Оценка качества паштетов
Авторы: Ануфриев Илья Павлович, Колмыков Максим Андреевич, Сиражетдинов Дмитрий Олегович, Шкаева Наталья Анатольевна, Камбарова Арай Сагинбековна
Рубрика: Стандартизация, метрология и сертификация
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (3) январь 2016 г.
Дата публикации: 24.12.2015
Статья просмотрена: 3539 раз
Библиографическое описание:
Оценка качества паштетов / И. П. Ануфриев, М. А. Колмыков, Д. О. Сиражетдинов [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 1 (3). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/22/595/ (дата обращения: 16.11.2024).
В наш век инновационных технологий большое количество людей в питании ценит быстроту приготовления блюда [1, 5]. Поэтому на полках магазинов всё больше появляется полуфабрикатов высокой степени готовности и консервированной продукции [2, 7]. Для деловых людей, у которых «время» относится к непозволительной роскоши, такая продукция относится к важному разряду приобретений. Паштеты заняли не последнее место в списке быстрой, недорогой, а главное уже готовой к употреблению пищи.
Изобретение печеночного паштета связано с именем французского повара Жана Пьера Клозе. В 1778 году в Эльзасе маршал Франции Маркиз де Контад дал наказ Клозе приготовить настоящую французскую кухню. Повар создал новое блюдо, которое назвал «пате де фуа гра». С тех пор паштет из гусиной печени является блюдом «номер один» французской кухни. Во Франции «паштетными» провинциями с давних пор считаются Перигор и Гасконь, сюда съезжаются гурманы со всего света, чтобы полакомиться нежнейшим творением кулинарии — фуа-гра [4]. Паштет — универсальный продукт, который пользовался и будет пользоваться спросом населения [9, 10]. Продажа паштетов активно идет во всем мире и темпы ее не снижаются, ведь этот продукт уместен и на праздничном столе, и в рюкзаке туриста. Технология производства паштетов позволяет превращать субпродукты в полезную, вкусную и доступную всем слоям населения пищу. Производить паштеты можно из множества различных продуктов в разных комбинациях. В России пользуется спросом производство и продажа паштетов из мяса, птицы, печени и рыбы. Существенным условием Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. является вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и нетрадиционных источников сырья, позволяющих увеличить выход готовой продукции с единицы перерабатываемого сырья [6,8].
Целью данной статьи является исследование показателей качества паштетов, реализуемого в торговой сети г. Челябинска. Объектом исследования является — паштеты, реализуемые в торговых сетях. Для проведения экспертизы качества продукции было выбрано несколько методов проведения анализа: анализ литературных и правовых источников; органолептическая оценка качества продукции; особенности хранения; маркировка и упаковка продукции; интегральный показатель образцов.
В России производится около 500 миллионов условных банок мясных консервов, 80 % рынка охватывает отечественная продукция. Основной спрос на мясные консервы приходиться на Северо-Западный регионы и Дальний Восток. Сейчас, после взлетов и падений, рынок стабилизировался, как считают эксперты. Но пока и не развивается, что обусловлено рядом причин: госзаказ, на который работает большое количество производителей, не стимулирует освоение новых видов продукции; недостаток дешёвого и качественного российского сырья; вырос импорт недорогих консервов из стран СНГ; важнейшая причина — огромное количество некачественных консервов подорвало доверие потребителя к мясной консервации.Наиболее динамично развивается сегмент мясорастительных консервов [11]. Продажи премиальных мясных консервов — в первую очередь, «паштетной группы» — также увеличиваются, в то время как продажи традиционной «тушенки» сокращаются, т. е. рост объема производства обусловлен ростом доли мясорастительных и деликатесных консервов с относительно невысокой ценой [3].
В связи со сложившейся ситуацией рынка мясных консервов, а именно паштетов, было принято решение произвести анализ нескольких видов образцов. Для проведения анализа были отобраны три образца (таблица 1).
Таблица 1
Информационное обеспечение паштетов
Значения |
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 |
Производитель |
ЗАО «ХАМЕ ФУДС», Россия, Владимирская область, Суздальский р-он, п. Боголюбово |
ЗАО «Орелпродукт», Россия, Орловская область, г. Мценск, ул. Промышленная, д. 2А |
ООО «Форнута» Россия, Новгородская область, г. Старая Русса, пер. Пищевиков 10 |
Наименование |
Паштет из гусиной печени |
Паштет из гусиной печени «нежный» |
Паштет из гусиной печени |
Масса нетто, г, Заявлено/фактически |
250 |
315 |
240 |
Цена, ₽ |
50 |
48 |
26 |
Состав |
Печень гусиная, вода, свинина жилованая, шкура свиная, шпик свиной, крахмал пшеничный, смесь посолочно-нитритная, лук сушеный, масло растительное, пряности |
Печень гусиная, жир свиной, белок соевый концентрированный, вода питьевая, молоко сухое, лук репчатый, соль поваренная пищевая, стабилизатор, перец черный, перец душистый, специи, фиксатор окраски |
Печень гусиная, жир животный, мука пшеничная, соевая мука, эмульгатор, соль поваренная, лук, сахар, краситель пищевой, вкусоароматическая добавка, вода питьевая |
Белки, жиры, углеводы, г в 100г |
12,1; 12,5; 1,5 |
2,9; 20,0;5,3 |
5,0;25,0; – |
Энергетическая ценность, ккал в 100г |
160ккал/670кДЖ |
218ккал/891кДЖ |
245ккал/1026кДЖ |
Маркировка |
Соответствует ТР ТС 034–2013 |
Соответствует ТР ТС 034–2013 |
Частичное несоответствие, не представлено содержание углеводов |
Органолептический метод — метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятийорганов чувств(зрения, обоняния,слуха,осязания,вкуса). Органолептическая оценка товара — это обобщённый результат оценки его качества, выполненный с помощью органов чувств человека. В ряде случаев органолептическая оценка может дать заключение о таких параметрах, как свежесть сырья, нарушения процесса производства гораздо быстрее, чем инструментальные методы. При оценке товара определяют сначала внешний вид, форму,цвет, запах, вкус и другие свойства [3]. В ходе органолептических исследований образцов паштетов получены результаты, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты органолептических показателей
Показатели |
Образцы |
||
1 |
2 |
3 |
|
Внешний вид / Соответствие ГОСТ |
Светло-коричневая масса с вкраплениями / Соответствует |
Масса светло-розового цвета / Допускается |
Светло-коричневый / Соответствует |
Консистенция / Соответствие ГОСТ |
Пастообразная, однородная / Соответствует |
Густая, однородная / Допускается |
Пастообразная, маслянистая / Допускается |
Запах / Соответствие ГОСТ |
свойственный данному виду изделия / Соответствует |
свойственный данному виду изделия, выражен запах специй / Допускается |
свойственный данному виду изделия / Соответствует |
Вкус / Соответствие ГОСТ |
свойственный данному виду изделия / Соответствует |
свойственный данному виду изделия, не значительный привкус специй / Соответствует |
свойственный данному виду изделия, большое содержание масла / Не соответствует |
Для полноты представления органолептических показателей результаты дополнительно можно представить в виде профилограмм, которые совокупно отражают комплексный показатель — флейвор. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Профилограммы исследуемых образцов паштета из гусиной печени
По результатам проведенных органолептических анализов можно сказать, что лидер среди всех образцов по всем органолептическим параметрам — паштет «ХАМЕ ФУДС». Кратко это можно описать как отличный флейвор, вкусный паштет. Образцы 2 («Орелпродукт») и 3 («Форнута») в некоторой степени эквивалентны по флейвору. Достоинства паштета «Орелпродукт» следующие: вкус, внешний вид, консистенция; у паштета «Форнута» это цвет и запах, причем положительный разрыв составляет 1 балл от образца 2. В целом образец 2 по показателям превалирует над образцом 3. Это продукт хорошего качества, единственный возможный недостаток которого — цвет. Паштет «Форнута» имеет хорошие цвет и запах, на среднем уровне — внешний вид и консистенция, вкус — ниже среднего, маслянистый, что по НД не допускается. В отношении этого продукта можно сказать, что первичные впечатления потребителя (визуальные) будут положительными. Т. е. цель продукта — в первую очередь, завлечь потребителя, но главный показатель — вкус — расставит точки над i. Паштету «Форнута» можно приписать поговорку — «не всё то золото, что блестит».
Суммарно, можно заключить, что наилучшее качество (среди исследованных паштетов) — у «ХАМЕ ФУДС», следом идет паштет «Орелпродукт» с хорошим качеством, и замыкает тройку — паштет «Форнута». Собственно, качество паштетов подтверждается их ценами за единицу продукции — наблюдается прямо пропорциональная зависимость. Таким образом, ассортимент паштетов Челябинске достаточен, но не все производители могут удовлетворить покупателя своим качеством. Поэтому актуальна разработка новых рецептур высококачественных паштетов.
Литература:
- Хайруллин М. Ф., Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Лукин А. А., Дуць А. О. О потребительских предпочтениях при выборе мясных продуктов. Мясная индустрия. 2011. № 12. С. 15–17.
- Окусханова Э. К., Асенова Б. К., Ребезов М. Функциональные мясные продукты: современные тенденции производства. Аналитический обзор. Семей, 2015.
- Оценка качества мясных и мясорастительных баночных консервов: методические указания / сост. Б. А. Баженова, И. В. Хамаганова, С. Н. Павлова, Т. М. Бадмаева. Улан-Удэ, 2005. 42 с.
- Шепелев, А.Ф., Кожухова О. И., Туров А. С. Товароведение и экспертиза мяса и мясных товаров: Учебное пособие. Р/Д: Издательский центр «МарТ», 2001. 192 с.
- Зинина О. В., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Инновационные технологии переработки сырья животного происхождения. Алматы, 2015. Сер. Продукты питания животного происхождения.
- Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Топурия Г. М. Минимизация рисков при внедрении технологических инноваций в мясной промышленности (на примере Южного Урала). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 2. С. 180–188.
- Бурцева Т. И., Ребезов М. Б., Асенова Б. К., Стадникова С. В. Развитие технологий функциональных и специализированных продуктов питания животного происхождения. Алматы, 2015. Сер. Продукты питания животного происхождения.
- Догарева Н. Г., Стадникова С. В., Ребезов М. Б. Создание новых видов продуктов из сырья животного происхождения и безотходных технологий их производства. В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской конференции. 2013. С. 945–953.
- Рязанова К. С., Елисеева М. В., Гаврилова Е. В. Определение контрольных критических точек при производстве паштетов. В сборнике: Качество продукции, технологий и образования Материалы X Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2015. С. 14–19.
- Елисеева М. В., Рязанова К. С., Гаврилова Е. В. Обогащение паштетов из субпродуктов птицы растительными компонентами. В сборнике: Современный взгляд на будущее науки. Сборник статей научно-практической конференции. 2014. С. 6.
- Зинина О. В., Ребезов М. Б., Бауыржанова А. З. Консервы мясные баночные. Алматы, 2015. Сер. Продукты питания животного происхождения