Теоретические аспекты современной экономической интеграции | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Мировая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (25) июнь 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 566 раз

Библиографическое описание:

Хасая, Н. М. Теоретические аспекты современной экономической интеграции / Н. М. Хасая. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 3 (25). — С. 13-18. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/169/5244/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящий момент в экономической литературе нет четкого значения термина «межгосударственная интеграция» (или «международная экономическая интеграция»). Часть специалистов определяет его как процесс, включающий в себя меры по отмене дискриминации между хозяйственными единицами различных государств, приводящий к экономическому и политическому объединению стран, возникновению устойчивых взаимосвязей и взаимодействию экономик на разных уровнях и в разных формах. Другие ученые определяют этот термин как результат процесса, то есть отсутствие любых проявлений дискриминации между экономиками отдельных стран и создание единого многонационального экономического пространства с единым воспроизводственным циклом. Согласно доминирующей в научном сообществе точке зрения, считается, что международная экономическая интеграция представляет собой и процесс, и результат. На микроуровне это проявляется через взаимодействие резидентов близлежащих государств с созданием разнообразных экономических связей, на макроуровне — через экономическое объединение государств с согласованием различных политик. К неотъемлемым свойствам интеграции относится расширение рынков сбыта, снижение стоимости товаров и оптимизация производства, унификация экономического пространства, отсутствие войны и повышение уровня жизни [3, 4, 5, 6].

Возможность международной экономической интеграции обусловлена рядом ключевых взаимосвязанных факторов. Промышленная революция и научно-технический прогресс, имеющий сейчас характер общемирового и выражающийся в информационно-технологической революции, стали причиной развития внешнеэкономического сотрудничества и усиления взаимозависимости государств. Всевозрастающие объемы производства, продаж и транспортировки требовали роста поставок ресурсов и нового подхода к их распределению, бо́льших рынков сбыта, снижения издержек при сохранении качества и втянутости национальных экономик в систему мирохозяйственных отношений, которая становилась неизбежной в условиях глобализации мировой экономики и глобальной конкуренции. Все бо́льшую часть своих потребностей государства покрывают международным импортом, что приводит к либерализации торговли и повышению открытости национальных экономик, которой способствует ослабление ограничений на перемещение факторов производства между государствами, конвертируемость национальных валют и деятельность ТНК. Под влиянием НТП продолжает усиливаться региональная специализация и международное разделение труда как на межстрановом, так и на внутрифирменном уровне, поэтому взаимозависимость возрастает на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе взаимодополняемости технологических процессов. Таким образом, формирование устойчивых взаимосвязей между странами и растущая на их основе взаимозависимость в условиях интернационализации и глобализации экономики стала основой для развития интеграционных процессов [3, 4].

Рис. 1. Процессы, ведущие к межгосударственной интеграции. Источник: [3]

Способствуют международной экономической интеграции также и глобальные проблемы современности. В их числе энергетическая и продовольственная проблемы, требующие другие, более дешевые и доступные, источники ресурсов. Кроме того, это и экологическая безопасность, которая является одним из приоритетов национальной политики большинства стран мира и много лет назад вышла за пределы государственных границ. Наконец, это демографическая проблема, связанная с необходимостью преодоления старения населения и означающая массовый приток мигрантов в промышленно развитую часть мира [6].

Однако помимо факторов, обеспечивающих саму возможность международной экономической интеграции, для ее успешного развития необходим ряд предпосылок, связанный с особенностями отдельных государств. Во-первых, это уровень экономического развития стран. Так, интеграция более привлекательна и эффективна для государств с сопоставимыми уровнями экономического развития и относительно диверсифицированными экономиками, что позволит взаимодополнить национальные хозяйства. Кроме того, экономика стран-партнеров должна расти, так как интеграция государств, у которых экономика на спаде, значительно осложняется. Во-вторых, это географическая близость стран и наличие общих границ или акватории, что позволит создать общую транспортную инфраструктуру и снизить издержки и цены. В-третьих, это исторические традиции экономического сотрудничества и общие национальные интересы, что создаст объективную необходимость интеграции. В-четвертых, это наличие политической воли, или национальных лидеров, ответственных за интеграционный процесс на государственном уровне, и центра, вокруг которого будет происходить объединение [1, 3, 6].

В основе процессов межгосударственной интеграции лежит множество целей, среди которых можно выделить наиболее частые мотивы. Во-первых, это повышение национальной конкурентоспособности (равно как и отдельных субъектов экономики) вследствие усиления конкуренции и объединения факторов производства с последующим снижением издержек. Во-вторых, это использование эффекта масштаба, обеспечивающего расширение рынка, сокращение транзакционных издержек и привлечение прямых иностранных инвестиций. В-третьих, это способствование структурной перестройке экономики вследствие обмена опытом и ускорения рыночных реформ, стимулирующих новые отрасли промышленности, для которых создаются обширные рынки сбыта. В-четвертых, это получение доступа к ресурсам и технологиям, что содействует социально-экономическому прогрессу и росту ВВП и уровня жизни населения. В-пятых, это создание благоприятной внешнеполитической среды за счет укрепления и улучшения отношений с соседями и усиление своих позиций на мировой арене благодаря совместному представлению интересов [2, 3].

Однако цели и эффекты международной интеграции зависят от ее глубины — процессы взаимопроникновения национальных хозяйств обычно протекают в несколько стадий. Первым уровнем интеграции является преференциальная зона, когда два (или более) государства заключают договоры, согласно которым уменьшаются все таможенные пошлины для участников соглашения. Следующей стадией является зона свободной торговли, подразумевающая полную отмену тарифных ограничений на перемещение товаров внутри блока при сохранении участниками независимости во внешнеторговой политике. Третьим уровнем объединения является таможенный союз, когда два (или более) государства отменяют все ограничения в торговле между ними и устанавливают единый внешний тариф, по которому взимаются пошлины с товаров, пересекающих границы блока, что постепенно приводит к необходимости координировать развитие различных сфер на макроэкономическом уровне [3, 6].

Качественно новым этапом интеграции является общий рынок, при создании которого отменяются все ограничения между странами во взаимной торговле и осуществляется свободный обмен всеми факторами производства, а также разрабатывается общая политика развития определенных секторов экономики и унифицируется законодательство. На таком этапе интеграции возникает необходимость в создании наднациональных ведомств, отвечающих не только за политику внутри блока, но и за применение защитных мер по отношению к факторам производства из третьих стран. Последней ступенью международной экономической интеграции является экономический союз, часто дополняемый монетарным союзом, который подразумевает введение единой валюты и создание регионального центрального банка. Несколько государств формируют экономический союз, если они создают общий рынок и наднациональные органы, которым передается значительная часть суверенитета. Таким образом члены блока унифицируют денежно-кредитную, фискальную и социальную политику, а основной ролью государства в экономике становится проведение макроэкономической политики, формирование инфраструктуры рынка и обеспечение социальной защищенности граждан [3, 6].

Литература:

  1. Алдохина, Т. П. Международная экономическая интеграция: этапы и результаты в рамках партнерства РФ и РБ / Т. П. Алдохина // Политика, экономика и инновации. — 2016. — № 6. — C. 1–5.
  2. Киреев, А. П. Международная экономика. В 2-х ч. — Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов / А. П. Киреев. — М.: Международные отношения, 1997. — 416 с.
  3. Шкваря, Л. В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: Учебное пособие / Л. В. Шкваря. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 315 с.
  4. Экономика / под ред. А. С. Булатова. — Изд. 3-е, доп. — М.: Юристъ, 1999. — 592 с.
  5. Balassa, B. The Theory of Economic Integration / B. Balassa. — London: George Allen & Unwin Ltd, 1961. — 316 c.
  6. Dalimov, R. Dynamics of International Economic Integration: Non-linear Analysis / R. Dalimov. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. — 277 c.
Основные термины (генерируются автоматически): международная экономическая интеграция, государство, межгосударственная интеграция, общий рынок, процесс, создание, экономика, экономический союз, этап интеграции.
Задать вопрос