Анализ факторов инвестиционной привлекательности экономики Республики Гвинея-Бисау
Автор: Боджам Тумане
Рубрика: Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 26.04.2016
Статья просмотрена: 596 раз
Библиографическое описание:
Боджам, Тумане. Анализ факторов инвестиционной привлекательности экономики Республики Гвинея-Бисау / Тумане Боджам. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3 (5). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/883/ (дата обращения: 16.11.2024).
Анализ факторов инвестиционной привлекательности экономики Республики Гвинея-Бисау
Боджам Тумане, магистрант
Южный федеральный университет
К концу 2014 года мировая экономическая активность возрастала, в основном благодаря некоторому повышению темпов экономического роста в странах с развитой экономикой, но подъем был неравномерным и оставался тревожно слабым: сохранялась негативная динамика и миллионы людей оставались без работы. Растущие геополитические риски создавали новые осложнения. Политические меры в течение указанного периода помогли стабилизировать мировую экономику, но обеспечению глобальной финансовой стабильности препятствовали новые проблемы, связанные с замедлением темпов роста в странах с формирующимся рынком. Экономическая активность в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах, которая начала замедляться в последние месяцы 2013 года, несколько возросла за счет более высокого спроса в странах с развитой экономикой. В то же время ужесточение внешних финансовых условий и продолжающаяся понижательная динамика инвестиций сдерживали внутренний спрос. Общий объем производства в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах рос высокими темпами, достигшими в 2013 году 4,7 %, и 4,9 % в 2014 году.
В странах с низкими доходами отмечались самые высокие в мире темпы роста экономического роста на уровне 6,1 % в 2013 году; согласно экспертным оценкам и прогнозам на ближайшие два года указанная тенденция сохранена. В то же время перспективы дальнейшего роста в нескольких странах Ближнего Востока и Северной Африки сдерживались сложными внутренними переходными процессами и социальными волнениями [1].
Республика Гвинея-Бисау входит в группу 77 стран, которая была учреждена 15 июня 1964 года путем принятия «Совместной декларации семидесяти семи стран» на первой сессии Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) в Женеве. Она была создана в целях формирования и продвижения коллективных экономических интересов ее государств-членов и укрепления их совместной позиции на переговорах по всем основным международным экономическим вопросам в системе Организации Объединенных Наций. Состав «Группы 77» с того времени расширился до 132 государств-членов, но первоначальное название было сохранено ввиду его исторического значения. Пост председателя переходит поочередно от региона к региону (между Африкой, Азией и Латинской Америкой и Карибским бассейном) на срок в один год. В 2013 году председателем «Группы 77» в Нью-Йорке является представитель Фиджи.
С момента начала действия программы Всемирного банка Doing Buisness в 2011 году, в Республике Гвинея-Бисау не было проведено ни одной крупной реформы, экономика продолжает стагнировать. По данным Всемирного банка Doing 2015 рейтинг страны оценивается на уровне 179 позиции из 189.
В указанной связи, экономическая система Гвинея-Бисау характеризуется множеством факторов нестабильности, вызванных институциональной слабостью. Историческая слабость национальных учреждений на основе централизованной модели их управления создала дисбаланс власти между армией и гражданскими институтами. Вкупе с отсутствием экономических альтернатив и инклюзивного роста — особенно с учетом гендерного фактора — учреждения также были ослаблены появлением незаконных доходов и созданием трансграничных преступных сетей. Кроме того, некоторые исторические конфликты с такими прилегающими территориями как Казамансе, способствовали и способствуют дестабилизирующему воздействию и даже провоцируют внутренние конфликты (1998/1999 гражданская война).
Наряду с указанными геополитическими факторами, детерминирующими уровень инвестиционной привлекательности Гвинея-Бисау, важное значение имеют внутренние макроэкономические параметры. Поэтому для целей анализа инвестиционного потенциала и привлекательности экономики Гвинея-Бисау рассмотрим динамику ключевых макроэкономических показателей (табл. 1).
Таблица 1
Динамика темпов роста ВВП иэкспортно-импортных операций экономики Гвинея-Бисау за 2007–2016гг.,% [4, 5]
Макроэкономические индикаторы |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016(п) |
Рост реального ВВП, к предыдущему году |
3,2 |
3,2 |
3,3 |
4,4 |
9,0 |
-2,2 |
0,9 |
2,6 |
3,9 |
3,9 |
Индекс роста цен |
- |
- |
- |
- |
5,1 |
2,1 |
0,8 |
-0,8 |
3,3 |
2,3 |
Темп роста экспорта |
- |
- |
- |
- |
34,3 |
-16,5 |
33,0 |
-9,3 |
4,9 |
3,3 |
Темп роста импорта |
- |
- |
- |
- |
6,0 |
-25,9 |
2,0 |
30,9 |
7,4 |
6,7 |
На основе статистических данных таблицы 1 можно отметить изменчивость периодов экономического роста экономики Гвинея-Бисау периодами спада, при этом высокие темпы роста ВВП в 2011 г. сменились сокращением деловой и инвестиционной активности в экономике в 2012 г. Важно отметить, что начавшаяся в 2013 г. стабилизация в экономике страны усилилась и в 2015 г., а в прогнозируемом 2016 г. ожидается стабилизация экономического роста на уровне 4 %. Апрельский переворот 2012г. прекратил период экономический стабильности и роста, длившийся 9 лет, и привел к экономическим дисбалансам, вызывающим снижением темпов роста ВВП Гвинея-Бисау.
Следует отметить, что инфляция снизилась с 2,1 % в 2012 году до 1,0 % в 2013 году на фоне низкого внутреннего спроса и дефицит бюджета на уровне 4,7 %. В 2014 году, прогнозировался рост ВВП на 2,8 % в связи с ожидаемым подъемом экономической активности после возвращения к конституционному порядку в стране. Таким образом, рост ВВП Гвинея-Бисау в значительной степени зависит от социально-политического климата.
Далее, следуя логике проводимого в статье исследования, рассмотрим тенденции развития ключевые показателей сектора государственных финансов Гвинея-Бисау.
Таблица 2
Динамика показателей состояния государственных финансов Гвинея-Бисау в 2013–2016гг., в% от ВВП [10]
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
Доходы бюджета |
8,7 |
11,4 |
10,6 |
11,0 |
Совокупные внутренние первичные расходы |
10,4 |
15,3 |
18,4 |
13,3 |
Внутренний первичный баланс |
-1,7 |
-3,9 |
-7,8 |
-2,3 |
Итоговый баланс |
|
|
|
|
Включая грант |
-1,9 |
-1,8 |
-3,5 |
-2,8 |
Исключая гранты |
-5,7 |
-10,0 |
-8,7 |
-8,0 |
Внешнее сальдо |
-4,1 |
-0,4 |
-3,9 |
-4,5 |
Исключая трансферты |
-4,9 |
-6,7 |
-6,8 |
-7,4 |
Социальная и политическая нормализация позволила сохранить финансовых партнеров, обеспечивающих стабильность налоговых поступлений (налог на прибыль), хотя способность государства к расширению налоговой базы остается предельно низкой. Управление государственными финансами за счет повышения сбора налогов будет оставаться определяющими факторами в восстановлении экономики в среднесрочной перспективе.
Социальная ситуация ухудшается и социальное обеспечение не соответствует потребностям из-за слабости государственных финансовых ресурсов. Социальное положение остается нестабильным и страна имеет один из самых низких показателей социального развития. Здравоохранение не финансируется должным образом из-за отсутствия у государства средств и находится на уровне ниже среднего по региону — ЗАЭВС. Кроме того, многие финансовые проблемы в течение последних нескольких лет спровоцировали отставание просроченных платежей. Из данных таблицы 2 отмечается растущая бюджетная напряженность и рост потребности во внешнем финансировании.
Исходным толчком должно стать производство продуктов питания, продвижение производства кешью ореха в сельском хозяйстве, а также улучшение в экономическом и налогово-бюджетном управлении. Для развития систем финансирования и кредитования сельскохозяйственных отраслей в Республике целесообразно рассмотреть возможности использования опыта Российской Федерации по поддержанию политики импортозамещения [7]. Гвинея-Бисау остается страной с одним из самых низким уровней налоговой нагрузки в Западно-Африканском экономическом и валютном союзе (ЗАЭВС). В тоже время, высокое отношение доходов к расходам бюджета свидетельствует о низкой способности государства управлять своими финансовыми ресурсами. Продовольственная безопасность по-прежнему под угрозой непредсказуемости урожая. Кроме того, распространение вируса Эбола в Гвинею-Бисау из соседней Гвинеи является реальной угрозой, что может остановить развитие, иметь экономические и гуманитарные последствия.
Реформирование общественных финансов, начатое до переворота в апреле 2012 г., включало усилия, связанные с региональной интеграцией. После переворота 2012 г. правительство столкнулось с большими проблемами, связанными с приостановкой бюджетной поддержки, а также приостановлении соглашений по рыболовству с Европейским Союзом. Бюджетный дефицит увеличился до 2,7 % ВВП в 2012 г. и 4,7 % ВВП в 2013 г. на фоне того, что налоговая база и налоговая нагрузка в Гвинея-Бисау остаются самыми низкими среди стран в ЗАЭВС (7,9 % ВВП). Восстановление соглашений по рыболовству с Европейским Союзом и выплаты первого транша бюджетной поддержки в декабре 2014 года улучшило финансовую ситуацию в стране и оказало положительное влияние на экономический рост. Первичное сальдо в 2014 году на уровне 2 % ВВП, а инфляция вырастет, достигнув 2,6 % в 2015 году и до 2,4 % в 2016 году.
В 2014 году нормализация социально-политического климата позволила возобновить сотрудничество с TFPs и продолжить реформирование общественного сектора, что должно повысить бюджетную эффективность.
Необходимо указать, что политическая нестабильность в стране негативно сказалась и на бюджетных расходах, связанных с заработной платой (уровень задолженности эквивалентен 67,4 % налоговых поступлений в 2013 г.), процессы государственного инвестирования были приостановлены, и внутренняя задолженность увеличилась и в конце 2013 г. составила 7,7 млрд. франков КФА, в том числе 4,0 млрд. франков КФА по оплате труда. В первом полугодии 2014 г., Всемирный Банк направил финансовые средства на заработную плату части государственных служащих страны.
Давая общую оценку внешнего положения Гвинея-Бисау, следует указать, что наблюдается дефицит текущего счета, т. к. в 2005 г. дефицит сократился до 6,6 % ВВП из-за отрицательного ценового шока и падения цен на кешью. Кроме того, финансовая нагрузка по обслуживанию внешнего долга остается довольно высокой. Тем не менее, сокращение долга будет зависеть от дальнейшего экономического восстановления, а также эффективного управления государственными финансами. Прогнозировалось, что уровень задолженности в 2014 и 2015 годах составит 59,7 % и 60,1 % ВВП, соответственно.
Несмотря на отмеченную социально-политическую и экономическую нестабильность, правительство Гвинея-Бисау предпринимает попытки урегулировать инвестиционные потоки. Значительную роль в активизации инвестиционного процесса в странах Африки играет Африканский банк развития. С начала своего сотрудничества с Гвинеей-Бисау в 1976 году, Группа Африканского банка развития (АБР) профинансировал, за исключением многонациональных проектов, 38 операций (24 проектов, 7 операций институциональной поддержки, 3 исследования, операции по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях и 3 одной линии кредитования), представляющий совокупный чистый обязательства UA 188080000 (около 150 млрд. франков КФА).
Динамика инвестиции и сбережений Гвинея-Бисау представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика инвестиций исбережений вГвинея-Бисау, в% от ВВП [2]
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Валовые инвестиции |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
Государственные инвестиции |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
Валовые внутренние сбережения |
-2,7 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,7 |
Гоударственные сбережения |
-2,9 |
-3,8 |
-8,0 |
-6,8 |
-6,1 |
Валовые национальные сбережения |
1,4 |
2,5 |
9,7 |
6,4 |
5,7 |
Статистические данные таблицы показывают стремление государства поддерживать стабильные темпы инвестиционной активности и влиять на уровень внутренних сбережений. Предоставленные данные свидетельствуют о корректировке государственной политики в сторону привлечения средств в реальный сектор экономики Гвинея-Бисау внутренних и внешних частных и корпоративных инвесторов. В то же время Гвинея-Бисау пока недостаточно активно использует известные в Российской Федерации инструменты управления сберегательным поведением, направленные на активизацию участия населения в инвестиционных процессах [9], а также более широкое вовлечение компаний в функционирование рынка ценных бумаг и развитие связей с инвестиционным сообществом, особенно актуальное в условиях масштабных кризисных явлений [8]. Статистический анализ диверсификации инвестиционной активности позволяет получить качественную информацию об интеграционном структурно-динамическом процессе, количественно оценить его и представить содержательную интерпретацию полученных результатов.
Выводы.Для поддержания устойчивого экономического роста и политической ситуации, повышения основных социально-экономических показателей, преодоления кризисных явлений и финансовых шоков, вызванных ухудшением конъюнктуры мирового рынка, монетарные власти и правительство Республики Гвинея-Бисау должны быть ориентированы на реализацию ряда мероприятий по укреплению сбалансированности инвестиционного спроса и предложения, повышению качества системы мониторинга, что, несомненно, позволит повысить инвестиционную привлекательность экономики Республики Гвинея-Бисау.
Литература:
- Африка. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2: А — К. — М.: Энциклопедия, 2010. — 960 с.
- Банк международных расчетов. URL: http://www.bis.org/statistics
- Всемирный банк. URL: http://data.worldbank.org/country/guinea-bissau
- Гвинея-Бисау // Вокруг света: электронная энциклопедия. — http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title= Гвинея-Бисау.
- Гвинея-Бисау. Госбюджет, налоги, цены // Обзор СМИ. — http://www.polpred.com/?cnt=42&art=9640.
- Громова О. Миграции в Африке // Азия и Африка сегодня. — 2008. — № 4. — С. 15–21.
- Давыденко И. Г., Зеленкова О. А. Модификация системы кредитования предприятий АПК России в условиях импортозамещения // Экономика и социум. — 2015. — № 3. — С. 494–501.
- Зотова А. И., Шевченко Д. А. Инвестор рилейшнз: содержание и особенности реализации в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. — 2009. — № 43. — С. 34–40.
- Шевченко Д. А., Шахвардиев И. В. Возможности регулирования инвестиционно-сберегательного поведения населения России // Молодой ученый. — 2015. — № 16. — С. 326–330.
- African Economic Outlook. URL: http://www.africaneconomicoutlook.org/en/statistics/
- African Development Bank Group. URL: http://www.afdb.org