения в нашей стране.
Предпринимательство определяется как рациональная комбинация факторов производства, которая достигается в любой форме хозяйственной деятельности (производство, обмен, распределение и потребление) и в любом моменте воспроизводственного процесса. Оно всегда сопровождается рисками.
При получении малого дохода в одном месте использования факторов производства он переводит их в другие отрасли и ищет новые комбинации, исходя из рыночной конъюнктуры [2–4, с.8].
Большой вклад в теорию предпринимательства внес Й. Шумпетер, создавший новый методологический подход к объяснению сущности и роли предпринимателя. Й. Шумпетер рассматривал циклы экономической активности и важнейший фактор экономической динамики — инновации, которые определены как новые, более эффективные комбинации факторов производства. В связи с этим предприниматель представляется как новатор, осуществляющий инновационную деятельность.
Процесс развития представляется борьбой нового со старым, в котором предпринимателю отводиться ключевая роль «разрушителя» с целью созидания.
Эволюция концепции предпринимательства следует рассматривать и в контексте структурных изменений в промышленности. Промышленная революция, происходившая еще в XVIII-XIX веках, привела к концентрации капитала и появлению крупной промышленности. Количество мелких предпринимателей резко сокращается, особенно в сфере производства. Символом предпринимателя становится фабрикант, который добавляет к компонентам способностей предпринимателя функции инвестора и технического специалиста [6; 7, с.1–7, с. 73–74].
Во второй половине XIX века начинает формироваться так называемый управленческий капитализм, происходит становление нового типа предпринимателя — менеджер (директор), то есть происходит разделение функций собственности и управления, а также появление управленческих структур. Индивидуальные предприятия меняются акционерными обществами.
Индивидуализм, присущий западной цивилизации, начинает трансформироваться и тесно переплетается с коллективизмом.
Так, Ф. Хайек пишет: «До сих пор мы не осознаем, что настоящие эксплуататоры в современном мире — это не эгоистические капиталисты и предприниматели, вообще не отдельные индивиды; это организации, чья власть проистекает, во-первых, из морального одобрения обществом коллективизма, во-вторых, из присущего членам организаций чувства групповой лояльности. Наше общество с его характерными инстинктами настроено в пользу организованных интересов, что дает соответствующим организациям перевес над рыночными силами. Это и есть главная причина настоящей несправедливости в нашем обществе и деформации экономической структуры» [8, с.173].
Малые предприятия в промышленности уступают место крупным организациям, которые превращаются в главный двигатель промышленного развития. Малый бизнес вынужден поддерживать тесные связи с крупными предприятиями и банками.
В связи с этим необходимо вспомнить основные идеи представителя институционально-социального направления Дж. Гэлбрейта. Он утверждал, что крупное предприятие в XX веке осуществляет все виды деятельности, которыми раньше занимались индивидуальные предприниматели и малое предприятие. Крупное предприятие может аккумулировать необходимые ресурсы и мобилизовать человеческие компетенции для повышения производительности, получая при этом преимущества экономии на масштабе и специализации. По Дж. Гелбрейту, большая организация устраняет неопределенность рынка и создает власть менеджеров (техноструктуры) вместо власти предпринимателей [3; 4, с.8, с.19].
Предприниматель как индивидуальное лицо исчезает [3, с.7–16].
Последний тезис получает большое распространение в 60–70-е гг. ХХ века в период развития массового производства. Большие структуры превратились в «локомотив» экономического роста, а их преимущества стали рассматриваться как важнейшая предпосылка инноваций [4, с. 19]. Малый бизнес начал рассматриваться сугубо как составляющая экономической структуры, дополняющая крупные предприятия.
Предпринимательство в России родилось еще во времена Рюрика, хотя тогда, как известно, господствовало натуральное хозяйство. Начинателями предпринимательской деятельности были купцы. Основываясь на своем имуществе и интуиции, на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Средней Азией, Прибалтикой и Европой [1, с.45].
В пятнадцатом веке начали формироваться торговые центры, купеческие объединения. Предпринимательство по внешнеэкономической сферы постепенно переноситься на российскую территорию и начинает внедряться в внутрихозяйственные отношения, сначала в торговые, а затем и в производстве.
Годы правления Петра (конец 17–18 вв.) можно назвать периодом становления предпринимательства. Большой самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в производстве, им был дан государственный заказ на развитие отраслей промышленности.
Переломным моментом в становлении предпринимательства считается начало 19 века. Александр 1 издал Указ о вольных земледельцах, который позволял помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В Петербурге был открыт первый коммерческий банк с отделениями в шести городах России.
Начали активно создаваться объединения предпринимателей. Мощным стимулом в развитии предпринимательства стала отмена крепостничества. Деловые люди получили возможность свободно заниматься предпринимательской деятельностью. На этот период времени приходятся величайшее событие — промышленный переворот.
К 1808г. в России стали активно возникать акционерные общества, началась реконструкция тяжелой промышленности с привлечением иностранного капитала. В 1870г. состоялся Первый всероссийский съезд предпринимателей, на котором было сформулировано: «Ныне свобода труда, свобода промышленности сделались девизом современного промышленного прогресса».
В 1886г. был принят закон, регламентирующий отношения между предпринимателями и рабочими, причем он отвечал всем требованиям международного права [2, с.79].
В 90-е годы XIX века сложилась достаточно мощная индустриальная база предпринимательства. В результате реформы С. Ю. Витте российский рубль стал конвертируемым. В начале XX века в России создаются картели, синдикаты, тресты.
В первом десятилетии XX-го века предпринимательство в России становиться массовым явлением, а до 1914 г. вступает в стадию устойчивого развития.
Однако это развитие было прервано сначала Первой мировой войной, затем Гражданской и «военным коммунизмом».
С 1929 г. свободное предпринимательство было свернуто и объявлено нелегитимным, произошло полное огосударствление экономики. И уже на рубеже второго половины 80-х годов, и особенно после 1991г. предпринимательство зарождается вновь.
С 1991 г. начинается новый этап развития малого предпринимательства в условиях формирования рыночного хозяйства. Именно в этот период малый бизнес занял определенную рыночную нишу со значительным комплексом проблем, которые требуют своего решения и сегодня. Тем самым, видим, что до 1991 г. начался процесс диверсификации производства — появление крупных предприятий, основанных на использовании наемного труда, который сосуществовал с сохранившимися мелкими промыслами и успешно функционировавшими хозяйственными организациями торговли и сферы услуг, которые способствовали зарождению предпринимательства в РФ. Это явилось отправной точкой для дальнейшего его распространения в нашей стране.
Проследив весь путь развития предпринимательства в мировой и российской экономике, можно сказать о том, что для того, чтобы достичь высоких экономических показателей посредством данного вида деятельности, необходимо четко понимать, как происходило развитие, какие факторы оказывали основополагающее значение. Чтобы строить надежное экономическое будущее, следует хорошо понимать, что это за явление, а также учитывать на практике все ошибки, которые были ранее допущены и положительные моменты, которые можно использовать сейчас.
Литература:
- Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: Конэко,1998. С.45.
- Орлов А. Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992 года) // Вопросы экономики.1999. № 12. С.79.
- Fayolle F. L'odyssee d'un concept et les multiples figures de l'entrepreneur / F. Fayolle, A. Toune // Problemes econ. — P., 2007. — № 2918. — Р. 7–16.
- Entreprise et mondialisation: «Small is beautiful» // Problemes econ. — P., 2007. — № 2918. — Р. 19.
- Baumol W. J. Entrepreneurial enterprises, large established firms and other components of the free-market growth machine / W. J. Baumol // Small business economics. — Dordrecht etc., 2004. — Vol. 23. — № 1. — Р. 9–24.
- Eliasson G. William J. Baumol: An entrepreneurial economist on the economics of entrepreneurship / G. Eliasson, M. Henrekson // Small business economics. — Dordrecht etc., 2004. — Vol. 23. — № 1. — Р. 1–7.
- Шпилько С., Авдеенко Т. Отношение к кооперации. (Анализ общественного мнения) // Социалистический труд. 1991. № 1. С.73–74.
- Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок / Ф.Хайек. — М.: Изограф, 2000. — 256 с.
Похожие статьи
Риски предпринимательской деятельности и основные пути их минимизации
Актуальность статьи заключается в необходимости исследования увеличения рисков предпринимательской деятельности в условиях нарастания внешнеэкономических ограничений и ужесточения кризисных явлений. Это во многом связано с тем, что глобальная конкуре...
Проблемы становления малого и среднего предпринимательства в России в современных условиях
В рамках данной статьи исследуется проблематика развития и существования субъектов малого и среднего предпринимательства в современных российских реалиях. В связи с негативным станционным давлением ряда зарубежных стран на Россию, ухудшилась ситуация...
Финансиализация глобальной экономики и её последствия для России
Растущее влияние финансового рынка на экономики национальных хозяйств получает противоречивые оценки со стороны научного и экспертного сообществ. С одной стороны, т.н. «финансиализация» позволяет привлекать капитал в реальный сектор, тем самым, обесп...
Малое инновационное предпринимательство как часть инновационного процесса
Как показывает мировая практика, инновации в большей степени создаются в секторе предпринимательства, преимущественно, в крупных корпорациях именно при активном участии государства. Малые предприятия в то же время могут иметь ряд внушительных преимущ...
Малый бизнес как панацея для кризисной экономики
В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на ...
Малое и среднее предпринимательство: понятие, особенности и меры государственной поддержки
В статье автор говорит том, что в нормально развивающейся рыночной экономике малый и средний бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Малое и среднее предпринимательство является базой для более высоких уровней и более значител...
Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса
Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...
Возможности и ограничения инвестиционной деятельности пивоваренных компаний
Статья посвящена исследованию возможностей и ограничений инвестиционной деятельности пивоваренных компаний (реальные инвестиции). Описываются основные направления инвестиционной деятельности в сфере пивоварения, характеризуется их влияние на состояни...
Тенденции глобализации в современном мире
Рассматриваются значимые тенденции мировой экономики. Актуальность данной статьи выражается в том, что тема затрагивает все аспекты жизни мирового сообщества. Глобализация имеет положительные и отрицательные стороны. Основой таких существующих пробле...
Выбор конкурентной стратегии предприятия в условиях кризиса
В статье проведен анализ основных конкурентных стратегий, сделан акцент на особенностях выбора той стратегии, которая будет эффективна в условиях кризиса. Одной из важнейших задач в современных условиях функционирования является обеспечение долгосроч...
Похожие статьи
Риски предпринимательской деятельности и основные пути их минимизации
Актуальность статьи заключается в необходимости исследования увеличения рисков предпринимательской деятельности в условиях нарастания внешнеэкономических ограничений и ужесточения кризисных явлений. Это во многом связано с тем, что глобальная конкуре...
Проблемы становления малого и среднего предпринимательства в России в современных условиях
В рамках данной статьи исследуется проблематика развития и существования субъектов малого и среднего предпринимательства в современных российских реалиях. В связи с негативным станционным давлением ряда зарубежных стран на Россию, ухудшилась ситуация...
Финансиализация глобальной экономики и её последствия для России
Растущее влияние финансового рынка на экономики национальных хозяйств получает противоречивые оценки со стороны научного и экспертного сообществ. С одной стороны, т.н. «финансиализация» позволяет привлекать капитал в реальный сектор, тем самым, обесп...
Малое инновационное предпринимательство как часть инновационного процесса
Как показывает мировая практика, инновации в большей степени создаются в секторе предпринимательства, преимущественно, в крупных корпорациях именно при активном участии государства. Малые предприятия в то же время могут иметь ряд внушительных преимущ...
Малый бизнес как панацея для кризисной экономики
В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на ...
Малое и среднее предпринимательство: понятие, особенности и меры государственной поддержки
В статье автор говорит том, что в нормально развивающейся рыночной экономике малый и средний бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Малое и среднее предпринимательство является базой для более высоких уровней и более значител...
Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса
Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...
Возможности и ограничения инвестиционной деятельности пивоваренных компаний
Статья посвящена исследованию возможностей и ограничений инвестиционной деятельности пивоваренных компаний (реальные инвестиции). Описываются основные направления инвестиционной деятельности в сфере пивоварения, характеризуется их влияние на состояни...
Тенденции глобализации в современном мире
Рассматриваются значимые тенденции мировой экономики. Актуальность данной статьи выражается в том, что тема затрагивает все аспекты жизни мирового сообщества. Глобализация имеет положительные и отрицательные стороны. Основой таких существующих пробле...
Выбор конкурентной стратегии предприятия в условиях кризиса
В статье проведен анализ основных конкурентных стратегий, сделан акцент на особенностях выбора той стратегии, которая будет эффективна в условиях кризиса. Одной из важнейших задач в современных условиях функционирования является обеспечение долгосроч...