Стратегические подходы к формированию инвестиционной привлекательности сельского хозяйства
Автор: Крыгина Анна Петровна
Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 26.04.2016
Статья просмотрена: 240 раз
Библиографическое описание:
Крыгина, А. П. Стратегические подходы к формированию инвестиционной привлекательности сельского хозяйства / А. П. Крыгина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3 (5). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/886/ (дата обращения: 16.11.2024).
Эффективное управление инвестициями заключается в создании организационно — экономического механизма его реализации, который при заданном количестве инвестиций дает максимальный социально — экономический эффект. В настоящее время существуют все предпосылки для того, чтобы инвестиции в АПК стали основой инновационного развития, как региона, так и страны в целом, что в определенной степени зависит от эффективного использования инструментов созданного механизма управления инвестиционными процессами; создания гибкой системы управления инвестиционной деятельностью.
Одним из направлений реализации организационно — экономического механизма государственного управления инвестиционной деятельностью является формирование инвестиционной привлекательности. Привлекательность становится важным инструментом упрочения позиций субъекта инвестиционных отношений, поскольку обеспечивает приобретение дополнительных конкурентных преимуществ.
В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению сущности понятия «инвестиционная привлекательность»[1].
Большинство экономистов примерно одинаково трактуют содержание понятий инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность применительно либо к экономике страны, к отрасли, региону, предприятию, но при конкретизации структуры этих понятий, методов и методик оценки мнения ученых существенно расходятся.
Исторически в основу сопоставления стран по инвестиционной привлекательности была положена экспертная шкала, включавшая следующие характеристики каждой страны: законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции, возможность использования национального капитала.
В дальнейшем развитие методик сравнительной оценки инвестиционной привлекательности различных стран пошло по пути расширения и усложнения системы, оцениваемых экспертами параметров и введения количественных показателей.
Макроэкономический уровень понятия «инвестиционной привлекательности» включает условия (экономические, правовые, политические, социальные и др.), созданные государством всем субъектам хозяйствования, а также иностранным инвесторам для выгодного вложения инвестиций с целью развития национальной экономики.
Инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.
Под инвестиционной привлекательностью отраслей экономики понимается интегральная характеристика отдельных отраслей экономики с позиции перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков [2].
Под инвестиционной привлекательностью аграрного сектора понимается обобщенная характеристика с точки зрения перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в его развитие за счет собственных средств и средств других инвесторов.
Оценка и анализ инвестиционной привлекательности АПК, с одной стороны, — это основа для разработки его инвестиционной политики, а с другой, — возможность обнаружить недостатки в деятельности, предусмотреть мероприятия по их ликвидации и улучшить возможности привлечения инвестиционных ресурсов. А это, в свою очередь, дает возможность инвесторам определиться в своем решении об инвестировании в данный сектор экономики.
В сегодняшней ситуации сельское хозяйство РФ оказывается особенно привлекательным для создания новых производственных мощностей как отечественными, так и иностранными резидентами. Эта привлекательность основывается на нескольких элементах.
Во-первых, при наличии в нашей стране огромного фонда сельскохозяйственных земель, фактически достаточно эффективно используется лишь малая его часть. Значительная часть земель либо используется неэффективно, либо простаивает.
В связи с этим становится очень важным второй фактор: дешевизна приобретения земли в собственность. Наша земля сельскохозяйственного назначения обходится в 3–17 (!) раз дешевле, чем земля аналогичного качества в странах Европы и Америки. Это обстоятельство имеет ценность у иностранных компаний, с той точки зрения, что земля в РФ недооценена как относительно ее плодородности, так и в сравнительной оценке ее с другими странами. Фактически, Россия является единственной в мире страной, где не используется достаточно значимое количество сельскохозяйственных земель достаточно высокого качества, и этим вполне объясняется привлекательность сельского хозяйства РФ для иностранных компаний [5].
Третий фактор привлекательности — это относительная близость РФ по сравнению с Европой, Америкой и Австралией к рынкам сбыта в странах Азии и Африки [3].
Вместе с тем, у сельского хозяйства РФ есть определенные общие для отрасли недостатки, снижающие его привлекательность. В первую очередь это неразвитость логистической системы, которая, по мнению как российских, так и иностранных аналитиков, признается главной проблемой современного российского сельского хозяйства.
При этом следует отметить, что задачей распределительной логистики является обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса. Под распределительной логистикой понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным направлением в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов (готовой продукции). Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.
Организация распределительной логистики включает: организацию процесса сбыта готовой продукции с учетом принципов и методов логистики; организацию управления сбытом как совокупность логистических операций, логистических цепей и логистических систем; организацию взаимодействия участников сбытовой деятельности, т. е. субъектов распределительной логистики [2]. Логистическое моделирование процесса сбыта готовой продукции строиться с учётом целевой ориентации на конечные результаты сбытовой деятельности. Операционная система распределительной логистики включает три подсистемы: перерабатывающую, обеспечения, планирования и контроля. Удовлетворение спроса потребителей — это результат взаимодействия всех перечисленных подсистем. Развитие логистических подходов при организации сбыта сельхозпродукции, открывает возможности улучшения обслуживания потребителей. В последнее время возникла необходимость оказания дополнительных услуг потребителям помимо обеспечения их нужной сельхозпродукцией, в частности, по доставке товаров в сокращённые сроки, по улучшению взаимодействия с транспортными организациями, по выполнению складских операций, удовлетворению других запросов, выполнимых в условиях комплексного логистического обслуживания.
Участники каналов, создающие цепи поставок, осознают влияние покупателей и рассматривают их в качестве своих активов. Наблюдается явный сдвиг внимания сельхозпроизводителя в сторону покупателя. Следует отметить, что улучшение обеспечения населения собственными транспортными средствами, проникновение компьютерных средств передачи и обработки информации существенно изменяет характер и условия посещения магазинов, расширяет возможности поиска товара, даже не выходя из дома. Связи между производителем и потребителем становятся все теснее. Для эффективного управления товарными запасами меняется концепция поставок потребительских товаров.
К сожалению, использованию логистических подходов к исследованию рынков потребительских товаров, особенно на стадии их движения от сельхозпроизводителей до розничных предприятий, уделяется не достаточно внимания. В действительности они требуют пристального рассмотрения, так как потребительский рынок находится в стадии реформирования, активизации на нем экономических отношений.
В то же время в силу размеров нашей страны хорошая логистика имеет большее влияние на конкурентоспособность предприятий, чем в большинстве стран мира. Основными проблемами российской логистики являются: отсутствие современных складских комплексов, несовершенство системы железнодорожных перевозок, неразвитость системы автомобильных дорог и ее низкое качество, устаревший автопарк грузоперевозок.
Сельское хозяйство Российской Федерации требует кардинальной модернизации, однако собственных средств и государственных вливаний для этого не достаточно. Именно поэтому привлечение иностранных и отечественных инвестиций в сельское хозяйство принимает решающие значение для будущего этой отрасли. Сегодня экспертное сообщество считает, что шансы на привлечение иностранных инвестиций есть только у предприятий прошедших полную модернизацию и вышедших на стабильный уровень прибыльности и рентабельности. Со стороны государства необходимо финансирование полного технического переоснащения отечественных хозяйств, а также обеспечение этим хозяйствам возможности получения сельскохозяйственного кредита на льготных условиях [4].
Можно отметить несколько основных инвестиционных стратегий для сельскохозяйственных компаний. Основная стратегия предполагает инвестиции в землю. В настоящее время, очевидно, что цены не отражают ее реальную стоимость, поэтому можно приобретать сельхозугодия как дорожающий актив, который способен генерировать растущие денежные потоки. Кроме того, землю можно использовать в качестве залога для получения более дешевых кредитов.
Вторым стратегическим направлением инвестирования являются инвестиции в производство сельхозпродукции. Такого рода инвестирование дает возможность российским компаниям приобретать право на получение субсидий, а также гарантирует им льготный режим налогообложения. Помимо этого, внутри страны сложилась благоприятная ценовая политика, а в перспективе российские холдинги способны выйти и на мировые сельскохозяйственные рынки. Причем инвестиции в производство зерна снижают сырьевые издержки и себестоимость, конечно если цепочка стоимости предусматривает дальнейшую переработку, либо если оно используется в качестве сырья (например, кормов для скота, в мукомольном или хлебопекарном производстве).
Следующей стратегией инвестирования является развитие инфраструктуры. Высокие мировые цены на зерно дают возможность российским производителям выходить на экспортные рынки.
Рассматривая проблемы эффективности использования инвестиций в рамках агропромышленного комплекса, можно заметить, что наиболее привлекательны с этой точки зрения инвестиции в крупные перерабатывающие предприятия, в развитие процесса кооперации и интеграции товаропроизводителей. Основой повышения эффективности действующего организационно — экономического механизма инвестиционной деятельности в АПК является обеспечение высокой инвестиционной привлекательности непосредственно предприятий.
Литература:
- Ахметов В., Ситнова И., Рахматуллин И. Повышать эффективность использования инвестиций в сельском хозяйстве России.// АПК: экономика, управление.- 2012.- № 8.- с.75.
- Крыгина А. П. Формирование регионального инвестиционного климата для иностранных компаний как условие внедрения новых технологий / А. П. Крыгина, С. В. Балабанова // Экономика и предпринимательство. — М., 2015. — № 9, ч. 2. — С. 399–402.
- Крыгина А. П. Продовольственная безопасность страны — реалии и пути решения / А. П. Крыгина, О В. Кисловец // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2015. — № 3(53), ч.2. — С. 280–283.
- Трошин А. Совершенствовать аграрную инвестиционную политику. // АПК: экономика, управление.- 2013. — № 6.- с.19.
- Ушачев И. Г. Система управления — основа реализации модели инновационного развития агропромышленного комплекса России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2013. -№ 2.- с.4.
- Ушачев И. Экономический механизм реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020гг.// АПК: экономика, управление.- 2012. — № 11.- с. 3.