Потенциал сферы бытовых услуг в развитии инноваций и предпринимательской инициативы
Автор: Дорошев Владислав Игоревич
Рубрика: Предпринимательство
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 02.07.2016
Статья просмотрена: 959 раз
Библиографическое описание:
Дорошев, В. И. Потенциал сферы бытовых услуг в развитии инноваций и предпринимательской инициативы / В. И. Дорошев. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4 (6). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1133/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается проблема структурных изменений в сфере услуг, как основа для реализации предпринимательской инициативы. Автор характеризует многообразие видов бытовых услуг и факторы, стимулирующие их развитие. Акцент внимания автор делает на инновационном потенциале видов деятельности, привлекательных для малого и среднего бизнеса, связанных с производством фото-услуг, подчеркивая преимущества инновации конвергентного подхода.
Ключевые слова: услуга, сервисное производство, структура сферы услуг, бытовые услуги, конвергентный подход
В структуре современной экономики сфера услуг уверенно укрепляет свои позиции, оттесняя промышленность и сельское хозяйство в формировании ВВП и обеспечении благосостояния населения на второй план. Развитие науки и технологий обусловили в последней трети ХХ века бурное развитие сервисных отраслей национальной экономики, производство которых сопряжено с созданием разнообразных видов услуг, как привычных для потребителя бытовых, так и характерных для нового века информационных, финансовых, коммуникационных и иных услуг инновационного содержания. Вне зависимости от вида услуг производство сервисного продукта имеет особенности, так как отражает активность людей, вступающих в процессе самого производства в специфические взаимодействия. Отношения по поводу оказания разного вида услуг направлены на удовлетворение запросов потребителей путем создания некоторых благ, востребованных на разных уровнях потребления важных как для общества в целом, так и для отдельного индивида.
По данным федеральной службы государственной статистики в 2014 г. доля услуг в отраслевой структуре ВВП России составила 56, 9 % (без учета торговли) [1]. В таблице № 1 представлено распределение включенных в базу показателей, которые раскрывают основные направления производства услуг в стране. При этом в 2014 году сфера услуг обеспечивала трудом 65 % занятых в экономике граждан, в то время как в промышленности занятость составляла 20 %, в сельском хозяйстве — 7 %, в строительстве — 8 %.
Таблица 1
Услуги вотраслевой структуре ВВП России (2014г.)%
Наименования |
% |
Сельское хозяйство |
4,2 |
Добыча ископаемых |
10,3 |
Обрабатывающая промышленность |
15, 6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, прочие коммунальные услуги |
5,2 |
Строительство |
6,5 |
Торговля |
18,4 |
Транспорт и связь |
8,7 |
Финансы и услуги |
17,5 |
Государственное управление, образование, здравоохранение и военная безопасность |
13,6 |
Производство услуг привлекательно для создания небольших коммерческих предприятий и реализации предпринимательской инициативы малого и среднего бизнеса. Создание собственного дела в сфере сервиса не требует больших финансовых вложений, в то же время экономическая ситуация в России по данным ВБ достаточно благоприятна для становления собственного дела в сфере услуг. В последнее десятилетие доля среднего класса в общей численности населения выросла с 30 % до 60 %. Как подчеркивают аналитики ВБ, «Россия превратилась в общество со средним уровнем доходов, при этом движущей силой экономического роста является потребительский спрос». В Докладе WorldBankGroup за 2014 г. подчеркивается, что в условиях кризиса, ограниченных бюджетных ресурсах, сокращении внешних инвестиций создание своего дела или наемный труд у индивидуальных предпринимателей один из факторов, который определяет относительную стабильность на рынке труда [2]. Интересы и запросы среднего класса, на долю которого приходится 86 % совокупного потребления домохозяйств, сформировали модель частного потребления, создавая условия для развития предпринимательской инициативы в сфере сервиса.
Также следует отметить изменение социального образа жизни населения страны, что следует рассматривать следствием существенного снижения уровня бедности и уменьшением влияния факторов уязвимости рисков. Рост благосостояния населения влечет развитие потребностей, направленных на преобразование социально-культурных и бытовых сторон жизнедеятельности людей. Создание небольших предприятий сферы услуг обеспечит удовлетворение потребностей в реализации свободного времени жителей, в преображении социально-культурной среды мест проживания, в создании комфорта и удобств населения. Сервисное производство располагает потенциалом технических и технологических инноваций и способно удовлетворять самые разнообразные потребности, социальные, интеллектуальные, физические и иные.
Анализ факторов роста сферы услуг в общей структуре экономики характеризует переход общества к стадии постиндустриального развития. Среди наиболее значимых факторов следует выделить следующие аспекты влияния на развития сервиса:
– структурно-технологическая перестройка материального производства;
– возрастание роли человека в экономике как производителя и как потребителя;
– социально-демографические изменения современного общества;
– интеллектуализация труда и развитие инноваций нематериальной сферы производства.
Формирование условий для развития малого и среднего бизнеса в стране оказали влияние и на структуру сферы услуг. По данным государственной аналитики, отражающей общий оборот сервисного производства в 2014 г., было выделено 10 приоритетных направлений, исключая услуги торговли [3], востребованные рынком. При этом общий оборот сферы услуг в 2014 году составил 74.68 трлн. рублей. Процентное соотношение показывает структуру сферы услуг в целом и позволяет видеть перспективы развития сервисного производства:
Таблица 2
Структура сферы услуг по основным видам производства (%)
Производство услуг по основным видам |
Доля кобщему обороту отрасли |
Жилищно-коммунальные услуги |
26,9 |
Транспортные услуги |
18,6 |
Услуги связи |
17 |
Бытовые услуги |
10,8 |
Услуги системы здравоохранения |
7,8 |
Услуги системы образования |
6,5 |
Гостиничные и туристские услуги |
4,4 |
Услуги культуры, физической культуры и спорта |
2,1 |
Услуги правового характера |
1,3 |
Социальные услуги лицам с ОВЗ и преклонного возраста |
0,3 |
Другие услуги |
4,3 |
Данные таблицы показывают, что среди разнообразия видов услуг, производство которых приносит существенный доход, как, например, жилищно-коммунальные услуги более 20 трлн. рублей, бытовые услуги по-прежнему занимают важное место. Они составляют существенную часть расходов населения, реализуя утилитарные потребности и социально значимые потребности людей в ремонте, организации праздничных и траурных мероприятий, стирке и глажке одежды, уборке помещений и т. д. По характеру производства к бытовым услугам относят:
– Ремонт, окраску, пошив обуви
– Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов, вязание трикотажа
– Ремонт и техобслуживание радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, изготовление металлических изделий
– изготовление и ремонт мебели
– Химчистка, крашение и стирка
– Ремонт и строительство построек
– Техобслуживание автотранспорта
– Фотоателье, кино лаборатории, экспедиторские услуги
– Бани, парикмахерские, ритуальные и обрядовые услуги
– Прочие услуги
Данные социологического исследования проблем развития сферы бытовых услуг малых и средних городов России показывают, что наиболее значимыми жители считают парикмахерские услуги и ремонт обуви (62 % респондентов). Более 50 % населения указали на услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий. Высоко востребованы услуги ремонта и строительства жилья — 47 % опрошенных лиц. Для 40 % городского населения российских регионов важны услуги техобслуживания и ремонта автотранспортных средств. Приближается к данной цифре и услуги ремонта бытовых машин и приборов (38 %), а также бытовой радиоэлектронной аппаратуры (37 %) И хотя социологи отмечают, что в разных доходных группах приоритеты разные, общий анализ показывает, что бытовые услуги сохраняют свое значение и широко востребованы населением [4]. В то же время прежняя организационная форма, «дом бытовых услуг», требует реорганизации и обновления в соответствии с новыми условиями и новыми потребностями людей.
Для создания собственного дела и реализации предпринимательской инициативы в сфере услуг перспективным направлением представляются услуги, специализированные в области фотографии. Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст, введенному в действие с 1 февраля 2014 г. и отменой предыдущих редакций ОКПД с января 2016 г., услуги фотографии включены в раздел «М. Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью». Об инновационном потенциале данного раздела говорит структура его классов от 69 до 75 (услуги юридические, бухгалтерские, офисные, консалтинговые, перевода, проектирования и др.). В том числе раздел М содержит класс под кодом ОКПД 74 «Услуги профессиональные, научные и технические, прочие». Расшифровка кода ОКПД 74, полученного иерархическим методом классификации с последовательным способом кодирования включает подкласс 74.2 «Услуги в области фотографии». Группа 74.20 «Услуги в области фотографии» и соответствующая подгруппа 74.20.2 «Услуги, специализированные в области фотографии» включает следующие виды деятельности:
– услуги портретной фотографии;
– услуги в области фотографии для рекламы и аналогичных целей;
– услуги в области фото- и видеосъемки событий;
– услуги в области аэросъемки;
– услуги, специализированные в области фотографии прочие;
– также эта группировка включает услуги фотожурналистов.
Создание сервисного продукта, производство услуг согласно указанным в классификаторе видам деятельности объективно опирается на инновационные разработки научно-технического, технологического и организационного характера. Это и современное цифровое оборудование, и аналоговые методы, и инновационные способы обработки изображений и т. д. Инновационный характер производства услуг фотографии проявляется и конвергентным подходом в создании услуги, когда три аспекта объединены в деятельности специалиста — фотографа, а именно, технический аспект, творческий аспект и гуманитарный аспект. Фото услуги становятся больше, чем бытовые услуги, достигая в отдельных случаях высоты искусства. Кроме того, усложнение характера производства услуги предполагает создание творческих организационных структур с распределением ответственности за участок работы и сетевых моделей взаимодействия.
Литература:
- Федеральная служба государственной статистки. — Доступно: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab10.xls
- «Начало новой экономической эры?» — WorldBankGroupMacroeconomics & FiscalManagement. — Доклад об экономике России № 33, 2015.
- Экономика России. Цифры и факты. Сфера услуг. — Доступно: http: // www.utmagazine. ru/ posts/10567-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty.
- Проблемы развития сферы бытовых услуг малых и средних городов. — Доступно: http:// www. altcomsys.ru / problem
Ключевые слова
услуга, структура сферы услуг, сервисное производство, бытовые услуги, конвергентный подходПохожие статьи
Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы
В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...
Инновации в повышении качества обслуживания клиентов в розничном страховании
В данной статье рассматривается важность и актуальность развития инноваций в повышении качества обслуживания клиентов сектора розничного страхования. Проанализированы и выявлены проблемы, мешающие развитию инновационной деятельности в данном направле...
Инновации в гостиничном и ресторанном бизнесе
Материал статьи раскрывает важность инновационных технологий на рынке гостиничных и ресторанных услуг в настоящее время. Гостиничные предприятия и предприятия общественного питания — неотъемлемая часть функционирования экономики в современном мире. ...
Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления экономикой
Статья посвящена теоретическому осмыслению сущности государственно-частного партнерства как эффективного способа управления преобразованиями в различных сферах деятельности. Среди множества системообразующих факторов и условий развития этой формы сот...
Управление конкуренцией специализированных предприятий в сфере защиты информации
В настоящее время современное общество развивается в формате «информационного», что подтверждается существующими концепциями его развития. Информация — главный ресурс инфраструктуры такого общества, а ее защита — приоритетная задача, осуществлением к...
Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях сервиса и туризма
Цена является очень важной экономической категорией для любой сферы деятельности, так как она сильно влияет на потребительскую мотивацию. В связи с тем, что сфера сервиса и туризма активно развивается и приносит высокий доход, все чаще встает вопрос ...
Проблемы продвижения платных медицинских услуг
В настоящее время возрастает значение маркетинга и необходимость применения его инструментов в области платных медицинских услуг на медицинском рынке Москвы. В статье детально проанализированы составляющие комплекса маркетинга для рынка здравоохранен...
Перспективы механизмов государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов
В статье рассматриваются инструменты финансирования инновационной деятельности, а также механизмы государственно-частного партнерства и возможность применения данного инструмента для реализации инновационных и научно-технических проектов. Установлено...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности
Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимател...
Похожие статьи
Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы
В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...
Инновации в повышении качества обслуживания клиентов в розничном страховании
В данной статье рассматривается важность и актуальность развития инноваций в повышении качества обслуживания клиентов сектора розничного страхования. Проанализированы и выявлены проблемы, мешающие развитию инновационной деятельности в данном направле...
Инновации в гостиничном и ресторанном бизнесе
Материал статьи раскрывает важность инновационных технологий на рынке гостиничных и ресторанных услуг в настоящее время. Гостиничные предприятия и предприятия общественного питания — неотъемлемая часть функционирования экономики в современном мире. ...
Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления экономикой
Статья посвящена теоретическому осмыслению сущности государственно-частного партнерства как эффективного способа управления преобразованиями в различных сферах деятельности. Среди множества системообразующих факторов и условий развития этой формы сот...
Управление конкуренцией специализированных предприятий в сфере защиты информации
В настоящее время современное общество развивается в формате «информационного», что подтверждается существующими концепциями его развития. Информация — главный ресурс инфраструктуры такого общества, а ее защита — приоритетная задача, осуществлением к...
Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях сервиса и туризма
Цена является очень важной экономической категорией для любой сферы деятельности, так как она сильно влияет на потребительскую мотивацию. В связи с тем, что сфера сервиса и туризма активно развивается и приносит высокий доход, все чаще встает вопрос ...
Проблемы продвижения платных медицинских услуг
В настоящее время возрастает значение маркетинга и необходимость применения его инструментов в области платных медицинских услуг на медицинском рынке Москвы. В статье детально проанализированы составляющие комплекса маркетинга для рынка здравоохранен...
Перспективы механизмов государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов
В статье рассматриваются инструменты финансирования инновационной деятельности, а также механизмы государственно-частного партнерства и возможность применения данного инструмента для реализации инновационных и научно-технических проектов. Установлено...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности
Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимател...