Малый бизнес и частное предпринимательство в Узбекистане | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Камолов, А. А. Малый бизнес и частное предпринимательство в Узбекистане / А. А. Камолов, У. А. Холмирзаев. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1086/ (дата обращения: 18.12.2024).



Малый бизнес и частное предпринимательство в Узбекистане

Камолов Абдурахмон Ахмаджанович, старший преподаватель;

Холмирзаев Улугбек Абдулазизович, магистр, преподаватель

Наманганский инженерно-педагогический институт (Узбекистан)

Вот уже год за годом в Узбекистане растет число малых и частных предприятий, микрофирм. Сегодня они расположены не только в областном центре, но и в отдаленных населенных пунктах, идет активный процесс модернизации, технического и технологического перевооружения производства.

Очень важно надо отметить и последовательное снижение налогового бремени на предпринимателей. В частности, ставка единого налогового платежа для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, за исключением предприятий торговли и общественного питания, была снижена с 13 % в 2005 году до 7 % в 2010 году, а в 2012 году она установлена в размере 5 %. Уже 2015 году доля частного сектора в ВВП составляет 56,7 % [2].

Рис. 1. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП по Узбекистану (составлено автором по данным Госкомстат Республики Узбекистан)

Благоприятные условия, созданные в нашей стране для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, помощь и поддержка государства способствуют расширению рядов предпринимателей, увеличению их вклада в наполнение внутреннего рынка высококачественной востребованной продукцией.

Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем, что в свою очередь в сочетании с небольшими размерами предприятий и фирм, их технологической, производственной и управленческой гибкостью позволяет оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

За 2015 год фирмами, предприятиями и организациями негосударственного сектора экономики было произведено товаров и оказано услуг на десятки миллиардов сумов [1]. Однако наряду с появлением новых частных предприятий достаточно солидное количество новообразованных фирм и прекративших свою деятельность ранее в истекшем году было ликвидировано. В данном случае возникает вопрос, нормально ли это, когда, не успев появиться на свет или просуществовав год-другой, предприятие ликвидируется?

Явление это в условиях рыночной экономики вполне закономерное и наблюдается не только в Узбекистане, но и в наиболее развитых странах мира. В Великобритании, например, подсчитано, что каждое третье из созданных малых предприятий через 2–3 года прекращает свое существование, а через 5–6 лет с момента регистрации выживает лишь 25–30 процентов от их общего количества. В Германии ежегодно создаются около 40 тысяч различных предприятий и фирм и в то же время 20–25 тысяч из них ликвидируются.

Объясняется это, прежде всего тем, что сектору малого предпринимательства во всех странах мира присущи сложности в широкомасштабном внедрении новых технологий из-за ограниченности собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Плюс ко всему наши предприниматели пока еще отстают в правовой грамотности и деловой культуре. Порой развернуться им мешает излишняя опека контролирующих органов.

Зато, как показывают итоги ушедшего года, мы превосходим своих зарубежных коллег в других критериях, эффективно способствующих становлению и укреплению предпринимательского движения. Прежде всего это высокий уровень квалификации, достигнутый за счет притока высококвалифицированных специалистов из государственного сектора, стремление выйти на международные рынки товаров и услуг, совмещение нескольких направлений и видов деятельности.

В настоящее время число предприятий малого бизнеса увеличивается и это происходит во всех областях нашей страны. Например, скоро в многопрофильной производственной фирме «Бунедкор» будет пущена новая современная технологическая линия. На ее поставку подписан договор в городе Урумчи (КНР). Это фирма принял участие в ярмарке новинок и выбрал эту технологическую линию, стоимостью 160 тысячдолларов США. По мнению специалистов, оборудование обеспечит высокое качество готовой продукции, не уступающее мировым стандартам. Уже получен кредит в размере 90 тысячдолларов СШАчерез районное отделение Пахта банка.

Фирма «Бунедкор» специализируется на изготовлении мебели: столов, стульев, шкафов. Высокий профессионализм коллектива позволяет удовлетворять запросы заказчиков. В перспективе здесь планируется расширить производство и открыть дополнительные рабочие места.

В результате уделяемого под руководством Президента нашей страны внимания развитию малого бизнеса и частного предпринимательства повышается роль предприятий сферы в обеспечении внутреннего рынка различной продукцией, увеличении объемов экспорта.

В данное время надо обратить внимание на необходимость создания широких возможностей для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в промышленных отраслях на основе организации и развития современных производств с новейшими технологиями и оборудованием, с помощью которых можно наладить выпуск импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Это — производство современных, строительных материалов, мебели, комплектующих для разного оборудования и техники и т. д.

Одним из них является ООО «Magnus Industrial Group», расположенное в Чиланзарском районе столицы. На специализированном предприятии по выпуску медных труб разного диаметра установлено современное оборудование. В результате освоено производство таких видов материалов, спрос на которые высок в автомобилестроительной, электротехнической сферах и промышленности строительных материалов. На сегодняшний день на предприятии изготавливаются медные трубы диаметром от 2 до 42 миллиметров.

Благодаря высокому качеству продукции, произведенной на основе местного сырья, она также пользуется большим спросом и на внешнем рынке. 95 процентов медных труб поставляется на экспорт. На этом предприятии, оснащенном современным оборудованием, создано более 50 рабочих мест, свыше тридцати из которых заняты выпускниками колледжей.

ООО «Magnus Industrial Group» наладило партнерство с такими компаниями нашей страны, как «Artel», «Sino», а также известными во всем мире — «Samsung», «LG». Здесь намечается реализация еще одного инвестиционного проекта и освоение выпуска медных фитингов.

В настоящее время малый бизнес занимает рыночную нишу. Например ООО «Azr-textile group» с 2001 года предприятие занимается производством специальной одежды и обуви. Современный дизайн и, самое главное, высокое качество продукции привлекают многочисленных покупателей, среди которых крупные компании, такие как НАК «Узбекистон хаво йуллари», АО «Узбекистон темир йуллари» и многие другие. Требования к спецодежде и обуви особые. По этому, ООО «Azr-textile group» закупает специальную особо прочную ткань, фурнитуру, по желанию заказчика и может нанести на продукцию его логотип. Это фирма в месяц отправляет продукции на 200–250 млн. сумов. Намерены наладить экспортные поставки. Это станет новым этапом. И действительно в фирме есть к чему стремиться, современное оборудование и квалифицированные кадры позволяют существенно увеличить объемы производства.

Анализируя дальнейшее развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, нельзя не отметить, что сегодня поле деятельности в основном находится в таких сферах, как торговля, услуги, переработка сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время на пути развития малого бизнеса и частного предпринимательства имеется ряд проблем, решение которых наталкивается на определенные трудности.

Проблемы малого бизнес и частного предпринимательства можно разделить на следующие группы:

недостаточная доступность сырьевых ресурсов и трудности в их получении;

− материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала;

организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке;

финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками;

ограниченная кредитная обеспеченность некоторых банков в районных отделениях.

Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами прежде всего из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных.

Одним из факторов, вызывающим многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности — так называемые административные барьеры. Следуют отметить значительное число проверок предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях. Но надо отметить, что в 2015 году были приняты мери уменьшения таких процедур.

Следует особо отметить, что в настоящее время необходимо обратить больше внимания на усиление внешней среды деятельности малого бизнеса. Результаты исследования доказывают, что субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства постоянно подчеркивают сильное влияние внешних факторов на результаты деятельности их предприятий.

Таким образом, решение вышеуказанных проблем требует проведения серьезных организационных и экономических мер. Их решение создает более благоприятные условия для дальнейшего эффективного развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Это будет способствовать повышению занятости и доходов населения, росту национального богатства.

Литература:

  1. Арипов О. А. Современное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане. // Молодой ученый. № 22. 2015. С. 332–334.
  2. Госкомстат РУз.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предприятие, современное оборудование, фирма, внутренний рынок, время, высокое качество продукции, малое предпринимательство.
Задать вопрос