Теоретические основы организации планирования аудита
Автор: Бекмухамедова Барно Уктамовна
Рубрика: Учет, анализ и аудит
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 04.04.2016
Статья просмотрена: 271 раз
Библиографическое описание:
Бекмухамедова, Б. У. Теоретические основы организации планирования аудита / Б. У. Бекмухамедова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3 (5). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/840/ (дата обращения: 19.12.2024).
На начальном этапе перехода к рыночной экономике широко бытовало мнение, что в условиях рынка такое понятие как финансовый контроль будет применяться в узких рамках только государственного сектора. Приватизированные, частные и совместные предприятия, товарищества и акционерные общества, не будут подчиняться вышестоящим организациям, которые, в соответствии с утвердившейся политикой управления, проводят плановые ведомственные ревизии. Работники негосударственных структур будут собственниками, а собственники, как предполагалось, сами будут организовывать эффективный внутренний контроль без привлечения внешних контрольных органов. Тем самым, негосударственные предприятия не будут нуждаться ни в каком виде финансового контроля. [4]
Прошедшие двенадцать лет независимости Республики Узбекистан и продвижения к рыночной экономике показали несостоятельность такого мнения.
Республика Узбекистан выбрала собственную модель перехода к рыночной экономике, социально-экономического развития, пути решения поставленных задач, стоящих перед интеграцией экономики в мировую цивилизацию, целью которых является подъем жизненного уровня населения.
Как оказалось, в Узбекистане, так же как и в других странах, создать класс собственников возможно в первую очередь путём приватизации государственной собственности, логическим продолжением и развитием которой является организация рынка ценных бумаг. [3]
Президент Ислам Каримов, выступая в 2013 году на заседании межведомственного Совета по экономической реформе, предпринимательству и иностранным инвестициям отметил, что «в социальном плане, приобщаясь к ценным бумагам, приобретая акции, человек становится собственником, заинтересованным в умножении своего состояния. Рынок ценных бумаг придаёт осознанность всему процессу осуществляемых преобразований, формирующимся рыночным отношениям», но «рынок ценных бумаг не может развиваться в информационном вакууме, чтобы поверить в него, принять это новое для них дело, люди должны знать о нём всё, владеть полноценной информацией».
До этого памятного выступления и после него в нашей республике проделано и делается очень многое для обеспечения населения всей необходимой для принятия экономических решений информацией. [4]
Давно известно: полная и правдивая информация даёт власть, её отсутствие ведет к бесконтрольности и анархии. Степень насыщенности деловой информацией — показатель состояния и один из важнейших факторов функционирования финансового рынка любого государства.
Важнейшая роль в составе деловой информации принадлежит экономической, в которой приоритетное значение отводится данным финансовой отчётности и показателям финансового состояния предприятия.
Насыщение рынка финансовой информацией возможно лишь в том случае, если она достоверна. Только достоверная информация полезна государству в деле разработки своей социально-экономической политики. А широким слоям населения — в деле принятия решений, связанных с инвестициями, приобретением акций и облигаций приватизируемых предприятий. Исходя из опыта стран с развитой рыночной экономикой, достоверность подготовленной к публикации для широкого круга пользователей финансовой информации достигается путём её проверки и выдачи независимым аудитором аудиторского заключения. [3]
В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность аудиторских организаций по проведению аудиторских проверок и оказанию профессиональных услуг, предусмотренных этим Законом.
Аудит — это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для внешних и внутренних пользователей финансовых отчетов.
Аудиторская деятельность (аудит). Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность аудиторских организаций по проведению аудиторских проверок и оказанию профессиональных аудиторских услуг.
Это означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли (в соответствии с ГК), как и любые другие предпринимательские структуры.
Аудит (аудиторская проверка) — проверка аудиторскими организациями финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации хозяйствующего субъекта с целью установления достоверности и соответствия финансовой отчетности и иной финансовой информации законодательству.
Аудиторская проверка осуществляется в обязательной и инициативной формах.
Независимость аудиторов и аудиторских организаций при проведении проверки — это ключевой принцип проведения аудита. [1]
Объектом аудита могут выступать хозяйствующие субъекты всех форм собственности и индивидуальные предприниматели.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Узбекистана уполномоченными органами государственной власти.
Аудитор — физическое лицо, имеющее квалификационный сертификат аудитора.
Аудитор может работать по трудовому договору или по гражданско-правовому договору только с одной аудиторской организацией.
Аудитор в соответствии с законодательством несет перед аудиторской организацией ответственность за ущерб, причиненный в результате проведения некачественной аудиторской проверки, разглашения коммерческой тайны и иных действий, повлекших убытки для аудиторской организации. [1]
Аудиторская организация — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
Аудиторские организации в своей деятельности являются независимыми.
Аудиторские организации не могут создаваться министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими органами государственного и хозяйственного управления.
Должностные лица органов государственной власти и управления, а также другие лица, которым запрещается заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством, не могут быть учредителями аудиторских организаций.
Аудиторские организации могут создаваться и осуществлять свою деятельность в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством, за исключением открытого акционерного общества, при соблюдении следующих обязательных условий: не менее пятидесяти одного процента уставного капитала аудиторской организации должно принадлежать одному или нескольким штатным аудиторам данной аудиторской организации (за исключением случаев создания аудиторской организации — филиала или дочернего предприятия иностранной аудиторской организации).
Аудитор (аудиторы) может быть учредителем (участником, акционером) только одной аудиторской организации; штатная численность аудиторской организации должна соответствовать установленным законодательством требованиям к минимальному числу штатных аудиторов с соответствующей квалификацией; руководителем аудиторской организации должен быть только аудитор;наличие уставного капитала аудиторской организации, предусмотренного законодательством.
Аудиторские организации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Министерство юстиции ведет государственный реестр аудиторских организаций. Порядок государственной регистрации аудиторских организаций и ведения государственного реестра аудиторских организаций устанавливается законодательством.
Аудиторские организации осуществляют аудиторскую деятельность на основании заключенного договора об оказании аудиторских услуг при наличии полиса страхования своей гражданской ответственности.
В условиях рыночной экономики аудит выполняет две основные функции:
Рис. 1. Функции аудита
Функция поставщика достоверной (проверенной) финансовой информации пользователям финансовой отчетности.
Функция гаранта финансовой деятельности клиента, когда в случае финансовых потерь вследствие использования недостоверной информации, заверенной аудитором, аудитор возмещает все финансовые потери и нанесенный материальный ущерб клиенту.
Аудитор — физическое лицо, имеющее квалификационный сертификат аудитора.
Аудитор может привлекаться к проведению аудиторской проверки, если он состоит в штате аудиторской организации или в случае заключения с ним аудиторской организацией договора гражданско-правового характера.
Аудитор в соответствии с законодательством несет перед аудиторской организацией ответственность за ущерб, причиненный в результате проведения некачественной аудиторской проверки, разглашения коммерческой тайны и иных действий, повлекших убытки для аудиторской организации.
Помощник аудитора — физическое лицо, не имеющее квалификационный сертификат аудитора и участвующее в аудиторской проверке по поручению аудитора без права подписи в аудиторском отчете, аудиторском заключении, экспертном заключении аудитора и ином официальном документе, связанном с проведением аудиторской проверки.
Условия труда помощника аудитора определяются трудовым договором, заключенным в порядке, установленном законодательством.
На помощника аудитора распространяется обязанность не разглашать сведения, полученные им при осуществлении аудиторской проверки.
Время работы в качестве помощника аудитора включается в стаж работы, необходимый для получения квалификационного сертификата аудитора.
Вся документация аудитора, подготавливаемая перед началом и в ходе проверки, включает следующее: информацию об организационной структуре предприятия; бухгалтерскую и финансовую отчетность, с целью анализа важнейших показателей, характерные тенденции развития финансовых и других процессов; данные об акционерах; данные о директорах; основные виды деятельности и размещение дочерних предприятий и филиалов; банковскую информацию; торговые отношения; договоры об аренде; договоры о ссудах.
К методам аудиторских проверок относятся: фактические проверки; подтверждение; документальные проверки; наблюдения; опрос; проверка механической точности; аналитические тесты; обследования; сканирование; специальные проверки; встречные проверки. [3]
В ходе проверок субъектов предпринимательской деятельности, аудиторские фирмы чаще всего соприкасаются с государственной налоговой службой. Это мощная правительственная структура с численностью сотрудников более 100 тыс. человек. Аудиторы не должны становиться внештатными работниками налоговых инспекций. Кроме того, этический кодекс не позволяет им напрямую сообщать в налоговые службы об имеющих место нарушениях, однако в заключении о проверке должны быть указаны все нарушения, недочеты и даны соответствующие рекомендации об их исправлении.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности». 2000 г.
- Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан. № 1–23.
- Аудит / Под ред. М. М. Тулаходжаевой, Т. И. Джураевой, Ф. Г. Гулямовой. — Ташкент: ТГЭУ, 2010.
- Дустмуродов Р. Д. Основы аудита. Учебник. — Т.: «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2003.