Особенности исследования потребительских настроений в Калининградской области
Авторы: Климова Наталья Вячеславовна, Лукьянова Наталия Юрьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 16.05.2016
Статья просмотрена: 95 раз
Библиографическое описание:
Климова, Н. В. Особенности исследования потребительских настроений в Калининградской области / Н. В. Климова, Н. Ю. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/967/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье представлены результаты анализа методик расчета индекса потребительских настроений, используемых в мировой практике; предложена методика расчета индекса потребительских настроений для Калининградской области.
Ключевые слова: потребительские настроения, методика, индекс.
В условиях кризиса в Калининградской области заметен спад потребительского спроса, и, как следствие, экспертами прогнозируется замедление развития региональных потребительских рынков. Как же узнать о намерениях покупателей? Готовы ли они тратить свои деньги в условиях нестабильности? И если готовы, то на что?
В мировой практике эта проблема решается с помощью расчета индекса потребительских настроений (ИПН). Впервые расчеты данного показателя были проведены Джорджем Катоной (Мичиганский университет, США) в 1946 году. А уже в 1950-е годы группа исследователей Мичиганского университета под руководством Катоны разработала методику построения индекса потребительских настроений [3, с. 10]. Исследование основывалось на предположении о том, что данные о потребительских настроениях представляют собой ведущий индикатор будущих изменений в макроэкономике [1, с. 161]. ИПН, как правило, строился на основе регулярных социологических опросов населения. Каждая страна, в среднем, опрашивает домохозяйства раз в месяц по домашнему телефону (хотя сейчас намечается тенденция проведения интернет-опросов).
Методологический подход к оценке потребительских настроений включает в себя три основных этапа:
1) Формирование репрезентативной выборки. Выборка разрабатывается таким образом, что каждый взрослый житель региона или страны имеет равные шансы быть выбранным. То есть выборка – вероятностная (случайная, бесповторная). Ее максимальный объем – 5000 домохозяйств, причем опрашивают именно того члена семьи, который принимает решение о покупке товара (услуги) [5, с. 135].
2) Разработка опросника (анкет).Содержание вопросов и их формулировка сосредоточены на мнениях о личных финансах (о намерениях потратить их или сохранить) на текущий момент и в будущем, а также на общих знаниях о экономической ситуации в стране [3, с. 2]. Джордж Катона предложил следующие вопросы (прим. авторов: приводим авторский перевод с английского языка):
1. Мы заинтересованы в том, как люди обходятся финансово в эти дни. Можете ли Вы сказать, что Вы (и Ваша семья, в которой Вы живете) живете лучше или беднее в финансовом отношении, чем Вы были год назад?
2. Теперь, заглядывая вперед – Вы думаете, что через год, Вы (и Ваша семья) будете жить лучше, беднее или так же, как и сейчас, в финансовом отношении?
3. Теперь, обращаясь к условиям ведения бизнеса в стране в целом – как Вы думаете, в течение следующих двенадцати месяцев у нас будут хорошие времена в финансовом отношении, или плохие, или какие?
4. Теперь, забегая вперед, какой ответ Вы бы выбрали – что в стране в целом мы будем иметь продолжительные хорошие времена в течение следующих 5 лет, или что у нас будет период массовой безработицы или депрессии, или какие?
5. О больших вещах, которые люди покупают для своих домов – таких, как мебель, холодильник, плита, телевизор и тому подобное. В общем говоря, как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для покупки данных товаров?
Варианты ответов ранжируются, начиная от «очень положительно», «положительно», «нейтрально», «отрицательно» и «очень отрицательно».
3) Преобразование исходных данных в оценку потребительских настроений.По каждому заданному вопросу формируются частные индексы, которые рассчитываются следующим образом – из доли положительных ответов вычитают отрицательные ответы, и к этому значению прибавляют 100 (чтобы избежать отрицательных результатов). ИПН варьируется в пределах от 0 до 200. Если результат получился больше 100, то можно говорить о том, что в стране преобладает положительное настроение. Если же результат получился меньше 100, то население отрицательно оценивает экономику своей страны [2].
При модернизации данной методики появились такие показатели, как индекс потребительской уверенности, индекс потребительского доверия, индекс потребительского комфорта и некоторые другие. Нами выявлены некоторые различия в методике расчета, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика подходов к оценке потребительских настроений, применяемых в мировой практике
Критерии сравнения |
Индекс |
|
Индекс потребительских настроений[6] |
Индекс потребительской уверенности[8] |
|
Источник |
Мичиганский университет |
ConferenceBoard - независимое научно-исследовательское объединение |
Вид опроса |
По телефону |
По электронной почте |
Тип выборки |
Вероятностная |
Вероятностная |
Объем выборки |
250-300 к середине месяца; 500 к концу месяца |
2500 к концу месяца; 3500 для последующей доработки |
Частота проведения |
2 раза в месяц |
2 раза в месяц |
Содержание вопросов |
Включают в себя: - оценку текущего положения семьи; - мнения о личном ближайшем будущем; - мнения о личных финансах (намерения их потратить или сохранить) |
Включают в себя: - оценку текущего положения семьи; - мнения о личном ближайшем будущем; - оценку экономического положения страны |
Критерии сравнения |
Индекс |
|
Индекс потребительского комфорта[7] |
Индекс социальных настроений [4] |
|
Источник |
ABC News/Money - новостной портал |
Левада - аналитический центр |
Вид опроса |
По телефону |
По телефону |
Тип выборки |
Вероятностная |
Вероятностная |
Объем выборки |
1000 (по 250 каждую неделю) |
2000 |
Частота проведения |
4 раза в месяц |
Раз в два месяца |
Содержание вопросов |
Включают в себя: - оценку экономического положения страны; - мнения о личном ближайшем будущем; - мнения о личных финансах (намерения их потратить или сохранить) |
Включают в себя: - оценку текущего положения семьи; - оценку текущего экономического и политического положения страны; - мнения о ближайшем будущем (личное будущее и будущее страны) |
В ходе проведенного исследования нами была адаптирована методика оценки потребительских настроений для Калининградской области, которая включает в себя следующие этапы:
1) Формирование репрезентативной выборки.Выборка – вероятностная, опрашивать следует именно тот сегмент регионального рынка, на котором работает или планирует работать фирма. Для организаций, работающихв сфере розничной торговли одеждой, объем выборки может составить 384 – 500 респондентов.
2) Разработка опросника (анкет).Вопросы сосредоточены на мнениях о личных финансах на текущий момент и в будущем,на намерениях потратить свои наличные и на общих знаниях экономики Калининградской области. Их перечень представлен ниже:
1. Что бы Вы могли сказать о своем настроении в последнее время?
- прекрасное настроение;- нормальное, ровное состояние;- испытываю напряжение, временами страх и тоску.
2. Как Вы думаете, за последний год Ваша жизнь, жизнь Вашей семьи стала лучше, хуже или не изменилась?
- значительно лучше;- несколько лучше;- не изменилась;- несколько хуже;- значительно хуже.
3. Как бы Вы оценили экономическое положение Калининградской области?
- очень хорошее;- хорошее;- среднее;- плохое;- очень плохое.
4. Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?
- значительно лучше;- несколько лучше;- также, как и сейчас;- несколько хуже;- значительно хуже;
5. Как Вы думаете, что ожидает нашу областьчерез год в экономической сфере?
- значительное улучшение экономической ситуации;- некоторое улучшение экономической ситуации;- ничего не изменится;- некоторое ухудшение экономической ситуации;- значительное ухудшение экономической ситуации.
6. Как Вы считаете, сколько денег нужно семье из трех человек, проживающей в Калининградской области, для «нормальной жизни»?
- менее 20 тыс. рублей;- от 20 до 45 тыс. рублей;- от 45 до 90 тыс. рублей;- от 90 до 120 тыс. рублей;- более 120 тыс. рублей.
7. Говоря о таких покупках, как одежда, обувь и аксессуары, как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для покупки данных товаров?
- да, весьма удачное время;- возможно совершить;- нет, лучше воздержаться от данных покупок.
8. Говоря о таких покупках, как товары длительного пользования – бытовая техника, электроника, автомобиль и недвижимость – как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для покупки данных товаров?
- да, весьма удачное время;- возможно совершить;- нет, лучше воздержаться от данных покупок.
8. Укажите Ваш пол:
- мужской;- женский;
9. Укажите Ваш возраст: ____
10. Ваш ежемесячный уровень дохода входит в диапазон:
- менее 10000 рублей;- от 10000 рублей до 30000 рублей;- от 30000 рублей до 45000 рублей;- от 45000 рублей до 60000 рублей;- больше 60000 рублей.
Варианты ответов ранжируются, начиная от «очень положительно», «положительно», «нейтрально», «отрицательно» и «очень отрицательно».
3) Преобразование исходных данных в оценку потребительских настроений.По каждому из заданных вопросов формируются частные индексы, которые рассчитываются путем вычитания доли отрицательных ответов из доли положительных ответов, и к этому значению прибавляется 100. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов.
Полученная в результате исследования потребительских настроений населения информация может быть использована для прогнозирования. Это обусловлено тем, что вопросы, на основе которых строится индекс, фокусируются на понимании того, как потребители трактуют информацию о текущем и будущем развитии экономики. А потребители, при принятии решений о своих текущих расходах и сбережениях, учитывают и некую информацию о будущем. В дальнейшем авторы планируют использовать изложенную методику для оценки и прогнозирования потребительских настроений в одном из секторов потребительского рынка Калининградской области.
Литература:
- Абель Э. Макроэкономика / Абель Э., Бернанке Б. СПБ: Питер, 2008. 768 с.
- Гришина Е.Н., Трусова Л. Оценка потребительских ожиданий и потребительского настроения населения России // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 19-2.
- Ибрагимова Д.Х. Индекс потребительских настроений/ Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. - Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005. 116 с.
- Левада Ю. Обновленная методика измерения индекса социальных настроений // LEVADA.RU: аналитический центр Юрия Левады. URL: http://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory/obnovlennaya-metodika-izmereniya-indeksa-sotsialnyh-nastroenij-isn/ (дата обращения: 01.03.2016)
- Рыжкова М.В. Социально-экономические факторы потребительского поведения / Рыжкова М.В. Томск: изд-во Том. Ун-та, 2008 г. 202 с.
- Curtin R. Consumer Sentiment Surveys: Worldwide Review and Assessment // DATA.SCA.ISR.UMICH.EDU: surveys of consumers University of Michigan. URL: https://data.sca.isr.umich.edu/fetchdoc.php?docid=34883(дата обращения: 02.03.2016)
- Merkle D., Langer E., Sussman D. Consumer Confidence: Measurement and Meaning // ABCNEWS.GO.COM: Internet Ventures. URL: http://abcnews.go.com/images//ConsumerConfidence061804.pdf(датаобращения: 02.03.2016)
- E. Crofoot, M. Paterra, E. Hayek. Consumer Confidence. Survey Technical Note // CONFERENCE-BOARD.ORD: Trusted Insights for Business Worldwide. URL: https://www.conference-board.org/lPDF_4134_1298367128.pdf(дата обращения: 02.03.2016)
Похожие статьи
Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе
В статье представлены результаты ретроспективного обзора методологических подходов к оценке индекса потребительских настроений, а также изложен подход к мониторингу настроений потребителей в Калининградской области.
Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области
В статье представлена методика расчета индекса потребительских настроений для рынка одежды и обуви. Методика адаптирована к условиям Калининградской области.
Исследование рынка общественного питания Калининградской области
В данной статье приводятся результаты исследования рынка общественного питания Калининградской области, выявляется основные тенденции и потребительские предпочтения. На основании результатов исследования делаются прогнозы и рекомендации.
Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания
В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.
Оценка динамики численности населения Калининградской области, изменения его половой структуры и занятости
В статье рассмотрены основные статистические показатели рынка труда Калининградской области. Представлены результаты анализа трудовых ресурсов Калининградской области, а также выявлена проблема рынка труда и предложено её решение.
Оценка и пути улучшения инвестиционного потенциала Московской области
В статье рассматриваются оценка инвестиционного потенциала Московской области и разработка стратегии его повышения. Проанализированы данные социологического опроса населения, SWOT-анализа и PEST-анализа. Выработаны рекомендации по повышению конкурент...
Оценка деловой активности в регионе
В статье представлены: обзор отечественного и зарубежного опыта оценки деловой активности на основе индексного подхода, систематизация субъектов и объектов анализа деловой активности, предложения по региональному мониторингу деловой активности.
Информационное обеспечение моделирования портрета потребителей продуктов питания Калининградской области
В статье описана авторская методика подготовки исходных данных для формирования портрета потребителя продуктов питания в Калининградской области – эксклавном регионе России для дальнейшего моделирования на основе корреляционно-регрессионного метода.
Обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона
В статье представлено обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона России – Калининградской области. Проведен анализ влияющих на банк факторов внешней сред (PEST-анализ), выявлены основные ...
Методологические проблемы оценки эффективности мероприятий молодежной политики
Статья посвящена анализу подходов к оценке эффективности мероприятий молодежной политики, в ней предложена возможная структура показателей (индикаторов) количественного и качественного характера отдельного мероприятия, намечена классификация типов ме...
Похожие статьи
Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе
В статье представлены результаты ретроспективного обзора методологических подходов к оценке индекса потребительских настроений, а также изложен подход к мониторингу настроений потребителей в Калининградской области.
Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области
В статье представлена методика расчета индекса потребительских настроений для рынка одежды и обуви. Методика адаптирована к условиям Калининградской области.
Исследование рынка общественного питания Калининградской области
В данной статье приводятся результаты исследования рынка общественного питания Калининградской области, выявляется основные тенденции и потребительские предпочтения. На основании результатов исследования делаются прогнозы и рекомендации.
Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания
В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.
Оценка динамики численности населения Калининградской области, изменения его половой структуры и занятости
В статье рассмотрены основные статистические показатели рынка труда Калининградской области. Представлены результаты анализа трудовых ресурсов Калининградской области, а также выявлена проблема рынка труда и предложено её решение.
Оценка и пути улучшения инвестиционного потенциала Московской области
В статье рассматриваются оценка инвестиционного потенциала Московской области и разработка стратегии его повышения. Проанализированы данные социологического опроса населения, SWOT-анализа и PEST-анализа. Выработаны рекомендации по повышению конкурент...
Оценка деловой активности в регионе
В статье представлены: обзор отечественного и зарубежного опыта оценки деловой активности на основе индексного подхода, систематизация субъектов и объектов анализа деловой активности, предложения по региональному мониторингу деловой активности.
Информационное обеспечение моделирования портрета потребителей продуктов питания Калининградской области
В статье описана авторская методика подготовки исходных данных для формирования портрета потребителя продуктов питания в Калининградской области – эксклавном регионе России для дальнейшего моделирования на основе корреляционно-регрессионного метода.
Обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона
В статье представлено обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона России – Калининградской области. Проведен анализ влияющих на банк факторов внешней сред (PEST-анализ), выявлены основные ...
Методологические проблемы оценки эффективности мероприятий молодежной политики
Статья посвящена анализу подходов к оценке эффективности мероприятий молодежной политики, в ней предложена возможная структура показателей (индикаторов) количественного и качественного характера отдельного мероприятия, намечена классификация типов ме...