Обзор основных элементов архитектуры предприятия
Автор: Михайлов Олег Викторович
Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 25.04.2016
Статья просмотрена: 4195 раз
Библиографическое описание:
Михайлов, О. В. Обзор основных элементов архитектуры предприятия / О. В. Михайлов. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3 (5). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/895/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассмотрены основные предметные области и домены архитектуры предприятия, выделены модели, принципы и стандарты в рамках архитектуры предприятия.
Ключевые слова: архитектура предприятия, элементы архитектуры предприятия, бизнес-процессы.
В состав архитектуры предприятия включают от четырех до семи основных предметных областей и доменов [1]. Эти предметные области последовательно работают над архитектурными аспектами, отталкиваясь от потребностей работы предприятия и обеспечивая весь набор технологий для реализации какого-либо решения бизнес-проблемы. Выделяют следующие домены архитектуры предприятия:
Бизнес-архитектура. Характеризует систему работы организации с точки зрения ее основных бизнес-процессов.
Архитектура информации. Определяет оптимальный набор данных, необходимый для поддержания бизнес-процессов, а также для обеспечения стабильности и долговременного использования этих данных в прикладных системах.
Архитектура приложений. Определяет оптимальный набор приложений для осуществления управления данными и поддержки бизнес-функций.
Технологическая архитектура. Определяет актуальный набор аппаратного, системного, программного обеспечения, сетей и коммуникаций, необходимых для создания среды работы приложений, которые обеспечивают работу по управлению данными и обеспечивают бизнес-функции.
В зависимости от вида деятельности организации и актуальности решения тех или иных проблем выделяют и другие представления архитектуры:
Архитектура интеграции. Определяет инфраструктуру для интеграции различных приложений и данных.
Архитектура общих сервисов. Это использование в архитектуре предприятия общих механизмов и сервисов, например электронная почта, утилиты безопасности и др.
Сетевая архитектура. Обеспечивает оптимальную работу сетевых и коммуникационных технологий, используемых в организации.
Архитектура предприятия будет неполная баз архитектуры управления и эксплуатации информационных технологий, т. е. структур управления и наборов процессов, которые поддерживают и обеспечивают работу всех архитектурных процессов, протекающих в организации.
В рамках архитектуры предприятия выделяют модели, принципы и стандарты. Стандарты разрабатываются на основе принципов и описывают, как принципы будут реализованы на практике. Модели используются как визуализированное отображение, используемых для описания архитектуры принципов и стандартов. Модели представляют характеристику сложных процессов, происходящих в современном мире, и создают абстрактные конструкции, в которых опущены несущественные детали, а основное внимание сосредоточено на наиболее важных аспектах описываемого предмета.
Практика описания стратегии и архитектуры информационных технологий, иные нормативные документы, включает в себя следующие элементы:
Миссия и видение.
Руководящие принципы. Отражают принципы и ключевые элементы использования информационных технологий в работе руководителя организации..
Цели, задачи и стратегии.
Архитектура информационных технологий.
Правила. Правила, есть общепринятые утверждения, которые определяют направления и цели, связанные с инициативами в области информационных технологий. Правила обеспечивают скоординированных процесс работы предприятия, эффективную работу систем и эффективное использование информационных технологий.
Процедуры. Это порядок описания правил и стандартов, которые используются на постоянной основе.
Руководства и рекомендации. Описание максимально актуальных практик и подходов, необходимых для реализации правил и процедур.
Реализация целей, задач и стратегий достигается через соответствующие IT-проекты, которые формулируются в планах на очередной период деятельности.
Весь перечень элементов выглядит достаточно обширным, но он дает максимальную картину, связанную с описанием стратегии и архитектуры информационных технологий на высоком уровне.
Некоторые из приведенных выше элементов необходимо использовать в определенном порядке, т.е между правилами, стандартами и процедурами должна выстраиваться строгая иерархия. Стандарты всегда должны быть связаны с правилами, хотя правила не всегда имеют стандарты, а процедуры всегда имеют свои стандарты, но стандарты не имеют своих процедур.
Некоторые принципы в не контекста архитектуры могут быть весьма специфичны, но при их использование на ряду с другими принципами, отражает важность высокоуровневых информационных технологий.
При разработке и использовании стандартов необходимо опираться на следующие аспекты:
Следует уделять внимание стандартам, которые способны эффективно использовать основные технологии архитектуры.
Определять стандарты процессов.
Разрабатывать современные интерфейсы. Работа интерфейсов является основой для интеграции систем.
Организовать плотное взаимодействие меду бизнес подразделениями организации.
Для максимальной эффективности стандартов необходимо работать над конкретными версиями технологий, интерфейсов программ, утилит и пр.
Стандарты должны включать способы проверки на соответствие.
Стандарты должны включать описание организации процесса и его поддержки, для чего стандарты должны периодически модернизироваться.
Третьим элементом бизнес-архитектуры является модель и процесс моделирования. Модель содержит конкретные данные, характеризующие систему, и используются для общего представления реальной системы в целях ее концептуального осмысления, для понимания системы конечными пользователями.
Модели можно классифицировать по различным критериям:
формальные и неформальные;
количественные — дающие численные оценки и проверки, и качественные — характеризующие понимание поведения системы;
описательные — предназначенные для восприятия человеком, и исполняемые — позволяющие исследовать поведение системы и использовать полученные результаты для работы с исходной системой.
Архитектура предприятия представляет собой сложную систему из взаимодействующих IT-ресурсов, их структурных компонентов и взаимодействия между ними и включает в себя стандарты, которые определяют границы работы разработчиков при создании и модернизации систем. Архитектура сложная система, поэтому при изменении одной области системы, может привести к изменению во многих других областях.
Процесс создания моделей и моделирования следует рассматривать с двух сторон: моделирование для обеспечения понимания и моделирование для интеграции. Первым шагом в сфере создания высокоуровневых моделей предприятия становится создание моделей бизнес-процессов. Разработка моделей для предметных областей архитектуры является итерационным процессом, который связан с рассмотрением различных перспектив, а также связей между моделями различных предметных областей архитектуры предприятия.
При разработке моделей предметных областей архитектуры, необходимо разрабатывать детальные модели бизнес-процессов. Такие модели описывают предприятие на различных уровнях, которые соответствуют видимости предприятия различными категориями людей. Создание информационных систем состоит из процесса постепенного уточнения моделей.
Для описания предприятия, его бизнес-процессов, информационных систем и информации на каждом уровне построения могут использоваться как динамические так и статистические модели. Динамические модели описывают процесс обмена информацией между объектами, а статистические рассматривают структуру взаимодействия между ними.
В настоящее время имеется достаточно большое количество методик и средств моделирования, которые могут успешно применяться для разработки моделей различных доменов архитектуры предприятия.
Литература:
- Михайлов О. В. Анализ развития основных методологий построения архитектуры предприятия // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки». — 2016. — № 3, Том 2. — С. 37–38.
Ключевые слова
бизнес-процессы, архитектура предприятия, элементы архитектуры предприятия, бизнес-процессы.Похожие статьи
Исследование влияния архитектуры приложений на инфраструктуру предприятия
В статье исследовано влияние архитектуры приложений на инфраструктуру предприятия, приведена классификация прикладных систем с пятью различными архитектурными стилями, отмечены отличительные особенности приложений, обслуживающих бизнес-процессы.
Сущность организационной структуры управления предприятием
В статье были рассмотрены организация и структура предприятия, управление предприятием, основные правила создания организационной структуры, факторы влияющие на структуру управления.
Система управления устойчивым развитием градообразующих предприятий
Настоящая статья посвящена проблемам управления устойчивым развитием градообразующих предприятий. В ней рассмотрены элементы системы управления, представлен процесс управления устойчивым развитием предприятия.
Некоторые аспекты внедрения процессного подхода к управлению на промышленном предприятии
В статье представлены основные проблемные зоны при внедрении процессного управления на предприятиях.
Информационные процессы в системах управления бизнес-процессами предприятия
В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.
Особенности текста научного стиля
В данной статье рассматриваются особенности и характеристики научных изданий, произведений и текстов, выделяются их жанровые, лингвистические и стилистические черты.
Виды, цели и процесс разработки финансовой стратегии организации
В статье приведены определения, цели и этапы процесса разработки финансовой стратегии организации. Автор приводит мнения различных ученых и подчеркивает значимость финансовой стратегии организации в деятельности компании.
Компьютерная презентация результатов проектной деятельности учащегося
В статье кратко рассмотрены основные приемы и правила наглядного представления данных в компьютерных презентациях. Представлены примеры страниц компьютерной презентации учащегося, в которой приведены результаты его проектной деятельности.
Особенности информационного управления учебными заведениями
В статье рассматривается управление образованием как открытая социально-педагогическая система, процессы функционирования и развития системы образования, типы организационной структуры управления. Целью статьи является изучение информационного управл...
Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели, задачи и основные понятия
Рассмотрены понятие, инструменты и особенности маркетинговых исследований, а также их цели, задачи и основные понятия.
Похожие статьи
Исследование влияния архитектуры приложений на инфраструктуру предприятия
В статье исследовано влияние архитектуры приложений на инфраструктуру предприятия, приведена классификация прикладных систем с пятью различными архитектурными стилями, отмечены отличительные особенности приложений, обслуживающих бизнес-процессы.
Сущность организационной структуры управления предприятием
В статье были рассмотрены организация и структура предприятия, управление предприятием, основные правила создания организационной структуры, факторы влияющие на структуру управления.
Система управления устойчивым развитием градообразующих предприятий
Настоящая статья посвящена проблемам управления устойчивым развитием градообразующих предприятий. В ней рассмотрены элементы системы управления, представлен процесс управления устойчивым развитием предприятия.
Некоторые аспекты внедрения процессного подхода к управлению на промышленном предприятии
В статье представлены основные проблемные зоны при внедрении процессного управления на предприятиях.
Информационные процессы в системах управления бизнес-процессами предприятия
В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.
Особенности текста научного стиля
В данной статье рассматриваются особенности и характеристики научных изданий, произведений и текстов, выделяются их жанровые, лингвистические и стилистические черты.
Виды, цели и процесс разработки финансовой стратегии организации
В статье приведены определения, цели и этапы процесса разработки финансовой стратегии организации. Автор приводит мнения различных ученых и подчеркивает значимость финансовой стратегии организации в деятельности компании.
Компьютерная презентация результатов проектной деятельности учащегося
В статье кратко рассмотрены основные приемы и правила наглядного представления данных в компьютерных презентациях. Представлены примеры страниц компьютерной презентации учащегося, в которой приведены результаты его проектной деятельности.
Особенности информационного управления учебными заведениями
В статье рассматривается управление образованием как открытая социально-педагогическая система, процессы функционирования и развития системы образования, типы организационной структуры управления. Целью статьи является изучение информационного управл...
Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели, задачи и основные понятия
Рассмотрены понятие, инструменты и особенности маркетинговых исследований, а также их цели, задачи и основные понятия.