Некоторые подходы к определению понятия «бюджет»: правовой аспект бюджета
Автор: Маркина Наталья Анатольевна
Рубрика: Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 30.06.2016
Статья просмотрена: 3141 раз
Библиографическое описание:
Маркина, Н. А. Некоторые подходы к определению понятия «бюджет»: правовой аспект бюджета / Н. А. Маркина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4 (6). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1122/ (дата обращения: 15.11.2024).
Бюджет, помимо материальной, экономической и политической точек зрения, рассматривается также и с позиции права.
С правовой точки зрения, бюджет в первую очередь представляет из себя закон (нормативно-правовой акт местного самоуправления), разработанный исполнительным органом государственной или муниципальной власти в соответствии с действующим законодательством, рассмотренный и утвержденный представительным органом государственной власти, одобренный и подписанный главой государственного либо муниципального образования.
Федеральный бюджет есть закон, разработанный Правительством РФ в соответствии с законодательством Правительством РФ, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.
Рассматривая бюджет с правовой точки зрения, в нем можно выделить следующие характеристики:
– бюджет — это основной финансовый план государства;
– бюджет является актом высшей юридической силы;
– данный акт высшей юридической силы характеризуется особым порядком составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и предоставления отчетности об исполнении. Указанный особый порядок именуется «бюджетный процесс».
Бюджетный процесс — это регламентированная нормами бюджетного права деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса [1].
В. Т. Батычко выделяет пять стадий Бюджетного процесса [2]:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение проекта бюджета,
3) утверждение бюджета;
4) исполнение бюджета;
5) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Большинство же ученых, руководствуясь структурой Бюджетного кодекса, в частности названием раздела VII БК РФ, выделяют только 4 стадии бюджетного процесса, объединяя в один этап стадию рассмотрения проекта бюджета со стадией утверждения бюджета.
Стоит отметить, что в науке высказывается точка зрения о наличии так называемой «нулевой стадии». Данный этап предшествует стадии составления бюджета, и представляет собой подготовительные мероприятия, выраженные в анализе и отслеживании динамики текущего экономического положения государства, прогнозе реализации федеральных программ и т. д.
Работа над составлением проекта бюджета стартует после принятия Президентом России решения о начале разработки проекта федерального бюджета. Организация мероприятий по составлению проекта федерального бюджета возложена на Правительство РФ.
Среди материалов, подготавливаемых Правительством России в рамках работы над составлением проекта федерального бюджета, можно выделить прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ и т. д.
Территориальные органы Правительства скрупулезно прорабатывают имеющиеся исходные экономические данные и детально согласовывают контрольные цифры разрабатываемого бюджетного проекта.
В формировании исходных данных, на которых основывается проект Федерального бюджета, непосредственное участие принимает также Центральный Банк Российской Федерации, который не позднее 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Стоит также отметить, что Правительство Российской Федерации задействовано не только в работе над составлением проекта федерального бюджета на грядущий финансовый год, но и оказывает влияние на бюджетные процессы в субъектах России. В частности, посредством оказания информационной помощи: Правительство доводит до сведения региональных органов власти субъектов инструкции, в которых обозначены нюансы составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, а также оговариваются централизованно установленные социальные и финансовые нормативы.
Исполнительные органы власти субъектов, в свою очередь, доводят указанную информацию до сведения представительных органов власти нижестоящего уровня.
Данные о несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований направляются исполнительными органами соответствующего уровня в вышестоящий исполнительный орган. Указанная информация используется впоследствии при определении показателей дотаций, субсидий, субвенций, подлежащих выделению из государственного бюджета в адрес конкретного государственного либо муниципального образования в следующем году.
Ранее при рассмотрении исторических аспектов категории «бюджет», указывалось, что возникновение бюджета стало возможным благодаря обеспечению контроля со стороны населения за государственными доходами и расходами. Именно возможность участия широких масс через своих представителей в определении объема, характера и направленности предстоящих государственных расходов является смыслообразующей основой бюджета. В настоящее время, данная основа выражена в стадии рассмотрения проекта бюджета представительным органом власти.
В соответствии с имеющейся правоприменительной практикой, стадия рассмотрения проекта федерального бюджета всегда сопряжена с множеством осложнений, что повлекло за собой необходимость ее детальной регламентации.
Составленный Правительством РФ проект государственного бюджета направляется на рассмотрение в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года. В течение трех дней со дня принятия проекта бюджета на рассмотрение Государственной Думы, он должен направляться в Счетную палату РФ для дачи заключения, а также в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений. Срок рассмотрения проекта бюджета Государственной Думой составляет 60 дней.
Утверждение проекта федерального бюджета возможно только после его рассмотрения в трех чтениях. В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, после одобрения которой он направляется на подписание Президенту РФ.
В связи с тем, что рассмотрение бюджета характеризуется сложной процедурой, законодателем предусмотрен риск затягивания указанной стадии и разработан порядок расходования денежных средств в указанной ситуации. В частности, при непринятии бюджета до 1 января конкретного года федеральные органы исполнительной власти имеют право производить ежемесячное расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам расходов и отдельным предметным статьям в размере одной трети фактически произведенных расходов за IV квартал предшествующего года.
Исполнение бюджета длится в течение соответствующего финансового года с 1 января по 31 декабря и представляет собой деятельность исполнительных органов власти, организованную специализированными финансовыми органами, основанную на сводной бюджетной росписи и кассовом плане. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом.
Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.
Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.
Рассмотрение иутверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти.
Бюджетная отчетность включает:
– отчет об исполнении бюджета;
– баланс исполнения бюджета;
– отчет о финансовых результатах деятельности;
– отчет о движении денежных средств;
– пояснительную записку.
Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Ежегодно не позднее 1 августа текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.
Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета. При этом палата использует материалы и результаты проведенных проверок.
Государственная Дума рассматривает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.
При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
– доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
– доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.
– по предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
– по предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.
По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:
об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
В случае отклонения Государственной Думой федерального закона об исполнении федерального бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий одного месяца [1].
Исходя из вышеизложенного, с правовой точки зрения, бюджет имеет материально-правовую природу, выраженную в виде закона, в обеспечение исполнения которого разработан специальный процессуальный механизм.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016г.) // СПС КонсультантПлюс.
- Батычко В. Т. Финансовое право: конспект лекций [электронный ресурс] URL.: http://www.aup.ru/books/m231/ (дата обращения 03.04.2016 г.).