К вопросу о выполнении «дорожной карты» по оплате труда на примере сферы государственного здравоохранения Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономическое развитие и рост

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 15.09.2016

Статья просмотрена: 7030 раз

Библиографическое описание:

Фехретдинов, А. Н. К вопросу о выполнении «дорожной карты» по оплате труда на примере сферы государственного здравоохранения Санкт-Петербурга / А. Н. Фехретдинов. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1254/ (дата обращения: 15.11.2024).



Для исполнения указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Президента Российской Федерации, в Санкт-Петербурге принята Программа развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года. Важным пунктом является выполнение целевых значений по средней заработной плате работников учреждений здравоохранения. Данная статья предлагает читателю анализ достигнутых результатов за 2013–2015 года, предлагает информацию об их формировании, а также поднимает вопросы эффективности использования финансовых средств учреждений здравоохранения.

Ключевые слова: майские указы президента, дорожная карта, здравоохранение, средняя заработная плата, инновационные реформы

Одним из первостепенных направлений деятельности Исполнительной власти Российской Федерации на период до 2020 года является значительное повышение качества институтов социальной сферы, прежде всего, здравоохранения. В рамках мероприятий по реализации государственной социальной политики Президентом Российской Федерации прописано увеличение и доведение до соответствующих нормативов заработной платы работников здравоохранения, повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе [1]. Правительство Российской Федерации внесло в составе основных мероприятий Программы к приоритетным направлениям социальной политики повышение благосостояния граждан и снижение бедности. Реализация указанных мероприятий субъектами Российской Федерации в рамках региональных планов-графиков («дорожных карт») будет способствовать решению задач по увеличению производительности труда и заработной платы [2].

В Программе развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года установлены требуемые проценты от средней заработной платы, которые представлены в таблице № 1 [3].

Таблица 1

Проценты средней заработной платы работников здравоохранения от средней заработной платы вСанкт-Петербурге.

N п/п

Тип работников

Ед. изм.

Процент средней заработной платы работников от средней заработной платы вСанкт-Петербурге

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017–2020

1

ВРАЧИ[1]

%

101,1

101,7

129,7

130,7

137

159,6

200

2

СМП[2]

%

79,9

80,4

80,7

81,3

81,5

86,3

100

3

ММП[3]

%

47,7

48

50,1

51

52,4

70,5

100

Программа развития осуществляется без колебаний с 2013 года, в течение 5 последующих лет увеличивается процент средней заработной платы врачей от средней заработной платы в Санкт-Петербурге, что представляет существенный рост средней заработной платы. По группам работников СМП и ММП повышение заработной платы так же должно произойти.

Исполнение пунктов программы развития с 2013 по 2015 гг. представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Исполнение плановых показателей по процентам средней заработной платы работников от средней заработной платы вСанкт-Петербурге.

N п/п

Тип работников

Ед. измерения

Процент средней заработной платы работников от средней заработной платы вСанкт-Петербурге

2013

2014

2015

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1

Врачи

%

129,7

127,2

130,7

139,5

137

150,6

2

СМП

%

80,7

84,5

81,3

91,9

81,5

97,4

3

ММП

%

50,1

53,2

51

56,8

52,4

59,4

Фактическое выполнение «дорожной карты» с незначительным отставанием вначале по врачам опережает показатели программы. Графическое изображение выполнения «дорожной карты» представлено на рисунках, для каждого типа работников отдельно.

Рис. 1. Выполнение «дорожной карты» — Врачи.

Рис. 2. Выполнение «дорожной карты» — СМП.

Рис. 3. Выполнение «дорожной карты» — ММП.

Наиболее интересные данные графиков 2015 года, в котором фактические показатели значительно выше плановых. Это свидетельствует о двух ситуациях в Санкт-Петербурге:

  1. Более значительный рост средней заработной платы работников сферы здравоохранения по сравнению с замедленным ростом средней заработной платы в регионе.
  2. Изменение расчета средней заработной платы в регионе.

Для обоснования первой ситуации обратимся к таблице № 3, в которой показаны темпы роста и прироста средней заработной платы по группам работников и средней заработной платы по региону.

Таблица 3

Темпы роста средней заработной платы

Показатель

Врачи

СМП

ММП

Средняя заработная плата по региону

Темпы роста

Разни­ца

Темпы роста

Разница

Темпы роста

Разница

Темпы роста

Разница

1 квартал 2013 года

100,00 %

-

100,00 %

-

100,00 %

-

100,00 %

-

2013 год

127,98 %

27,98 %

118,20 %

18,20 %

110,23 %

10,23 %

110,38 %

10,38 %

2014 год

151,73 %

23,75 %

139,18 %

20,98 %

119,22 %

8,99 %

119,51 %

9,12 %

2015 год

167,43 %

15,70 %

150,66 %

11,47 %

121,80 %

2,58 %

128,38 %

8,87 %

По представленным данным, можно свидетельствовать, что в 2015 году происходит снижение темпов роста, и у работников здравоохранения эти темпы примерно на 50 % меньше, чем темпы роста в 2014 году. В то же время, темп роста средней заработной платы по региону уменьшился по сравнению с 2014 годом не значительно. Таким образом, качественный рост в 2015 году фактических показателей средней заработной платы работников здравоохранения значительно отличается от плановых показателей, не связан с высоким ростом заработной платы работников сферы здравоохранения по сравнению с замедленным ростом средней заработной платы в регионе.

Тогда следует обратить внимание, на вторую ситуацию. Правительство РФ приняло Постановление от 14.09.2015 N 973, которое коснулось методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а именно, некоторых изменений статистического учета [4]. Новая методика была установлена Приказом Росстата от 14.04.2016 N 188, который прекратил действие Приказа Росстата от 16.09.2015 N 427. В старой методике «показатель «среднемесячная заработная плата наемных работников» отражает начисленную работникам заработную плату до вычета налогов и других удержаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» [5]. В новой редакции «Показатель «среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц» (ЗНР) отражает начисленную работникам заработную плату по основному месту работы с учетом налогов и других удержаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».Такой подход необходим в целях сопоставимости показателя ЗНР с показателем «среднемесячная начисленная заработная плата отдельных категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [6].

Рассмотрим таблицу № 4, в которой представлены расчеты средней заработной платы в 2015 году по двум методикам.

Таблица 4

Показатели средней заработной платы по типам работников по двум видам методик

Тип работников

Плановые показатели

Старая методика

Новая методика

Разница между 4 и 5 столбцами

Врачи

137 %

143,24 %

150,60 %

-7,36 %

СМП

82 %

92,63 %

97,40 %

-4,77 %

ММП

52 %

56,50 %

59,40 %

-2,90 %

По материалам таблицы, можно заключить, что если не была бы произведена замена расчетов средней заработной платы в регионе, то рост фактических показателей над плановыми показателями, не был столь ярким.

В тоже время нельзя оставить без внимания тот факт, что номинальная средняя заработная плата по группам работников в сфере здравоохранения в течение исследуемого периода значительно выросла, что показано в таблице № 3. Существующие изменения не произошли без вмешательства принятых программ. Стоить отметить, что официальные статистические данные по заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы и науки до 2013 года не представлены.

Так же немаловажным моментом обрисовывается сложность расчета заработной платы в учреждениях, по информации которых формируется статистика. При допустимом сильном колебании экономики страны в целом, и значительном увеличении средней заработной платы в регионе, учреждения не смогут выполнять «дорожную карту». Согласно правилам составления смет расходов, бюджет заработной платы устанавливается на календарный год, и его перерасчет — это сложная экономико-техническая процедура. К тому же перевод сметных средств с других статей расходов на заработную плату останавливает развитие материально-технической базы учреждения.

К примеру, в первом полугодии 2016 года выполнение показателей имеют неоднозначную оценку. В таблице № 5 приведены данные по полугодию 2016 года.

Таблица 5

Выполнение плановых показателей впервом полугодии 2016 года.

Тип работников

Плановые показатели на 2016 год

Выполнение «дорожной карты» впервом полугодии[4]

Врачи

159,60 %

150,77 %

СМП

86,30 %

99,21 %

ММП

70,50 %

61,51 %

Нельзя не обратить внимания, на значительное перевыполнение «дорожной карты» по СМП. Такие показатели, возможно, оправданы при прогнозируемом росте средней заработной платы по региону, но такие значении по СМП в первом полугодии не обязательны. Не выполнение показателей по Врачам и ММП в этом отрезке времени может повлечь не исполнение программы развития здравоохранения. Во избежание срыва, учреждениям здравоохранения требуется секвестрировать статьи расходов.

Возможно, плановый прогнозный показатель средней заработной платы в регионе на требуемый период помогал учреждениям здравоохранения рассчитать бюджет на заработную плату. Так отклонение плановых показателей и фактических в 2014 году составило — 1,32 %, в 2015 году — 9,17 %, и уже в 2016 году в первом полугодии4–12,20 %. Такие серьезные отклонения в меньшую сторону должны облегчить задачу выполнения «дорожной карты», но из-за расчета заработной платы в ориентире на плановые показатели, происходит реальное сокращение не заработных статьей расходов.

Предложение о пересмотре ежеквартально плановых значений на будущие периоды, способствовало детальному анализу и расчету заработной платы учреждениями, для выполнения Указов Президента по повышению оплаты труда. Правда, такая реальность возможна только в теории.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
  3. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 05.09.2013 N 65-рп (ред. от 27.12.2013) «О Программе развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года»
  4. Постановление Правительства РФ от 14.09.2015 N 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)"
  5. Приказ Росстата от 14.04.2016 N 188 «Об утверждении Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)"
  6. Приказ Росстата от 16.09.2015 N 427 «Об утверждении Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)"
  7. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 25-рп (ред. от 30.07.2014) «О Плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013–2018 годы»
  8. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ — Федеральная служба статистики. Официальная статистика. Рынок труда, занятость и заработная плата.

[1] Врачи - Врачи и работники медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания.

[2] СМП - Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг), в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания.

[3] ММП - Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг), в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания.

[4] Расчет состоит: ЗНР равен полугодовой средней заработной платы по региону равной 46 873,00 уменьшенной на 4,91% (разница в соотношении расчетов по старой и новой методике в 2015 году).

Основные термины (генерируются автоматически): заработная плата, Российская Федерация, темп роста, показатель, тип работников, таблица, государственная социальная политика, заработная плата работников, заработная плата работников здравоохранения, среднемесячная начисленная заработная плата.

Ключевые слова

здравоохранение, дорожная карта, майские указы президента, средняя заработная плата, инновационные реформы

Похожие статьи

О возможности применения системы стратегического планирования на региональном уровне развития экономики

В статье излагаются некоторые результаты исследований по разработке прогнозов экономических показателей, проводится анализ достоинств и недостатков двух федеральных законов: «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз...

Эффективность реализации национального проекта «Образование» в Республике Башкортостан

Раскрыта сущность, национального проекта «Образование», утвержденного президентом России В. В. Путиным. В работе отражены задачи, механизмы стимулирования необходимых системных изменений в образовании и направления развития системы образования. Приво...

Концепция социально-экономического развития города Красногорска

Научная статья посвящена разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере города Красногорск. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования основы устойчивого развития города Красногорск...

Социальная политика по содействию занятости населения

В статье представлено исследование социальной политики, направленной на защиту безработных граждан России. Был рассмотрен опыт зарубежных стран в финансировании деятельности служб занятости. Более детально изучены направления финансового обеспечения ...

Анализ программно-целевого метода государственного регулирования развития отрасли животноводства в Амурской области

В статье рассмотрен программно-целевой метод государственного регулирования одной из важнейших отраслей сельского хозяйства — животноводства. От эффективности поддержки животноводческой отрасли зависит продовольственная безопасность отдельных регионо...

Развитие городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы

В статье рассмотрены основные проблемы современной системы городского пассажирского транспорта г. Санкт- Петербург и проанализирована практическая значимость разработанных на государственном уровне и представленных в Транспортной стратегии РФ на пери...

Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области

В данной статье отражена значимость молочного скотоводства. Проанализированы проблемы данной отрасли в Орловской области. Рассмотрены меры государственной поддержки молочного скотоводства, которые предусмотрены в рамках долгосрочной областной целевой...

Повышение эффективности системы финансового планирования бюджетных образовательных учреждений

В статье рассмотрена проблема финансирования бюджетных образовательных организаций и сферы образования России в целом, а также проблема финансового планирования бюджетных образовательных учреждений Забайкальского края, в частности. Проведен анализ и ...

Направления инновационного развития Республики Саха (Якутия)

В статье рассматриваются направления инновационного развития Республики Саха (Якутия). Приводится сравнение показателей эффективности применения инновационной политики субъекта по отношению к другим субъектам РФ, и приводятся решения для повышения зн...

Реализация проекта электронного правительства в условиях административной реформы в Российской Федерации (на примере Московской области)

В данной статье рассматривается тема внедрения механизмов электронного правительства в повседневную жизнь в ходе проводимой административной реформы в Российской Федерации. Методика применения электронной формы взаимодействия обеспечивает прозрачност...

Похожие статьи

О возможности применения системы стратегического планирования на региональном уровне развития экономики

В статье излагаются некоторые результаты исследований по разработке прогнозов экономических показателей, проводится анализ достоинств и недостатков двух федеральных законов: «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз...

Эффективность реализации национального проекта «Образование» в Республике Башкортостан

Раскрыта сущность, национального проекта «Образование», утвержденного президентом России В. В. Путиным. В работе отражены задачи, механизмы стимулирования необходимых системных изменений в образовании и направления развития системы образования. Приво...

Концепция социально-экономического развития города Красногорска

Научная статья посвящена разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере города Красногорск. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования основы устойчивого развития города Красногорск...

Социальная политика по содействию занятости населения

В статье представлено исследование социальной политики, направленной на защиту безработных граждан России. Был рассмотрен опыт зарубежных стран в финансировании деятельности служб занятости. Более детально изучены направления финансового обеспечения ...

Анализ программно-целевого метода государственного регулирования развития отрасли животноводства в Амурской области

В статье рассмотрен программно-целевой метод государственного регулирования одной из важнейших отраслей сельского хозяйства — животноводства. От эффективности поддержки животноводческой отрасли зависит продовольственная безопасность отдельных регионо...

Развитие городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы

В статье рассмотрены основные проблемы современной системы городского пассажирского транспорта г. Санкт- Петербург и проанализирована практическая значимость разработанных на государственном уровне и представленных в Транспортной стратегии РФ на пери...

Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области

В данной статье отражена значимость молочного скотоводства. Проанализированы проблемы данной отрасли в Орловской области. Рассмотрены меры государственной поддержки молочного скотоводства, которые предусмотрены в рамках долгосрочной областной целевой...

Повышение эффективности системы финансового планирования бюджетных образовательных учреждений

В статье рассмотрена проблема финансирования бюджетных образовательных организаций и сферы образования России в целом, а также проблема финансового планирования бюджетных образовательных учреждений Забайкальского края, в частности. Проведен анализ и ...

Направления инновационного развития Республики Саха (Якутия)

В статье рассматриваются направления инновационного развития Республики Саха (Якутия). Приводится сравнение показателей эффективности применения инновационной политики субъекта по отношению к другим субъектам РФ, и приводятся решения для повышения зн...

Реализация проекта электронного правительства в условиях административной реформы в Российской Федерации (на примере Московской области)

В данной статье рассматривается тема внедрения механизмов электронного правительства в повседневную жизнь в ходе проводимой административной реформы в Российской Федерации. Методика применения электронной формы взаимодействия обеспечивает прозрачност...

Задать вопрос