Оценка деловой активности в регионе
Авторы: Широкова Дарья Александровна, Лисогор Максим Николаевич, Лукьянова Наталия Юрьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 16.05.2016
Статья просмотрена: 1465 раз
Библиографическое описание:
Широкова, Д. А. Оценка деловой активности в регионе / Д. А. Широкова, М. Н. Лисогор, Н. Ю. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/960/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлены: обзор отечественного и зарубежного опыта оценки деловой активности на основе индексного подхода, систематизация субъектов и объектов анализа деловой активности, предложения по региональному мониторингу деловой активности.
Ключевые слова: деловая активность, индекс деловой активности.
Важным условием экономического процветания является развитая бизнес-среда. Бизнес может эффективно работать в условиях, когда он имеет четкое представление о состоянии конкурентной среды, достоверные прогнозы деловой активности и связанных с ней потребительских настроений как в регионе, так и в стране в целом. К сожалению, в Калининградской области (эксклавной территории России) подобные исследования на регулярной основе не ведутся. В этой связи авторы решили изучить имеющийся опыт оценки деловой активности для его использования в регионе.
Индексы делового оптимизма или, как их чаще называют, индексы деловой активности широко используются в мировой практике. Например, операторы финансового рынка, воспользовавшись такими индикаторами, как индексы деловой активности, имеют возможность «обогнать» экономику, предвосхитить динамику экономического роста. Публикация индексов, производит мощное движение и на фондовых рынках, и на международном валютном рынке FOREX.
Индексы деловой активности рассчитывают и регулярно публикуют в развитых странах для различных секторов экономики. Под индексом деловой активности (business index) будем понимать индекс, который характеризует отдельные отрасли экономики и сферы деятельности или экономику в целом в той или иной стране, а также конъюнктуру инвестиционного рынка. Деловая активность изучается на макроуровне, в территориальном, отраслевом и продуктовом разрезе и на микроуровне отдельных предприятий. Мировой опыт свидетельствует, что показатели деловой активности являются важным индикатором наступления экономического подъема или спада. В нашей стране подобные исследования проводятся как на национальном уровне, так и в регионах [6,9].
Наиболее распространенным подходом к оценке деловой активности является использование индексов PMI (purchasingmanagersindex). В мировой практике исследованием деловой активности занимаются государственные организации, общественные профессиональные объединения, научно-исследовательские и предпринимательские структуры. Например, государственная служба статистики РФ – Росстат оценивает опережающие индикаторы по видам экономической деятельности (индексы предпринимательской уверенности), а департамент исследований и статистки Центрального банка Японии ежеквартально рассчитывает сводный индекс деловой активности Tankan. Примером исследовательских организаций, ежемесячно производящих оценку деловой активности, является Исследовательский институт спроса и предложения (США, индекс ISM), Институт закупок и снабжения (Великобритания, индекс CIPS) и др. Подобными исследованиями занимаются общественные организации, например, Ассоциация менеджеров России (индекс деловой активности АМ-Ъ), а также и прочие коммерческие структуры.
В таблице 1 представлена систематизация субъектов, которые осуществляют исследование деловой активности [3].
Таблица 1
Субъекты, осуществляющие исследование деловой активности
Страна |
Субъект |
Россия
|
Росстат. Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Исследовательская группа NTCResearch совместно с банком ВТБ Европа. Ассоциация менеджеров России. |
США |
Исследовательский институт спроса и предложения (Institute for Supply Management) |
Великобритания |
Институт закупок и снабжения (Chartered Institute of Purchasing and Supply). |
Япония |
Департамент исследований и статистики Центрального Банка Японии. |
Китай |
Медиа-группа Caixin Media Company |
Германия |
Аналитическое агентство MarkitEconomics |
Индексы деловой активности являются субъективными показателями, отражающими лишь восприятие участниками экономической деятельности текущих перспектив бизнеса и его обстановки. В основу их расчета, как правило, заложен принцип построения диффузионных индексов. Диффузионные индексы не занимаются измерением объема выпуска, количеством заказов, доходов и т.д. Задача диффузионных индексов – отражать то, как участники экономических процессов воспринимают изменения, которые происходят: ведут ли они к улучшению или к ухудшению ситуации. Однако, несмотря на субъективность, индексы деловой активности обладают сильными предсказывающими свойствами. Это опережающие индикаторы, довольно точно предсказывающие динамику экономического роста на 2-4 месяца вперед и тесно коррелирующие с основными параметрами экономических циклов. Систематизированные по странам объекты анализа деловой активности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Объекты анализа деловой активности
Объекты |
Страна |
||||
РФ |
ЕС |
США |
Япония |
Китай |
|
-добыча полезных ископаемых; -строительство; -розничная торговля; -потребительский сектор; -сфера услуг. |
-продукция; - новые заказы; -количество покупок; - цены; -сроки поставки; -запасы; -занятость; |
-количество новых запасов; -объемы производства; -занятость; -время доставки; -запасы.
|
-производство и сбыт; -спрос, предложение, уровни цен; -прибыль; -занятость.
|
-объемы производства; -цены; -продукция. |
|
В России такие индикаторы, как индексы деловой активности, не являются общепризнанными индикаторами экономической ситуации. Однако индекс деловой активности (предпринимательской уверенности), который рассчитывает Федеральная служба государственной статистики (Росстат), с полной уверенностью можно назвать официальным. Рассчитывается он по выборке объемом более тысячи предприятий и организаций, публикуется оперативно, в отличие от многих других официальных макроэкономических показателей. Методика расчета включает составление подиндексов по 10-ти отраслям промышленности, на основе которых строится агрегированный показатель. Равновесным уровнем для этого индекса является ноль, положительное значение индекса свидетельствует о том, что «оптимистов» в промышленности больше, чем «пессимистов» [2, с. 20-21]. В таблице 3 представлена характеристика российских и зарубежных индексов деловой активности [4-8].
Таблица 3
Сравнительная характеристика индексов деловой активности
Субъект |
Общая характеристика |
Росстат, Центр экономической конъюнктуры. Россия |
Среднее арифметическое «балансов» по ожидаемому выпуску, фактически сложившемуся спросу и текущим запасам готовой продукции (последний- с обратным знаком). |
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Россия |
Индекс деловой активности определяется через шесть частных диффузионных индексов. |
Исследовательская группа NTC Researchсовместно с банком ВТБ Европа. Россия |
Основывается на данных от 300 российских производителей. |
Ассоциация менеджеров России. Россия |
Расчет на основании 26-ти макроэкономических показателей Росстата и 17-ти оценочных показателей, полученных опросом ведущих предприятий России. |
Исследовательский институт спроса и предложения (Institute for Supply Management). США |
Индекс представляет собой результаты опроса 400 менеджеров по закупкам в сфере промышленности.Для каждой подгруппы диффузионный индекс вычисляется как процентное отношение ответов «усилилась» + половина процентного отношения ответов «не изменилась». |
Институт закупок и снабжения (Charted Institute of Purchasing and Supply). Великобритания |
Индекс представляет собой результаты опроса менеджеров по закупкам в сфере промышленности в отношении следующих факторов: продукция, новые заказы, количество покупок, цены, сроки поставки, запасы, занятость, инвестиции в производство, полуфабрикаты. |
Департамент исследований и статистики Центрального Банка Японии. Япония |
Расчет строится на базе опроса девяти тысяч компаний, фирм и институтов по экономическим параметрам. |
Медиа-группа Caixin Media Company. Китай |
Предварительные данные выходят за шесть дней до конца месяца.Показатель PMI ниже 50,0 означает, что в промышленности и экономике наблюдается снижение. Данные выше 50,0 указывают на расширение производственной экономики. |
Агентство MarkitEconomics.Германия |
Отчет основан на опросе 300 руководителей в производственном секторе и 300 руководителей в сфере услуг. Результаты отчета соотносят в зависимости от размера компаний. |
Как уже отмечалось,в Калининградской области не проводится мониторинг деловой активности. Для разработки такого инструментария, который бы позволил учесть специфику эксклавного региона, необходимо адаптировать целый ряд методик сбора данных, оценки соответствующих показателей, организации мониторинга и т.д. В частности авторы предполагают разработать диффузионный индекс деловой активности (аналог индекса PMI, с учетом региональной специфики эксклавного региона) на основе обследований показателей, характеризующих предпринимательскую уверенность в строительном секторе экономики региона и потребительские настроения реальных и потенциальных клиентов строительных услуг.
Литература:
- Амбросьев Г.В, Хотинская Г.И. Методический инструментарий мониторинга деловой активности. //Сервис plus.2010.№4. С.155-156.
- Аношин И. Индексы деловой активности России. //Макроэкономика. 2004. № 10. С.20-21.
- Афанасьева М.В, Давыдова Л.В.Сравнительный анализ деловой активности в мировой экономической системе. //Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2011.№ 1-1 (96). С.88-90.
- Официальный сайт Ассоциации менеджеров.URL: http://www.amr.ru/ (дата обращения03.12.15).
- Официальный сайт Деловой России. URL: http://www.deloros.ru/(дата актуализации 03.12.15).
- Официальный сайт Росстата: Опережающие индикаторы по видам экономической деятельности.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics /leading_indicators/ (дата обращения 10.03.2016)
- Официальный сайт Chartered Institute of Purchasing and Supply.URL: http://www.cips.org/en/homepage/. (датаобращения 3.12.15)
- Официальный сайт Institute for Supply Management. URL: https://www.institute forsupplymanagement.org/(датаобращения 3.12.15).
- Сафиулин М.Р., Ельшин Л.А., Шакирова А.И. Оценка деловой и экономической активности как инструмент краткосрочного прогнозирования//Экономика и управление. Экономическое право. 2011. №9. С. 81-89.
Похожие статьи
Методика анализа деловой активности организации
В статье представлена авторская методика анализа деловой активности организации, адаптированная для целей проведения анализа деловой активности и финансовой устойчивости, проводимого в рамках выполнения бакалаврской дипломной работы по направлению «М...
Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе
В статье представлены результаты ретроспективного обзора методологических подходов к оценке индекса потребительских настроений, а также изложен подход к мониторингу настроений потребителей в Калининградской области.
Оценка и пути улучшения инвестиционного потенциала Московской области
В статье рассматриваются оценка инвестиционного потенциала Московской области и разработка стратегии его повышения. Проанализированы данные социологического опроса населения, SWOT-анализа и PEST-анализа. Выработаны рекомендации по повышению конкурент...
Обзор методик по оценке индексов деловой активности
В статье обозначено понятие деловой активности, а также значение индексов деловой активности. Указан принцип расчета диффузных индексов. Представлен обзор следующих индексов деловой активности и методик их расчета: индекс предпринимательской уверенно...
Оценка состояния рынка гостиничных услуг РФ и его основные тенденции
В статье представлены результаты анализа статистических показателей, характеризующих состояния рынка гостиничных услуг РФ. Проведенное кабинетное исследование аналитических обзоров по изученной проблеме позволили сформулировать перечень основных тенд...
Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала
В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.
Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания
В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.
Анализ развития сервисной отрасли в России
В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.
Анализ информационных рисков в обеспечении экономической безопасности предприятия при интеграции с аналитическими оценками в системе СПАРК
В данной статье предлагается интеграция методов оценки информационных рисков с результатами скоринговых показателей для оценки экономической безопасности предприятия.
Похожие статьи
Методика анализа деловой активности организации
В статье представлена авторская методика анализа деловой активности организации, адаптированная для целей проведения анализа деловой активности и финансовой устойчивости, проводимого в рамках выполнения бакалаврской дипломной работы по направлению «М...
Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе
В статье представлены результаты ретроспективного обзора методологических подходов к оценке индекса потребительских настроений, а также изложен подход к мониторингу настроений потребителей в Калининградской области.
Оценка и пути улучшения инвестиционного потенциала Московской области
В статье рассматриваются оценка инвестиционного потенциала Московской области и разработка стратегии его повышения. Проанализированы данные социологического опроса населения, SWOT-анализа и PEST-анализа. Выработаны рекомендации по повышению конкурент...
Обзор методик по оценке индексов деловой активности
В статье обозначено понятие деловой активности, а также значение индексов деловой активности. Указан принцип расчета диффузных индексов. Представлен обзор следующих индексов деловой активности и методик их расчета: индекс предпринимательской уверенно...
Оценка состояния рынка гостиничных услуг РФ и его основные тенденции
В статье представлены результаты анализа статистических показателей, характеризующих состояния рынка гостиничных услуг РФ. Проведенное кабинетное исследование аналитических обзоров по изученной проблеме позволили сформулировать перечень основных тенд...
Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала
В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.
Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания
В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.
Анализ развития сервисной отрасли в России
В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.
Анализ информационных рисков в обеспечении экономической безопасности предприятия при интеграции с аналитическими оценками в системе СПАРК
В данной статье предлагается интеграция методов оценки информационных рисков с результатами скоринговых показателей для оценки экономической безопасности предприятия.