Современные тенденции на рынке срезанных цветов: направления развития зарубежного и отечественного рынка (на примере Калининградской области) | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 2569 раз

Библиографическое описание:

Кашпаров, Д. В. Современные тенденции на рынке срезанных цветов: направления развития зарубежного и отечественного рынка (на примере Калининградской области) / Д. В. Кашпаров, Карина Нургалиева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/970/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В статье рассмотрены последствия ужесточения правил ввоза цветочной продукции, выращенной в Голландии, для мирового экспорта свежих цветов и для Российского рынка. Определены основные тенденции развития цветочного рынка России на примере Калининградской области. Также предложены возможные пути развития рынка свежих цветов Калининградской области.

Ключевые слова: рынок свежих цветов, Калининградская область, импорт цветов, экспорт цветов.

 

Сегодня рынок свежих цветов достаточно обширен. В каждом городе можно встретить большое количество цветочных салонов, магазинов. Для России характерной чертой является инвестирование средств в производство цветочной продукции частными лицами. В тоже время, если обратиться к мировому опыту, то следует отметить, что для Эквадора и Голландии характерно развитие производства цветочной продукции за счёт государственных субсидий, что объясняется ролью цветов в доходном бюджете страны [10].

По данным сайта ландшафтной индустрии России: на сегодняшний день в РФ функционирует 518 питомников и 161 садовый центр, осуществляющих выращивание свежих цветов под срезку [7]. Среди наиболее крупных производителей цветов в России отметим «Цветы Удмуртии», выращивающие около 10 миллионов цветов в год. Также стоит обратить внимание на холдинг «Пулковские цветы», объем производства которого за 2015 год составил 4,5 миллиона цветов [6]. Небольшое количество таких организаций и их объем производства объясняется тем, что рынок свежих цветов России находится на ранней стадии развития. Для сравнения: голландское подразделение концерна Royal Hilverda Group ежедневно производит 1,2 миллиона гвоздик [8].

Особое внимание стоит обратить на то, что достаточно весомую долю рынка свежих срезанных цветов России занимают импортные цветы: «К сожалению, российские производители на сегодня занимают лишь 10% всего цветочного рынка. И даже если Россия откажется от импортных цветов, они смогут обеспечить лишь 35% спроса граждан. Это касается не только количества, но и ассортиментной линейки. Более того, большинство местных производителей используют голландские технологии — оборудование, вспомогательные материалы и даже семена, поэтому и цветок будет стоить не меньше импортного» [4].

В связи с ужесточением ввоза цветов, выращенных в Голландии, и колебаний на валютном рынке закономерным шагом является переориентирование российского рынка на отечественное цветоводство. Напомним, что в 2007 году также был введен запрет на ввоз свежих цветов в Россию, который продлился около полугода. Многие игроки цветочного рынка тогда отметили, низкую долю российской продукции на внутреннем рынке. То, что на сегодняшний день ситуация не изменилась, говорит об отсутствии развития рынка [9].

Для сравнения обратимся к деятельности зарубежных производителей свежих цветов. Прежде всего это Голландия. Цветы выступают в качестве основы голландского экспорта, а страна занимает третье место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции [2]. 65% от мирового экспорта цветов принадлежит Голландии [12]. На сегодняшний день важной чертой цветочного рынка Голландии является знаменитый аукцион цветов в Алсмере. Каждое утро «часы» Луиса ван ден Хорна начинают свой ход от максимальной цены к минимальной, за четыре часа работы аукциона продается порядка двенадцати миллионов роз. Каждый год аукцион осуществляет продажу 900 миллионов роз, 250 миллионов тюльпанов и миллионы других цветов. Основная часть купленных стеблей отправляется во Францию, Германию, часть транспортируется в Японию, Сингапур [3].

В 2015 году экспорт цветов из Голландии в Россию существенно снизился, что связано с ужесточением Россельхознадзором правил ввоза свежих срезанных цветов из Голландии с 10 августа 2015 года. По словам посла Нидерландов Рона ван Дартела: «Экспорт в Россию уменьшился примерно на 35% в этом году, а по некоторым данным даже на 50%. Это наносит большой ущерб нашей совместной экономической деятельности» [13]. На сегодняшний день можно говорить о падении экспорта из Голландии в Россию с 2,07 млрд евро в 2014 году до 1,26 млрд в 2015. Кроме того, добавим, что в 2014 году из 79 тысяч тонн экспортированных цветов только около 30,7 тысяч были привезены из Голландии [9].

В это же время Эквадор стремится к увеличению экспорта цветов в Россию. По словам замглавы Министерства внешней торговли Эквадора Алехандро Давалоса на конференции ВТО в Найроби: «Мы предпринимаем меры по усилению присутствия на российском рынке, работаем через различные механизмы для увеличения экспорта — в основном фруктов, овощей, роз и в целом свежесрезанных цветов». Отметим, что в 2014 году на долю экспорта цветов и растений из Эквадора приходилось менее 19% [11]. Основные направления экспорта цветов из Эквадора – это США, Италия, Россия, Германия и Канада. Также после того, как Россия ужесточила контроль голландской цветочной продукции, Эквадор начал поставлять цветы напрямую, минуя голландские аукционы [11].

На 65% вырос объем экспорта срезанных цветов из Турции. Если в первой декаде 2014 года объем поставок составлял 12 миллионов стеблей, то на 2015 года их количество достигло 20 миллионов [5]. Наглядно проследить динамику объема импорта срезанных цветов мы можем на статистических данных по Северо-Западному федеральному округу, представленных в таблице 1:

Таблица 1

Импорт срезанных цветов и зелени [6]

Год

Объем, тыс. тонн

2013

47.7

2014

45

2015

34

 

Благодаря странам-экспортерам, которые продолжили сотрудничество, ситуация на рынке срезанных цветов Калининградской области не претерпела существенных изменений: не изменился ни ассортимент, ни цены на цветочную продукцию. В тоже время стоит отметить, что местные компании не обратились за продукцией к отечественным производителям. После введения ограничений на ввоз срезанных растений в августе 2015 года крупные импортеры Калининградской области (такие как «Цветы Голландии», «Протея», «Флора») продолжили поставлять импортные цветы от производителей, находящихся в Эквадоре, Кении, Испании, Турции и др. Выращиванием отечественной цветочной продукции на Калининградском рынке занимается питомник декоративных растений «Калинково». Магазины питомника («Калинково» и партнерская сеть «Розенштрассе») осуществляют продажу местных цветов, хотя в ассортименте присутствует и импортная продукция.

Открытым остается вопрос о причинах, ориентирующих продавцов на импортную продукцию. Крупные отечественные поставщики цветочной продукции[1] говорят о том, что введение Россельхознадзором запрета никак не повлияло на деятельность компаний. В первую очередь это связано с тем, что запрет наложен только на цветы, выращенные в Голландии, но при этом есть возможность продолжать покупать цветы других стран-партнеров (Эквадор, Кения, Турция и др.) как на голландском цветочном аукционе, так и на прямую у производителя. Управляющий группой компаний «Калинково» Артур Лоза акцентирует внимание на увеличение спроса на тюльпаны, выращенные в питомнике «Калинково». В этом году было произведено три миллиона тюльпанов, в следующем году компания планирует удвоить количество цветов, а в перспективе полностью отказаться от импорта и производить 12 миллионов тюльпанов ежегодно. Также в теплицах компании «Калинково» выращивают хризантему. Стоит отметить, что в Калининградской области «Калинково» реализует лишь малую часть (магазины «Калинково» и партнерская сеть «Розенштрассе»), в большей степени ориентируясь на поставки в крупные города России.Таким образом, основное количество цветочной продукции, реализуемой в Калининграде, имеет импортное производство.

Помимо питомника «Калинково» необходимо упомянуть сельскохозяйственный производственный кооператив «Флор», которым в этом году было произведено 110 тысяч тюльпанов. Также в Калининградской области находится агрофирма «Город – сад», но в настоящий момент организация только начинает свою деятельность по выращиванию цветов.

Используя некоторые подсчёты, можно говорить о том, что на начало 2016 года в Калининградской области было произведено 3 миллиона 110 тысяч тюльпанов. Исходя из этого, мы видим недостаточный объём производства цветочной продукции в Калининградской области, а также отсутствие ассортимента (выращиваются только тюльпаны (весной) и хризантемы (осенью)). В качестве иллюстрации в таблице 2 приведём сравнение объёмов производства и объёмов импорта цветочной продукции в Калининградскую область за 2016 год:

Таблица 2

Сравнение объёмов производства и объёмов импорта цветочной продукции в Калининградскую область за 2016 год

Год

Объем производства, тонны

Объем импорта, тонны

2016

62,2[2]

480 [1]

 

В качестве наиболее вероятной причины можно указать более высокую стоимость отечественных срезанных цветов по сравнению с импортными. В первую очередь, учитывая тот факт, что оборудование и посадочный материал (луковицы тюльпанов) закупается в Голландии[3]. В таблице 3 мы рассмотрим среднюю стоимость в рознице наиболее популярных позиций на цветочном рынке (также выращиваемых в Калининградской области), предложенную местными производителями («Флор», «Калинково»), и цены на цветочную продукцию, закупаемую у иностранных производителей («Цветы Голландии», «Протея», «Флора» и др.):

Таблица 3

Средняя стоимость в рознице наиболее популярных позиций на цветочном рынке

Виды цветов

Отечественная продукция

Импортная продукция

Хризантема, руб./шт.

100 – 150

90 - 120

Тюльпан, руб./шт.

40 – 100

30-70

 

Таким образом, приходим к выводу, что на сегодняшний день существует несколько препятствий к увеличению доли отечественной продукции на рынке свежих срезанных цветов и в первую очередь это сравнительно высокие цены на отечественную цветочную продукцию при недостаточных объемах производства. В связи с этим мы считаем возможными два пути развития отечественного рынка свежих срезанных цветов:

  1. Увеличение объемов производства (объем производства ≥ объем продаж),
  2. Ориентация на импортную продукцию.

В первом случае необходим пересмотр ценовой политики отечественного производителя (становление цен способных конкурировать с ценами на зарубежную продукцию), а также поиск дополнительных мощностей для увеличения производства. В перспективе возможен полный отказ от импортной продукции и, возможно, начало экспорта отечественной цветочной продукции.

В случае ориентации на зарубежную продукцию мы признаем недостаточность отечественных ресурсов и неспособность развития отечественного рынка свежих цветов, но в качестве положительной стороны можно отметить местоположение Калининградской области. При таком взгляде на ситуацию можем предположить возможность использования мощностей Калининградской области как транзитного пункта по транспортировке импортной цветочной продукции, что в первую очередь снизит затраты на логистику, возможно, даст развитие сотрудничеству со странами СНГ и ближнего зарубежья, благотворно влияя на бюджет Калининградской области.

 

Литература:

 

  1. Более двух миллионов цветов завезено к 8 марта в Калининград // Маяк Балтики URL: http://mayakbalt.ru/?p=4978. (Дата обращения: 06.04.16).
  2. Голландия и ее цветы: прошлое и настоящее // Все о комнатных растениях URL: http://www.flowersweb.info/interesting/holland_part1.php. (Дата обращения: 25.03.16).
  3. Голландия и ее цветы: прошлое и настоящее // Все о комнатных растениях URL: http://www.flowersweb.info/interesting/holland_part2.php. (Дата обращения: 25.03.16).
  4. Доля российских цветов на рынке не превышает 10%, заверили в отрасли   // Русская служба новостей URL: http://rusnovosti.ru/posts/408824. (Дата обращения: 27.03.16).
  5. Значительно вырос объем экспорта цветов из Турции в Россию  // TRT-AnasayfaURL: http://www.trt.net.tr/russian/iz-rossiiskogo-i-turietskogomira/2015/03/11/znachitiel -no-vyros-obiem-eksporta-tsvietov-iz-turtsii-v-rossiiu-257924. (Дата обращения: 25.03.16).
  6. Импортных цветов на 8 марта стало меньше // Новости экономики и финансов СПб, России и мира URL: http://www.dp.ru/a/2016/03/09/Cveti_k_8_marta/. (Дата обращения: 26.03.16).
  7. Ландшафтная индустрия России // Ландшафтная индустрия России URL: http://landscape-industry.ru/. (Дата обращения: 25.03.16).
  8. Ставка на тюльпаны // Вокруг света – первый познавательный портал URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7708/. (Дата обращения: 26.03.16).
  9. Цветоводства в России как бы нет   // Вести Экономика: Главные события российской и мировой экономики, деловые новости, фондовый рынок URL: http://www.vestifinance.ru/articles/60722. (Дата обращения: 26.03.16).
  10. Цветочный бизнес в условиях кризиса // Малый бизнес: бизнес-планы и руководства по открытию своего бизнеса URL: http://www.openbusiness.ru/html/dop5/flower-crisis.htm. (Дата обращения: 25.03.16).
  11. Эквадор намерен нарастить экспорт фруктов, овощей и цветов в Россию // RamblerNewsServiceURL: https://rns.online/consumer-market/Ekvador-nameren-narastit-eksport-fruktov-ovoschei-i-tsvetov-v-Rossiyu-2015-12-18/. (Дата обращения: 25.01.15).
  12. Экономика Нидерландов   // География URL: http://geolike.ru/page/gl_6072.htm. (Дата обращения: 28.03.16).
  13. Экспорт из Нидерландов в Россию в первом полугодии упал на 35-50% // Интерфакс: новости URL: http://www.interfax.ru/business/469166. (Дата обращения: 25.03.16).

[1] В качестве аргументов использованы точки зрения таких организаций, как сеть магазинов «Цветы Голландии» и группа компаний «Калинково».

[2] Будем считать, что средний вес цветка составляет 20 грамм, а за январь-март в Калининграде было выращено 3 млн 110 тысяч цветов («Калинково» и «Флор»).

[3] Артур Лоза («Калинково») упоминает голландское оборудование для теплиц, Сергей Середа (председатель «Флор») говорит об использовании голландского посадочного материала.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, Голландия, Россия, цветочная продукция, цвет, Эквадор, импортная продукция, миллион, цветочный рынок, отечественная цветочная продукция.

Ключевые слова

Калининградская область, : рынок свежих цветов, импорт цветов, экспорт цветов

Похожие статьи

Развитие рынка электроприборов на основе компании Wu’an Yupegn Power Co., Ltd

В данной статье проводится комплексный рыночный и экономический анализ компании, представителя рынка электроприборов в Китае. Оценивается рыночная доля участников рынка, перспективы развития рынка и возможные стратегические направления в условиях осу...

Перспективы развития российского рынка вина в условиях санкций

В статье проанализированы основные тенденции текущего развития российского рынка вина. Выделены фундаментальные факторы отрасли и экономики страны, которые влияют на его ключевые показатели. Проанализирована динамика цен на мировом рынке вина и объем...

Тенденции развития рынка продовольственных товаров в приграничном регионе на примере Калининградской области

В статье рассмотрены основные тенденции развития рынка продовольственных товаров в Калининградской области в условиях санкционной политики – введения экономических санкций против России и российских контрсанкций. Представлен анализ динамики за 2011-2...

Особенности процессов экспансии и проникновения банковского капитала в странах СНГ на примере Республики Армения и Российской Федерации

В рамках данной статьи были проанализированы особенности процессов экспансии и проникновения банковского капитала на постсоветском пространстве. Детально рассмотрено современное состояние процесса интеграции капитала российских банков в банковский се...

Потенциал российских функциональных рыбных продуктов на рынке Китая

В статье рассматриваются практические аспекты повышения объемов и совершенствования структуры продаж отечественных рыбных продуктов на рынке Китайской Народной Республики в условиях реализации в России программ поддержки несырьевого экспорта и расшир...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрен фармацевтический рынок Российской Федерации и проведен анализ его конъюнктуры. Конъюнктурный анализ рынка позволил определить текущее положение на фармацевтическом рынке, его перспективы, спрос и потребности потребителей, а так же...

Развитие фармацевтического рынка и механизмы реализации инновационных программ

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2013–2014 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, Выявлены основные тенденции развития фарм...

Вертикальные маркетинговые системы на рынке потребительских товаров Калининградской области: предпосылки и особенности формирования

В статье дана краткая характеристика рынка потребительских товаров Калининградской области, рассмотрены институциональные факторы внешней среды, обуславливающие предпосылки формирования вертикальных маркетинговых систем в распределительных каналах. П...

Организация производства мягких игрушек как одно из направлений импортозамещения на отечественном рынке детских товаров

В статье в качестве одного из направлений импортозамещения на рынке детских товаров предложена организация производства мягких игрушек. Проанализирован российский рынок детских игрушек за период 2020–2021 гг.: определены основные поставщики-импортеры...

Анализ влияния санкционных ограничений и политики импортозамещения на стратегию развития компаний — поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники

В статье проведена оценка угроз деятельности компаний поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники связанных с действием санкционных ограничений на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стор...

Похожие статьи

Развитие рынка электроприборов на основе компании Wu’an Yupegn Power Co., Ltd

В данной статье проводится комплексный рыночный и экономический анализ компании, представителя рынка электроприборов в Китае. Оценивается рыночная доля участников рынка, перспективы развития рынка и возможные стратегические направления в условиях осу...

Перспективы развития российского рынка вина в условиях санкций

В статье проанализированы основные тенденции текущего развития российского рынка вина. Выделены фундаментальные факторы отрасли и экономики страны, которые влияют на его ключевые показатели. Проанализирована динамика цен на мировом рынке вина и объем...

Тенденции развития рынка продовольственных товаров в приграничном регионе на примере Калининградской области

В статье рассмотрены основные тенденции развития рынка продовольственных товаров в Калининградской области в условиях санкционной политики – введения экономических санкций против России и российских контрсанкций. Представлен анализ динамики за 2011-2...

Особенности процессов экспансии и проникновения банковского капитала в странах СНГ на примере Республики Армения и Российской Федерации

В рамках данной статьи были проанализированы особенности процессов экспансии и проникновения банковского капитала на постсоветском пространстве. Детально рассмотрено современное состояние процесса интеграции капитала российских банков в банковский се...

Потенциал российских функциональных рыбных продуктов на рынке Китая

В статье рассматриваются практические аспекты повышения объемов и совершенствования структуры продаж отечественных рыбных продуктов на рынке Китайской Народной Республики в условиях реализации в России программ поддержки несырьевого экспорта и расшир...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрен фармацевтический рынок Российской Федерации и проведен анализ его конъюнктуры. Конъюнктурный анализ рынка позволил определить текущее положение на фармацевтическом рынке, его перспективы, спрос и потребности потребителей, а так же...

Развитие фармацевтического рынка и механизмы реализации инновационных программ

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2013–2014 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, Выявлены основные тенденции развития фарм...

Вертикальные маркетинговые системы на рынке потребительских товаров Калининградской области: предпосылки и особенности формирования

В статье дана краткая характеристика рынка потребительских товаров Калининградской области, рассмотрены институциональные факторы внешней среды, обуславливающие предпосылки формирования вертикальных маркетинговых систем в распределительных каналах. П...

Организация производства мягких игрушек как одно из направлений импортозамещения на отечественном рынке детских товаров

В статье в качестве одного из направлений импортозамещения на рынке детских товаров предложена организация производства мягких игрушек. Проанализирован российский рынок детских игрушек за период 2020–2021 гг.: определены основные поставщики-импортеры...

Анализ влияния санкционных ограничений и политики импортозамещения на стратегию развития компаний — поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники

В статье проведена оценка угроз деятельности компаний поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники связанных с действием санкционных ограничений на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стор...

Задать вопрос